![Зюзликов Петр Филиппович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2020/05/10/fc82848b6bb3858f5384504e2faf40eb.jpeg)
Петр
Филиппович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Полковник в отставке Зюзликов Петр Филиппович Великую Отечественную войну встретил в Литве на границе с Германией. Проходя службу на строительстве государственного оборонительного рубежа с Восточной Пруссией на участие Паланга, Кретинга, Гарждай в звании военного инженера 3-го ранга, в должности начальника планово-производственного отдела строительства № 106, УНСа 107 Прибалтийского Военного округа. Справка: В феврале-марте 1941 года УНР (УНС) № 107 было передислоцировано в Прибалтийский военный округ на строительство укрепленных районов по новой границе. УНС-107 вело работы по строительству южной части Тейшальского укрепленного района № 46, прикрывавшей направление Мемель-Шауляй, также КП и казарм 46-го УР в Плунге. Управление размещалось в п. Ендрекнас, содержалось по временному штату 9/840. Совместно с УНС в ПрибВО был передислоцирован 217-й всб.
Боевой путь
Воспоминания
Начальный период войны
Свои заметки дед предварил следующим эпиграфом: "Обращаюсь к молодому поколению: Великая отечественная война советского народа ничего общего не имела с предыдущими войнами по масштабу применения средств борьбы. Будущая война, если народы мира позволят развязать ее, будет не похожа на Великую Отечественную войну, но, главное, необходимо не теряться, не поддаваться панике, а продолжать выполнять поставленные задачи на основе Уставов и воинского долга, только тогда будет достигнута цель." 22/06-1941 года в 4-05 часов я проснулся от грохота разрывов артиллерийских снарядов, квартира находилась в 10-12 км от границы с Пруссией, хутор у деревни Аблинга (лит. Ablinga) *. Быстро оделся и бегом в штаб. На шоссе Гарждай - Андрияос, напротив штаба строительства встретил полковника Казберова и гл. инженера строительства Чайкина П.К., представился и тут же получил боевое задание. Назначен ответственным за разрушение бетонного (ЖБ) завода и плотины водохранилища на реке Аблинга. Через несколько минут по прибытии на завод, прибыла минно-подрывная рота во главе с командиром роты капитаном Шевченко и еще через полчаса автотранспортная рота с взрывчатыми веществами. Все агрегаты и сооружения разрушить не удалось, плотину взорвали, когда немецкие бронетранспортеры и мотоциклисты были в непосредственной близости. Оторвавшись от немцев прибыли к штабу строительства, от начальника строительства получил приказ: "С минно-подрывной и транспортной ротами двигаться в направлении г. Тяльшай". В дальнейшем указания будут даны в пути". Забегая вперед скажу, что встретились через год в районе г.Валдай. Прибыв в г.Тяльшай в 22-23 часа, в тот жe день, и не встретив руководства строительством, (своего начальства) принял меры накормить людей (сутки ничего не ели). Найдя военные склады, нам разрешили не только накормить людей, но и загрузить все машины продовольствием. Еще не выехали за пределы города, как начался жесточайший налет авиации немцев, в основном бомбили военный городок, военные склады, где мы были, вокзал. Отъехав километров 20, мы сделали привал в лесу, недалеко от дороги, установили указатель "Управление строительством № 106" и не успели пообедать (поужинать), как прибыл, зам. начальника инженерных войск округа, генерал Шестаков (которого я хорошо знал). Расспросил нас, что думаем делать, куда движемся, поужинал с нами и поставил задачу, дать людям отдохнуть 2-3 часа и двигаться в Даугавпилс, подготовить ж.д. и шоссейный мост через Западную Двину (Даугаву) к взрыву, установить дежурство, мост взорвать по команде обороняющихся войск (связаться с ними). Прибыв в Даугавпилс утром 24/У1-41 г., мы немедленно приступили к подготовке моста к разрушению. 26/У1-41 г. утром заехал генерал Шестаков, похвалил за проделанную работу, просил ускорить работу и приказал, как будет закончена подготовка к разрушению моста, оставить один взвод для охраны и дежурства на взрывной станции, а мне с остальными силами двигаться на старый государственный рубеж обороны в пос.Заситено. Наш указатель "Управление строительством № 106" сыграл свою роль. Отступавшие от границы два строительных батальона нашего Управления присоединились к нам в Даугавпилсе, мы с ними поделились провиантом, передали в их распоряжение три машины ЗИС-5 и распоряжение генерала Шестакова идти на старый государственный рубеж обороны и немедленно приступить к расконсервации оборонительных сооружений, связаться с начальником инженерного округа генералом Зотовым В.И. К утру 29/06-41 г. работы по подготовке моста к взрыву были закончены. Установлено дежурство на подрывной станции, наблюдение и охрана моста. Я собирался ехать в Заситено. Отступление наших войск на восток по дороге и нами подготовленному к разрушению мосту шло плотным потоком. Авиация немцев интенсивно бомбило движущийся поток по дороге, но на мост налетов не было. 29/06, примерно часам к 16-17, движение по дороге почти прекратилось. Отдельные машины на бешеной скорости пролетали через мост и кричали:"Саперы! Взрывайте мост, немцы рядом!" На протяжении своего пребывания в Даугавпилсе я пытался связаться с военным командованием, с райкомом партии, куда меня направили местные власти, но тщетно, никого не найти; прибывают воинские части, связываешься, докладываешь кто ты и что делаешь, а через полдня никого нет. Части получили другой приказ и уходят. Так к 16 часам 29/06-1941 года у нас, саперов, подготовивших мост к разрушению, ни с кем связи не было. Мы с капитаном Шевченко, находясь на взрывной станции, которая размещалась в насосной станции водоканала, недалеко от моста, просматривали дорогу и подступы к мосту и ждали действий войск, в прилегающих к реке лесах было много воинских частей. Только взаимодействовать с ними никто не желал, "ищите начальство", а найти было просто невозможно. Надо было выполнять приказ генерала Шестакова на свой страх и риск. Примерно в 16-16-30 на дороге показалась колонна немецких мотоциклистов, бронемашин и танков, по городу был нанесен удар авиацией, и когда танки уже спустились к мосту, а мотоциклисты въехали на мост и начали выскакивать из колясок мы взорвали мост, верно, обрушилось два основных пролета, так как вторая электросеть видимо при взрыве была повреждена. Убедившись, что мост разрушен, захватив подрывные машинки, мы, а нас было пять человек, покинули водокачку и скрытно от противника, который уже накопился на противоположном берегу, побежали, в сторону леса, где стояли наши машины. Но дойти до них нам не удалось. Как только мы подошли к лесу, на нас налетел целый взвод, отняли оружие, связали руки повели к командиру. Командиром оказался полковник, который кричал, что мы диверсанты и что он нас сейчас же расстреляет. Так как мы взорвали мост раньше времени, его артиллерия вся еще на том берегу, а мы трусы, испугались двух танков. Не расстрелял, а арестовал. Велел отвести в песчаному карьеру. У дороги и выставить пулеметный, караул. Прошло, наверное, часа три-четыре, yже вечер. Думаем, про нас забыли, и вдруг по дорожке идет комкор (военный с четырьмя ромбами). Мы встали и он обратился ко мне, за что арестованы, я доложил, что по распоряжению генерала Шестакова подготовили мост к разрушению, а когда немцы были уже на мосту взорвали его. Сказал: "Подождите немного" - и ушел. Примерно через час прибежал офицер, снял караул и повел нас на опушку леса в направлении моста, где стояла большая группа командиров. Встретил нас все тот же комкор и говорит: "Т. Командующий, вот, они наши спасители-саперы". Команудющий пожал нам руки каждому, объявил благодарность за службу и находчивость и крикнул, назвал какую-то фамилию:"Запиши их и немедленно представить к награждению". Это был командующий Прибалтийским Военным округом, генерал-полковник Кузнецов, а комкор, как позже узнали, был член военного совета округа т.Богаткин. Товарищ, который нас записал, выполнил приказ командующего - орден Красной Звезды мной был подучен в 1949 году, представленный к награждению в июне 1941 года. После всего того, что с нами произошло, мы поспешили в расположение наших рот, которые оказались на месте, быстро собрались и двинулись на Заситино. Прибыв на старый оборонительный рубеж и отыскав наши батальоны, я поехал на доклад к начальнику инженерных войск округа т.Зотову, который приказал продолжать расконсервацию оборонительных сооружений на бывшей государственной границе и сказал, что на базе наших 2-х строительных батальонов, минно-подрывной роты и гражданского населения будет создан участок полевого оборонительного строительства, а я назначен его начальником. Передал мне карту с планируемыми оборонительными рубежами, вплоть до Валдая, и пожелал успехов. В этой должности я состоял до первого января 1942 года. Первого января получил приказ и убыл к новому месту службы в штаб инженерных войск II Армии Северо-Западного Фронта.