Зюзликов Петр Филиппович
Зюзликов
Петр
Филиппович
Полковник
12.07.1911 - 5.10.1998

История солдата

Полковник в отставке Зюзликов Петр Филиппович Великую Отечественную войну встретил в Литве на границе с Германией. Проходя службу на строительстве государственного оборонительного рубежа с Восточной Пруссией на участие Паланга, Кретинга, Гарждай в звании военного инженера 3-го ранга, в должности начальника планово-производственного отдела строительства № 106, УНСа 107 Прибалтийского Военного округа. Справка: В феврале-марте 1941 года УНР (УНС) № 107 было передислоцировано в Прибалтийский военный округ на строительство укрепленных районов по новой границе. УНС-107 вело работы по строительству южной части Тейшальского укрепленного района № 46, прикрывавшей направление Мемель-Шауляй, также КП и казарм 46-го УР в Плунге. Управление размещалось в п. Ендрекнас, содержалось по временному штату 9/840. Совместно с УНС в ПрибВО был передислоцирован 217-й всб.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место рождения г. Юхнов Смоленской области
Дата рождения 12.07.1911
Дата смерти 5.10.1998

Боевой путь

Место призыва Ленинград
Дата призыва 1939

Воспоминания

Начальный период войны

Свои заметки дед предварил следующим эпиграфом: "Обращаюсь к молодому поколению: Великая отечественная война советского народа ничего общего не имела с предыдущими войнами по масштабу применения средств борьбы. Будущая война, если народы мира позволят развязать ее, будет не похожа на Великую Отечественную войну, но, главное, необходимо не теряться, не поддаваться панике, а продолжать выполнять поставленные задачи на основе Уставов и воинского долга, только тогда будет достигнута цель." 22/06-1941 года в 4-05 часов я проснулся от грохота разрывов артиллерийских снарядов, квартира находилась в 10-12 км от границы с Пруссией, хутор у деревни Аблинга (лит. Ablinga) *. Быстро оделся и бегом в штаб. На шоссе Гарждай - Андрияос, напротив штаба строительства встретил полковника Казберова и гл. инженера строительства Чайкина П.К., представился и тут же получил боевое задание. Назначен ответственным за разрушение бетонного (ЖБ) завода и плотины водохранилища на реке Аблинга. Через несколько минут по прибытии на завод, прибыла минно-подрывная рота во главе с командиром роты капитаном Шевченко и еще через полчаса автотранспортная рота с взрывчатыми веществами. Все агрегаты и сооружения разрушить не удалось, плотину взорвали, когда немецкие бронетранспортеры и мотоциклисты были в непосредственной близости. Оторвавшись от немцев прибыли к штабу строительства, от начальника строительства получил приказ: "С минно-подрывной и транспортной ротами двигаться в направлении г. Тяльшай". В дальнейшем указания будут даны в пути". Забегая вперед скажу, что встретились через год в районе г.Валдай. Прибыв в г.Тяльшай в 22-23 часа, в тот жe день, и не встретив руководства строительством, (своего начальства) принял меры накормить людей (сутки ничего не ели). Найдя военные склады, нам разрешили не только накормить людей, но и загрузить все машины продовольствием. Еще не выехали за пределы города, как начался жесточайший налет авиации немцев, в основном бомбили военный городок, военные склады, где мы были, вокзал. Отъехав километров 20, мы сделали привал в лесу, недалеко от дороги, установили указатель "Управление строительством № 106" и не успели пообедать (поужинать), как прибыл, зам. начальника инженерных войск округа, генерал Шестаков (которого я хорошо знал). Расспросил нас, что думаем делать, куда движемся, поужинал с нами и поставил задачу, дать людям отдохнуть 2-3 часа и двигаться в Даугавпилс, подготовить ж.д. и шоссейный мост через Западную Двину (Даугаву) к взрыву, установить дежурство, мост взорвать по команде обороняющихся войск (связаться с ними). Прибыв в Даугавпилс утром 24/У1-41 г., мы немедленно приступили к подготовке моста к разрушению. 26/У1-41 г. утром заехал генерал Шестаков, похвалил за проделанную работу, просил ускорить работу и приказал, как будет закончена подготовка к разрушению моста, оставить один взвод для охраны и дежурства на взрывной станции, а мне с остальными силами двигаться на старый государственный рубеж обороны в пос.Заситено. Наш указатель "Управление строительством № 106" сыграл свою роль. Отступавшие от границы два строительных батальона нашего Управления присоединились к нам в Даугавпилсе, мы с ними поделились провиантом, передали в их распоряжение три машины ЗИС-5 и распоряжение генерала Шестакова идти на старый государственный рубеж обороны и немедленно приступить к расконсервации оборонительных сооружений, связаться с начальником инженерного округа генералом Зотовым В.И. К утру 29/06-41 г. работы по подготовке моста к взрыву были закончены. Установлено дежурство на подрывной станции, наблюдение и охрана моста. Я собирался ехать в Заситено. Отступление наших войск на восток по дороге и нами подготовленному к разрушению мосту шло плотным потоком. Авиация немцев интенсивно бомбило движущийся поток по дороге, но на мост налетов не было. 29/06, примерно часам к 16-17, движение по дороге почти прекратилось. Отдельные машины на бешеной скорости пролетали через мост и кричали:"Саперы! Взрывайте мост, немцы рядом!" На протяжении своего пребывания в Даугавпилсе я пытался связаться с военным командованием, с райкомом партии, куда меня направили местные власти, но тщетно, никого не найти; прибывают воинские части, связываешься, докладываешь кто ты и что делаешь, а через полдня никого нет. Части получили другой приказ и уходят. Так к 16 часам 29/06-1941 года у нас, саперов, подготовивших мост к разрушению, ни с кем связи не было. Мы с капитаном Шевченко, находясь на взрывной станции, которая размещалась в насосной станции водоканала, недалеко от моста, просматривали дорогу и подступы к мосту и ждали действий войск, в прилегающих к реке лесах было много воинских частей. Только взаимодействовать с ними никто не желал, "ищите начальство", а найти было просто невозможно. Надо было выполнять приказ генерала Шестакова на свой страх и риск. Примерно в 16-16-30 на дороге показалась колонна немецких мотоциклистов, бронемашин и танков, по городу был нанесен удар авиацией, и когда танки уже спустились к мосту, а мотоциклисты въехали на мост и начали выскакивать из колясок мы взорвали мост, верно, обрушилось два основных пролета, так как вторая электросеть видимо при взрыве была повреждена. Убедившись, что мост разрушен, захватив подрывные машинки, мы, а нас было пять человек, покинули водокачку и скрытно от противника, который уже накопился на противоположном берегу, побежали, в сторону леса, где стояли наши машины. Но дойти до них нам не удалось. Как только мы подошли к лесу, на нас налетел целый взвод, отняли оружие, связали руки повели к командиру. Командиром оказался полковник, который кричал, что мы диверсанты и что он нас сейчас же расстреляет. Так как мы взорвали мост раньше времени, его артиллерия вся еще на том берегу, а мы трусы, испугались двух танков. Не расстрелял, а арестовал. Велел отвести в песчаному карьеру. У дороги и выставить пулеметный, караул. Прошло, наверное, часа три-четыре, yже вечер. Думаем, про нас забыли, и вдруг по дорожке идет комкор (военный с четырьмя ромбами). Мы встали и он обратился ко мне, за что арестованы, я доложил, что по распоряжению генерала Шестакова подготовили мост к разрушению, а когда немцы были уже на мосту взорвали его. Сказал: "Подождите немного" - и ушел. Примерно через час прибежал офицер, снял караул и повел нас на опушку леса в направлении моста, где стояла большая группа командиров. Встретил нас все тот же комкор и говорит: "Т. Командующий, вот, они наши спасители-саперы". Команудющий пожал нам руки каждому, объявил благодарность за службу и находчивость и крикнул, назвал какую-то фамилию:"Запиши их и немедленно представить к награждению". Это был командующий Прибалтийским Военным округом, генерал-полковник Кузнецов, а комкор, как позже узнали, был член военного совета округа т.Богаткин. Товарищ, который нас записал, выполнил приказ командующего - орден Красной Звезды мной был подучен в 1949 году, представленный к награждению в июне 1941 года. После всего того, что с нами произошло, мы поспешили в расположение наших рот, которые оказались на месте, быстро собрались и двинулись на Заситино. Прибыв на старый оборонительный рубеж и отыскав наши батальоны, я поехал на доклад к начальнику инженерных войск округа т.Зотову, который приказал продолжать расконсервацию оборонительных сооружений на бывшей государственной границе и сказал, что на базе наших 2-х строительных батальонов, минно-подрывной роты и гражданского населения будет создан участок полевого оборонительного строительства, а я назначен его начальником. Передал мне карту с планируемыми оборонительными рубежами, вплоть до Валдая, и пожелал успехов. В этой должности я состоял до первого января 1942 года. Первого января получил приказ и убыл к новому месту службы в штаб инженерных войск II Армии Северо-Западного Фронта.

Награды

Награжден 4-мя орденами ВОВ, орденом Красной Звезды, многими медалями

Награжден 4-мя орденами ВОВ, орденом Красной Звезды, многими медалями

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: