Александр
Давыдович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 5 декабря 1909 года в г.Николаев с 17 лет начал работать на судостроительном заводе, а в 1931 году поступил в школу боцманов в г.Севастополь. После окончания ходил на линкорах «Профинтерн» и «Красный Кавказ». В 1941 г. он был откомандирован в Николаев, где на судостроительном заводе готовился к спуску ледокол «Анастас Микоян». В кротчайшие сроки он был переоборудован во вспомогательный крейсер и принимал участие в обороне Одессы, а затем и Севастополя. За эти сражения экипаж был награждён медалями «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя».
В скорее было принято решение, о необходимости использования ледокола по назначению, и был разработан план по переходу корабля из Батуми в Архангельск. В связи с тем, что вся Европа находилась под фашисткой оккупацией (Франция, Португалия и т.д.) или имела союзников Германии (Испания, Италия), то единственной возможностью решить такую сложную задачу, было совершить кругосветный переход. И 25 ноября 1941 года экипаж взял курс на Босфор.
По договорённости с нейтральной Турцией для разрешения прохода через пролив Босфор корабль был разоружен. Команде предстояла сложная задача пройти через Эгейское и Средиземное море, в акватории, которых располагались морские и воздушные базы немцев. Экипажу был отдан приказ: «Корабль и команду в плен не сдавать, в крайнем случае утопить». Корабль двигался преимущественно ночью без ходовых огней. Был атакован подводной лодкой в результате грамотных действий капитана и команды они избежали участи быть потопленными. Через два дня они были в Бейруте, а после встали на ремонт пробоин в Хайфе. Во время ремонта на мине подорвался танкер, и разлившаяся нефть привела к пожару, уничтожившему несколько судов, и только моряки ледокола «Анастас Микоян» пришли на помощь утопающим морякам других судов, как всегда проявив самые важные качества русского человека – помощь и участие, особенно в трудную минуту.
Дальше корабль прошёл Суэцкий канал, обогнул Африку, с заходом в порт Дурбан, оттуда на Кейптаун, а далее через Атлантический океан на Монтевидео. Обогнув Южную Америку, пройдя мыс Доброй надежды, они держали путь на Сан-Франциско, потом Владивосток, Анадырь и по северному морскому пути до Архангельска. Они закончили свой переход 15 октября 1942 года. Ледокол вступил в строй северного флота и был выведен из эксплуатации лишь в 1966 году.
После войны дедушка работал на Николаевском судостроительном заводе, оставив после себя большой трудовой опыт и уважение коллег и учеников.
Воспоминания
старший внук, Гройсман Сергей
Я, старший внук своего деда, Гройсман Сергей Анатольевич, помню, как летом приезжая на каникулы в героический город Николаев мы ходили с ним на флотский бульвар с прекрасным видом на реку Ингул, где стоит памятник адмиралу Степану Макарову, музей судостроения и флота, в котором очень интересная история создания флота от парусников до современных и необычных кораблей, как мы ловили рыбу и многое другое.
Я до сих пор храню в своём сердце те счастливые моменты детства связанные с моими бабушками и дедушками в этом городе.