НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Тарасовский район
В чеботовской ловушке
Официальная дата освобождения Тарасовского района от немецко-фашистских захватчиков по сведениям Центра документации новейшей истории Ростовской области - 16 января 1943 года. Однако некоторые наши населенные пункты были очищены полностью от фашистской нечисти чуть позже, о чем свидетельствуют кровопролитные бои с противником, которые подтверждены документально.
Январь 1943 года. Со стороны Богучара наступала 170-я танковая бригада под командованием полковника С.А. Дурнева. Под Миллерово она провела успешную операцию, разгромив полностью немецкий полк, отходивший из города. Дальше перед танкистами стояла задача - овладеть железнодорожной ст. Чеботовка, чтобы предотвратить эвакуацию гитлеровских войск. На маленькой станции к тому времени сосредоточилось большое количество немецких частей, которые, выбравшись из окружения, устроили себе отдых.
В ночь на 17 января, рассчитывая на внезапность, не произведя предварительно разведки, комбриг Дурнев повел бригаду на штурм Чеботовки. Но немцы обнаружили наступление наших войск и танкисты попали под ураганный огонь противника. Семь головных советских машин были уничтожены. Отстреливаясь из орудий, уцелевшие танки укрылись за колхозными мастерскими, а утром им на подмогу выступил мотострелковый батальон. Его бойцы, вступив в схватку с врагом, встретились с жесточайшим сопротивлением. Выбивать немцев приходилось буквально с каждой улицы и дома. Танкисты Дурнева вели обстрел по казарме и вокзалу, где находились основные силы фашистов. Железная дорога проходила посредине балки, и как только мотопехота захватила ее северный склон, немцы оказались зажаты с трех сторон, остался лишь узкий глубокий овраг, который насквозь простреливался. Ловушка захлопнулась.
Командир взвода 170 танковой бригады 18 танкового корпуса лейтенант С.А. Отрощенков сам не был участником штурма, его танк был подбит накануне под Миллерово и экипаж занимался восстановлением мотора. Но в его воспоминаниях есть описание тех событий: «Мы остались ремонтироваться, а бригада пошла вперед и попала в засаду на станции Чеботовка. Сунулись ночью, без разведки. Погибли комбриг Дурнев, полковой комиссар полковник Лысенко, брат известного советского селекционера, командир нашего батальона тоже погиб. Потеряли хороших ребят и семь танков. После трагедии в Чеботовке к нам на помощь подошла мотострелковая бригада. Они перебили всех немцев, что засели в деревне. В этом бою я не участвовал, когда мы догнали часть, там уже все было кончено, но груды немецких тел, лежащие на улицах, видел. Мы с экипажем участвовали в похоронах наших товарищей, дали залп из танкового орудия».
При освобождении Чеботовки полегло немало наших солдат и офицеров, но фашистских захватчиков здесь погибло в разы больше. Окрестности маленькой станции были завалены сотнями трупов немецких солдат, которые местные жители хоронили больше месяца. Дорого досталась им наша железнодорожная станция. А погибших бойцов 170 танковой бригады во главе с комбригом Дурневым захоронили в хуторе Верхний Митякин у церкви. После войны солдатам-освободителям благодарные потомки установили на могиле памятник.