Устав Полка
1. Бессмертный полк своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.
2. Участие в Бессмертном полку подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны – 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии – с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне Бессмертного полка, либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в Бессмертном полку строго добровольное.
3. «Бессмертный полк» — Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. Бессмертный полк объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна – один Полк.
4. Бессмертный полк не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к Бессмертному полку.
5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в том числе историческом), чиновнике. Полк – это миллионы ушедших и их потомки.
6. Наша конечная цель – превратить Бессмертный полк во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.
* Символика: логотипы, эмблемы, названия, фирменный стиль и прочее на любых носителях (в том числе на портрете солдата).
"Сейчас-то я пожилой молодой человек, а когда-то был октябренком. 9 Мая вожатая Ира водила нас к памятнику павшим на войне, дарить ветеранам цветы. Ходил весь класс. Тогда, во дворах, мы еще играли в «немцев» и «наших». И знали, какая была война, с кем. И не только из книг и кино.
Часто узнавали про нее то, что в книжках не писано было от деда или бабушки, от соседа по лестничной клетке, пропившего все кроме Ордена Красного Знамени, от приходивших каждый год в школы на "уроки мужества" крепких, тогда даже не стариков, а просто очень взрослых мужчин редких профессий: стрелок-радист, заряжающий, сапер... И вполне точно представляли, что тяжелая эта была Победа. За которую мой дед отдал обе ноги, а многие миллионы советских солдат - русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, эстонцев, узбеков, евреев, киргизов, татар, калмыков..., множество иных народов - свои жизни. Поэтому, не было нам удивительно, когда кроме живых победителей, у Вечного огня 9 Мая, мы видели и фотографии павших солдат, которые приносили с собой ветераны. И пили они«наркомовские» сто грамм и за мертвых, и за живых. За тех, кто не забыт, и тех, кто не забудет.
Это было давно. В другое время и другой стране. На месте которой мы сегодня живем. И дворы теперь другие и игры.
И День Победы тоже изменился. Почти не осталось ветеранов, пройдет еще два-три года, и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса произнесенного вслух и началось то, что сегодня стало Бессмертным Полком.
Мы не считали и не считаем себя "авторами идеи". Мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Тогда, в нашем детстве или, как узнавали мы уже после мая 2012 года, в некоторых городах России до нас, где люди поодиночке или как в Тюмени в 2007 году целой колонной школьников, несли к Вечному огню фотографии солдат. В 2006 году в Ухте в День Победы ребята вынесли портреты солдат.
В Севастополе в мае 2009 года прошел марш «Заменим Вас в строю!».
Да не только в России похожие на Полк истории происходили . В Иерусалиме в 1999 году горожане в День Победы вынесли портреты своих солдат. А были еще Омск и Псков, станицы Ставрополья и многие другие. В Соликамске еще в 1985 году женщины прошли с портретами мужей и братьев по улицам в День Победы.
Самая давняя из теперь известных историй, родственных Бессмертному полку, случилась в Новосибирске. В первый год официального празднования Победы, в 1965 году, ребята из 121-ой школы вышли с портретами своих отцов - фронтовиков.
Но как сделать этот порыв разных людей народной традицией? Такой, что бы ее запомнили наши дети, и передали после своим. И как собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых? Как ответ появился Устав Бессмертного Полка, этические принципы, собравшие вместе миллионы людей.
Конечно, начинали мы Полк с себя, со СМИ. Участие в создании Полка наших коллег, - радийщиков, телевизионщиков, газетчиков– не случайно. То, что Полк стал международным движением, заслуга первых координаторов - журналистов, которые рассказали про Полк в десятках городов и сел России. Бессмертный полк, в принципе, история провинциальная. Родилась в Сибири, выросла в глубинке. Не сверху спущена. Спасибо за него тем, кто поддержал томскую историю Бессмертного полка в Туле и Костроме, Новосибирске и Кургане, Вологде и Волгограде, Иркутске и Благовещенске, бухте Провидение и Краснодаре, везде, где сегодня День Победы стал днем семейной памяти. И в России и за пределами нашей Родины."
Сергей Лапенков, от имени координаторов гражданской инициативы «Бессмертный полк».