НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Якшур-Бодьинский район
стела "Станция Узгинка"
2 сентября 2016 года в селе Кекоран Якшур-Бодьинского района была установлена памятная стела "Станция Узгинка- дорога на фронт". Стела была установлена по инициативе общественников района на благотворительные средства. Стела - дань памяти жителям Якшур-Бодьинского района, ушедшим на фронт в 1941-1945 годы. Отправка на фронт якшурбодьинцев осуществлялась по узкоколейной железной дороге со станции Узгинка (в настоящее время станция Кекоран). На фрнот ушло более 7 тысяч жителей района, кажды второй погиб. Светлая память нашим землякам, отдавшим жизнь за нас и наше будещее!
Дорога на станцию Узгинка
Петр Фертиков
1938 год. В селе Якшур-Бодья появился военный комиссариат во главе с капитаном интендантской службы Востриковым Иваном Федоровичем. В деревнях поставили на учет по воинской специальности мужчин допризывного и призывного возраста, запаса. В школах проводили занятия по гражданской обороне (ОСОАВИАХИМ), изучали курс Ворошиловского стрелка. На мобилизационный учет поставили лошадей, сельхозтехнику (автомашины, трактора). На «фондовых» лошадях не работали в колхозе, на них была индивидуальная сбруя, телега, сани. Их кормил специальный конюх, все были подкованы.
В поселках Пастухово, Лумпово, Лынга, Русская Лоза, Чур, на Селычке, Красное, Карашур, 131,113 лесоучастках, 147 колонии готовили строительный материал для оборонных заводов. На Канифольном и Скипидарке готовили канифоль и скипидар для артиллерийского вооружения, сейчас сохранились сосны с насечками для сбора канифоля. «Всё для фронта» - по узкоколейке отправляли на оборонные заводы Удмуртии.
После посевной мужчин призывали в Красную армию, на военные сборы на станцию Шолья Камбарского района, Свердловскую область в Еланские лагеря, в Камышлово.
1939 год. В ноябре началась война с Финляндией. Вместе с мужчинами отправляли фондовых лошадей. Так, например, из Патраков – коня Борьку, из Порвы – коня Гром, из Бабашура – коня Жулик. Все они были подкованы на зимние подковы, мужчин и коней провожали всей деревней.
Из Якшур-Бодьи автобусы и автомашины на Ижевск не ходили. Единственным транспортом была узкоколейная железная дорога, проходившая через станцию Узгинка.
Дорога на Узгинку. Из военкомата людей и лошадей, получив повестки и предписание, направляли на станцию Узгинка. На Узгинку шли две дороги: одна – через лес, деревню Выжоил, другая – через поле, деревню Кунянгурт (ныне – Нижний Пислеглуд). Летом на лошадях ездили через Кунянгурт, а пешком – через Выжоил. Зимой ездили на станцию Узгинка через Выжоил. Путь был короче, да и лога, речки Силодзил (Селычка) и Мыслань (в переводе – неправильная река) замерзали. Селычка течет на юг, а Мыслань – течет на север и возле Кунянгурта она впадает в реку Силодзил.
Станция Узгинка. До 1941 года узкоколейка от Ижевска проходила через ст. Чур, ст. Узгинка и на станции Новое Пастухово было кольцо, где паровоз разворачивался и шел обратно на Ижевск.
Узкоколейка на станции Узгинка проходила около речки – Узгинка. На станции стояли одно и двухэтажные, многоквартирные бараки, большой деревянный, добротный железнодорожный вокзал. Работал медпункт. Паровоз, работавший на дровах, ходил один раз в сутки. Перевозил людей в теплушке с буржуйкой, в товарных вагонах – лес. До Ижевска паровоз шел около двух часов.
На станции Узгинка открыта школа ФЗО(фабрично-заводское обучение), где готовили плотников. Учились мальчики и девочки 14-15 лет. Они строили бараки для леспромхозов, шпалы для железной дороги.
Весной лес сплавляли по рекам Узгинка и Порвинка. На реке Порвинка, на Выжоильском лесоучастке (между Чуром и Узгинкой) стояла водяная мельница.
Для коней на подводах привозили сено, овес, посыпку, был сделан навес. Стояли полевые кухни для приготовления каши и чая. Костры использовались для освещения, а также люди грелись и сушились.
В марте 1940 года закончилась война с Финляндией. Мужчины вернулись весной, а коней привезли в июне – эшелоном на станцию Узгинка, а оттуда самостоятельно прибежали домой.
1941г. – 1945г. 22 июня 1941 года жители села Якшур-Бодья ремонтировали плотину. День был жарким. После обеда приехал верхом на лошади представитель военкомата и сообщил о начале Великой Отечественной войны. Представители райкома партии, комсомола разъехались по сельским советам, колхозам района, чтобы сообщить и организовать мобилизационную работу, призыв в Красную Армию.
За первую неделю войны СССР с Германией из села Якшур-Бодья ушли на фронт добровольно 61 человек, из них – 12 женщин, а из района – 247 человек.
Через Узгинскую дорогу и станцию в годы войны были отправлены 7407 человек, из них 94 женщины.
5 апреля 1942 года добровольно ушла на фронт – фельдшер Феодора Андреевна Пушина. Её провожала старшая сестра Анна. Шли они пешком по Выжоильской дороге, речки уже были в разливе. Феодора была в туфлях, Анна – в сапогах. Через два лога и речки Анна на себе переносила свою младшую сестру Феню (так её звали дома и в фельдшерско-акушерской школе). Выжоильскую дорогу называли "Дорогой слёз"
За Кунянгуртом при выезде в поле из улицы Выли (верхняя улица), у дороги стояли три вековые сосны: две – по правую сторону дороги , третья сосна – по левую сторону дороги, недалеко друг от друга. Все проезжающие рекруты останавливались у этих сосен, делали привал, отдых для лошадей. На сучья сосен вешали ленточки, на землю клали монеты, чтобы вернуться с фронта домой. Но, 3891 человек, в том числе девять женщин погибли, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях, от болезней и истощения в концлагерях. Погибли кони Борька, Гром, Жулик и другие лошади из района. Местные жители, проводивших своих отцов, мужей, детей на войну назвали эти сосны – Сталиным, Лениным, Ворошиловым. Ежедневно ходили они к этим соснам и молились. Больше всего люди ходили молиться к «Сталину», меньше – к «Ленину» и «Ворошилову». Они верили вождям и в «Наше дело правое – мы победим». Но не всем помогла молитва. Эти сосны стояли до 1980 года, пока пастухи не свалили и не подожгли. В 2009 году остались две полуобгоревшие сосны. Третья не сохранилась.
Строительство железной дороги Ижевск – Балезино начали с 15 января 1942 года. На географической карте 1935 года показаны действующие узкоколейки: ст. Люкшудья – ст. Ува и ст. Люкшудья – ст. Узгинка. А от станции Узгинка показана проектируемая железная дорога: «ст. Узгинка – до станции Балезино».
Самый трудный участок строительства новой железной дороги был Кекоранский перевал, где работали пять тысяч человек, сносили перевал, делали насыпь глубиной – 18 метров, засыпали болотистые места, выравнивали железнодорожную платформу. Новая железная дорога Ижевск-Балезино через станцию Узгинка прошла выше бывшей узкоколейки на восемьсот метров. Старая узкоколейка действовала все годы Великой Отечественной войны.
После победы участники войны возвращались домой уже по новой дороге «Ижевск-Балезино», выходили на станциях ближе к дому: Чур, Кекоран, Лынга, Русская Лоза, Игра, Балезино.
В настоящее время через станцию Узгинка продолжают ходить поезда, подают гудки, напоминая о Великой Отечественной войне, о наших земляках, защитниках Родины. Но пешком и на лошадях сюда уже не ходят и не ездят.