Зима
В ГОДЫ ВОЙНЫ
«О начале войны зиминцы узнали поздно. В полуденный час 22 июня вдруг ударил набатом деповский гудок. Монтеры узла связи стали спешно в людных местах. устанавливать на столбах колокола-громкоговорители, потому что «тарелок»-репродукторов в домах жителей было не так уж много. Вокруг громкоговорителей стали собираться толпы людей. По радио несколько раз передавали выступление В.М. Молотова, а в промежутках гремели военные марши, выступали известные всей стране люди. Постепенно толпы стали словно размываться и, несмотря на воскресный день, образовали длинную шумную очередь у здания райвоенкомата» (Ю. Маяков). В первые месяцы войны, когда положение на фронтах было отчаянно-тяжелым, под руководством районного комитета партии (секретарь И.Т. Карпов) и райисполкома (председатель Г.Л. Шиверский) перестраивались на военную работу все зиминские предприятия и учреждения. Главнейшей задачей для них, кроме значительно превышающей обычные объемы повседневной работы, была организация помощи фронту. При потере важных сельскохозяйственных районов на западе страны прежде всего был нужен хлеб, а на селе не хватало ни рабочих рук, ни машин. На помощь пришли рабочие зиминских предприятий. В депо ремонтировали колхозную технику. Весенний сев, сбор урожая — теперь эти кампании тоже стали заботой путейцев. Матрена Моисеевна Петраченко и Анна Федоровна Зубакова, во время войны командированные из депо в совхоз «Путь Ленина», председателем которого была Мария Степановна Васильева, вспоминали, что отдыха не знали сутками. Днем вязали снопы, ночью молотили хлеб или скирдовали солому. Зиминцы с полной отдачей трудились на своих рабочих местах, но и на призывы горсовета помочь фронту откликались с большим желанием. Собирали продукты, одежду, валенки. Один из складов Зимторга был выделен для хранения подарков фронтовикам. Когда их набиралось на два-три вагона, грузили и отправляли на фронт. В депо семьи рабочих собирали теплые вещи и подарки для бойцов 43-й армии Западного фронта, 31-й армии Калининского фронта, участвовавших в битве под Москвой, 52-й и 7-й отдельной армий Волховского фронта. Нужны были фронту и деньги. Рабочие и служащие отчисляли заработок за один или два дня, работали на воскресниках. Клуб железнодорожников давал спектакли, сборы от которых шли в Фонд обороны. Рабочие депо вносили средства на постройку танковых колонн «Иркутский комсомолец», «Иркутский колхозник», «Иркутский железнодорожник», а также на строительство самолетов. Работники ремонтных цехов депо отдавали в Фонд обороны средства, заработанные при ремонте паровозов сверх плана,цех эксплуатации — заработок за отдельные рейсы. По постановлению коллектива депо в Фонд обороны отчислялись однодневные заработки и заработок за сверх-урочные работы, компенсация за неиспользованный отпуск. Уже к концу декабря 1941 года трудящиеся Зиминского района собрали в Фонд обороны 65 283 рубля, сдали облигаций на 920 тысяч рублей. Война сразу осложнила работу промышленных предприятий. Многие квалифицированные рабочие ушли на фронт, ухудшилось снабжение техникой, оборудованием, сырьем, топливом и горючим. Но уже в первое военное лето женщины, понимавшие, что придется заменить мужчин на рабочих местах, приступили к освоению новых профессий. Они самоотверженно брались за дела, казалось, непосильные. Кочегарами на паровозах стали работать Мошкова, Сахаровская, Седлецкая, Перминова, Березина, Прудникова, Миненкова, Трегузова, Казанцева и другие. Выпускницы железнодорожного училища С. Сивицкая, Е. Силова, П. Хортулева, Е., Шишкина, А. Новикова, В. Корза, А. Доскач, М. Муранова стали помощниками машинистов, М. Потапова, М. Лапшина, Е. Виногенова — машинистами паровозов. Много женщин пришло работать в ремонтные цеха депо. Строгальщиком стала Кузьминова, слесарями — Бордакова, Шкавера, токарем — Григорьева и другие. На митингах железнодорожников в те дни нередко звучали обращения, подобные этому: «Женщины Восточно-Сибирской дороги! Включимся в активную помощь в работе железнодорожного транспорта! Добьемся вместе с мужьями выполнения всех показателей ко Дню железнодорожника, повысим бдительность, сделаем каждую станцию, депо, жилой дом неприступной крепостью для врага!». Эти призывы подхватывали в Зиме: «Мы, свободные женщины страны социализма, еще теснее сплотимся вокруг большевистской партии и готовы встать на защиту своей Родины. Если потребуется, имея в своих рядах телеграфистов,слесарей, фельдшеров, помощников машинистов, можем встать к станку и горим желанием даже с винтовкой в руках защищать свое Отечество». И действительно, более десятка работниц депо ушли на фронт, среди них Н. Сергиенко, Е. Долгова, Е. Чернявская, А. Подонина. Всего же были призваны 596 работников депо, 89 из них погибли. Домохозяйки изъявили желание преподавать в кружках санитарной обороны, изучать военное дело. Они выходили на воскресники (на строительстве железнодорожного училища, ремонте школы заработали 3000 рублей и внесли их в Фонд обороны), занимались ремонтом и балансировкой пути, носили кирпич на строительстве мастерской, выполняли много другой, не квалифицированной, но тем не менее очень нужной, требовавшей большого физического напряжения работы. Газета «За большевистские темпы» сообщала, что в феврале 1944 года 86 домохозяек очистили от снега и льда большую площадь железнодорожных путей. Одна из них, Н. Ященко, очистила 6450 кв. м пути, выполняя норму более чем на 240 процентов. Это позволило руководству дистанции использовать кадровых рабочих там, где дело требовало высокой квалификации. В паровозном депо станции Зима, как и на всей Восточно-Сибирской железной дороге, работали под лозунгом «Все для победы над врагом!». Если помнить, в каких условиях и какими силами выполнялась работа, результаты ее покажутся поразительными. Локомотивные бригады и командный состав были переведены на казарменное положение. После смены домой не уходили. Отдохнув здесь же, в депо, шли заменять уставших слесарей, токарей, котельщиков. Коллектив заготовительного цеха депо поднял производительность труда до 288 процентов, кузнечный цех — до 300 процентов,промывочный — до 258. Промывочный цех к тому же сэкономил на каждом паровозе не менее 15 процентов государственных средств, в целом 25 494 рубля. Слесари Иванов и Иевлев, Трусевич и Сухнев перевыполняли задание в три и даже пять раз. Токарь Дорочинский 17 февраля 1943 года, работая над специальным заказом, выполнил сменное задание на 1100 процентов. Еще раньше, работая на карусельном станке, он выполнил сменное задание на 512 процентов и после этого остался еще на одну смену. «Я знаю, что каждая норма, выданная сверх плана, есть меткий удар по фашистским варварам», — говорил он тогда. Образцы трудового героизма показывали и локомотивные бригады. Из машинистов депо под руководством орденоносца И.Ф. Василенко была создана колонна имени Государственного комитета обороны. Благодаря ее работе в 1943 году техническая скорость была доведена до 49,5 км в час, простой паровозов на промывке снижен на два часа. Широко применялся метод кооперирования бригад, что позволило добиться значительной экономии средств. Если в январе 1942 года было сэкономлено 13 200 рублей, то в феврале уже 26 000. В архиве железной дороги хранится приказ начальника депо, который свидетельствует о самоотверженном поступке машиниста-инструктора Н.А. Матвеева. На паровозе, следовавшем с воинским поездом, упал тендерный клапан инжектора. Поезд был обречен на длительный ремонт. Матвеев на станции Тыреть при 36-градусном морозе устранил поломку. Поезд без задержки отправился дальше. Железная дорога испытывала недостаток подвижного состава, поэтому в паровозном депо был открыт цех вагоностроения. Из Улан-удэнского паровозоремонтного завода поступили колесные пары и другая оснастка для изготовления двухосных платформ. Под руководством мастера Степана Андреевича Кочеткова в месяц выпускали 25—28 штук. Преодолевая огромные трудности, коллектив выполнял план ремонта паровозов. Не хватало запасных частей, материалов. Выход нашли — увеличили мощность вагранки для чугунного литья, соорудили печь, организовали производство карбида для автогенной сварки. В годы войны по всей железной дороге было известно имя Ивана Павловича Михайлова. Его рацпредложения в корне изменили работу кузнечного цеха паровозного депо — был усовершенствован технологический процесс, разработаны новые штампы и приспособления. В годы войны возглавляемый Михайловым цех занимался исключительно важной работой — выполнял заказы колхозов, МТС, Сельхозснаба и одновременно успешно справлялся с непосредственными обязанностями — ремонтом паровозов. В 1939 году Иван Павлович уже был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1943-м ему вручили орден Ленина. Вообще же 900 работников депо были награждены медалью «За доблестный труд в Вели3 июля 1941 года местная газета лоточки и т.д. Обучение на пилоточке производится под руководством инструктора-пилостава Н. Осипокой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Коллектив лесозаготовительного завода значительно уменьшился уже в первые месяцы войны. Несмотря на это, выпуск продукции по сравнению с 1940-м был увеличен на 13,5 процента. Заводчанам был поручен важный фронтовой заказ — изготовление авиапланок для самолетов. сообщала: «Работницы лесозавода и домохозяйки решили овладеть специальностью бракера, искусством пива. Он провел уже два занятия, которые аккуратно посещают работницы Меркулова, Уланская, Ласица и др. Организуется обучение и по другим специальностям». Электросварщик Г.В. Аношко, станочницы В.А. Дементьева, А.В. Аринкина, впоследствии Герой Социалистического Труда, П.К. Насырева — благодаря этим и многим другим рабочим завод справлялся с заданиями Наркомлеса СССР. В декабре 1942 года Мария Митько изготовила сверх нормы 31 200 деталей, Капитолина Илюшина 28 300, высоких показателей добивались и другие рабочие. Всего за 1942 год завод отправил на фронт 1 062 116 комплектов раз- личных видов оборонной продукции, 57 тысяч кубометров пиломатериалов. На курсах, в кружках техминимума, в стахановских школах лесозавода шла подготовка рабочих кадров. Всего за годы войны было подготовлено 533 квалифицированных рабочих. Стахановские школы появились на заводе в 1943 году. Сюда приходили люди, уже имевшие начальную профессиональную подготовку, но испытывавшие потребность в дополнительных технических знаниях.С рабочими занимались инженеры и техники. Выпускники стахановских школ составили ядро рабочего коллектива, все они в последующие два военных года стали рационализаторами, передовиками производства. 3 марта 1944 года в деревообрабатывающем цехе прошел митинг. Газета «За большевистские темпы» по этому поводу писала: «Выступившая на митинге орденоносец Аринкина сказала: “Чтобы окончательно разбить ненавистных врагов, кровожадных фашистов, нам, работникам тыла, необходимо всеми силами и средствами помогать фронту. Я обязуюсь мартовскую программу выполнить на 200 процентов и буду помогать Красной армии денежными средствами, как могу. Прошу принять от меня все облигации и сбережения, компенсации за неиспользованные мною отпуска в Фонд обороны страны. Пусть это пойдет на строительство танков и самолетов в угрозу и на смерть нашему врагу”». Ее примеру последовали многие. От рабочих лесозавода к 19 февраля 1944 года на строительство танков и самолетов поступило 23 тысячи рублей. Пелагея Кондратьевна Носырева — ее дневная выработка не опускалась ниже 150 процентов — была награждена медалью «За трудовое отличие». Станочницы Варвара Дементьева, Капитолина Илюшина выполняли норму на 170—200 процентов, Александра Арбузова — на 130. О напряженной работе тех дней свидетельствуют воспоминания рабочих. Григорий Евстафьевич Аношко рассказывал: «Порой было некогда до дому добежать пообедать,жены носили нам в узелках горячую картошку в мундирах». Михаил Степанович Давыдов, в 1942 году двенадцатилетний подросток, подтверждал: «Питание было скудное,получали продукты по карточкам. На заводе многое приходилось делать вручную, выручали лошади. На них мы возили пиломатериал из лесоцеха для погрузки в вагоны». Дважды за военные годы коллектив лесозаготовительного завода был награжден знаменем Комитета обороны и денежными премиями. Пищевой комбинат в годы войны работал исключительно на местном сырье, и требовалось немало усилий, чтобы обеспечить им производство в требуемых объемах. Как и другие предприятия, комбинат заметно обезлюдел, что потребовало увеличить интенсивность работы оставшихся. Так, в квасном цехе, где раньше трудились восемь человек, остались четыре — во главе с О.А. Федосеевой, и выполняли план на 350 процентов. Пищекомбинат тоже получил специальное задание для Красной армии, которое успешно выполнял. В 1943 году, к примеру, на 150 процентов. Работники комбината имели подсобное хозяйство: зерно и скот позволяли хоть немного улучшить снабжение населения продуктами. К 1944 году хозяйство удалось заметно расширить. В тот год было засеяно различными культурами 26 га пашни, увеличилось поголовье скота — держали 11 коров, 35 свиней, 8 овец. Так в тяжелых условиях военного времени в тылу делали все необходимое, чтобы там, на линии фронта, армия могла сдержать натиск врага и перейти в наступление. Только благодаря самоотверженности и полному самоотречению удалось одолеть общую беду.