Зябрев Борис Николаевич
Зябрев
Борис
Николаевич
Старшина / Авиамеханник
1.01.1921 - 11.09.2008

История солдата

АРМЕЙСКИЕ ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ

Мне было 18 лет, когда по сталинскому приказу в октябре 1939 года меня
призвали в Красную армию с 1 курса путейского факультета МИИТ-а
(Московский институт инженеров транспорта).

Призвали в авиацию, в службу технического обслуживания самолётов, и я
стал курсантом школы младших авиаспециалистов в Монино, где 18 декабря
1939 года я принял воинскую присягу.

В марте 1940 года я окончил ШМАС и был направлен мотористом в 4-ую
эскадрилью, в 134 СБАП-скоростной ближнебомбардировочный авиаполк,
который базировался в Подмосковье на аэродроме в Дубровицах близ Подольска.

ПРИШЁЛ 1941 ГОД.

21 июня 1941 года я получил увольнение с поездкой в Москву для встречи с
мамой. Она приехала из Малоярославца для встречи со мной и покупки
велосипеда. Мы присели на скамейку. Вдруг из репродуктора прозвучало
объявление о чрезвычайном правительственном сообщении... Ошеломлённые,
потрясённые, прослушали выступление Молотова... В таком состоянии фотограф
запечатлел меня и маму сразу после радиообращения. Мне было 20 лет.

ГОДЫ ВОЕННОГО ЛИХОЛЕТЬЯ
1941-1945  
 
Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны,
я всегда отвечаю : "Битва за Москву"  Г.К.Жуков.

... Через месяц после начала войны произошёл первый налёт немецко-
фашистской авиации на Москву.
...В конце июня наш 134 авиаполк, вошедший в состав войск Западного
фронта, начал участвовать в боях против танковых соединений врага,
наступавших на Смоленск.
 ...В первую военную осень наш полк без конца перелетал. Ожесточенные бои
под Ельней надолго задержали продвижение гитлеровских войск. Потом был
Ржев, Клин, Калинин...
14 октября 1941 г. в Калинин вошли немцы. Виденное на дорогах запомнилось
на всю жизнь. Ужаснее всего было видеть обращённые к нам лица с глазами, в
которых читались отчаяние, мольба о помощи, немой укор. Были случаи, когда
нам протягивали маленьких детей с просьбой спасти их от немцев. Стыд жёг наши
души... Думали и говорили, что если сдадим Москву, то навсегда покроем позором
своё поколение...
Техники, механики, мотористы, оружейники, забывая о сне и тепле,
непрерывно готовили машины к боевым вылетам, ночью же ремонтировали
неисправные самолёты.
Зима 1941-1942 года отличалась необычайным холодом, температура воздуха
была под - 40 градусов Цельсия. Технарям приходилось очень тяжко. Лица, руки
были обморожены. Шайбу или гайку слюной примораживали к пальцу и сажали на
болт. Состояние наше было... полуживое, полумёртвое.
 ...В радостные дни наступления советских войск в Подмосковье все воспрянули духом. Мы без конца снаряжали самолёты для боевых вылетов. Лётчики возвращались возбуждёнными, радостными, с нетерпением ждали, когда машины опять будут готовы. Получив задание, они бежали к самолётам, помогали нам
подвешивать бомбы и - летали, летали без передышки в течение всего светового
дня.
Когда фашистов отбросили от Москвы, мы были счастливы... В числе других я был награждён медалью "За оборону Москвы", чем очень горжусь.
В октябре 1942 года в Куйбышеве наконец началось производство самолётов Ил-2. После того, как мы изучили Илы, передышек в работе у нас почти не было и так продолжалось в течение всей зимы 1942-1943 г.г.
Порой надо было подготовить к утру 150-200 машин. ... Мороз страшенный, метель, пронизывающий ветер на степном просторе... Я не просто замёрз, а превратился в ледыщку, а куртка в ледяной панцирь.
В начале 1943 года нас стали готовить к битве на Курской дуге. В этом крупнейшем во Второй мировой войне танковом сражении штурмовики нашего 893-го полка уничтожили большое количество танков противника. После победы на Курской дуге мы добились нашего господства в воздухе.
В длинный летний день лётчики совершали до 8-ми боевых вылетов и порой не в состоянии были выбраться из кабины после предельной нагрузки. Чтобы самолёт успешно летал и воевал, его надо долго и тщательно готовить. Лётчики
об этом знали и ценили техсостав.
Наиболее отличившихся  на Курской дуге механиков, в том числе и меня, представили к награждению медалью "За боевые заслуги".
Тогда мы ещё не осознавали, что переживаем звёздный час в жизни нашего поколения, который растянулся на целых 4 года.
В начале 44 года наш полк влился в Первую воздушную армию 3- его
Белорусского фронта.
А немец к этому времени стал уже не тот... Наш лётчик Ойкин был подбит, выбросился с парашютом и приземлился прямо в немецкую траншею Был он в гимнастёрке, при наградах. Немцы увидели ордена Красного знамени и закудахтали: "Ас! Ас!" Тут наши начали артиллерийскую подготовку, а пехота стала обходить немцев с флангов. Ойкин не растерялся, скомандовал немцам построиться и заставил их идти в нашу сторону. Привёл в полк чуть ли не
батальон! Видимо, морально эти немцы уже были готовы сдаться.
...В августе 44-го нас перебросили в Литву, а потом ко Львову, ближе к Сандомирскому плацдарму, на Первый Украинский фронт, которым командовал маршал Конев.
Край кишел бандеровцами. За время пребывания на Сандомирском плацдарме
от рук бандитов из состава полка погибло людей больше,чем при боевых вылетах.
В январе 45- года началась Висло-Одерская операция. В феврале мы
базировались в Силезии.
Как-то пошёл сильный дождь. К вечеру снег на стоянках прописался водой. Шёл дождь и всю ночь. Проснулись утром и видим: шасси наших самолётов по ступицы ушли в землю. Ни о каком взлёте и речи быть не может! А наступление в
самом разгаре! Выход нашли быстро: отсоединив у самолётов крылья, тягачами вытащить их на шоссе и тащить их с помощью автомашин 15 км до стационарного аэродрома. В течение 2-х суток, под проливным дождём мы перебазировали все самолёты полка и собрали их на новом месте. Это был наш трудовой подвиг. Мы были горды и счастливы.
Наши самолёты вновь возобновили полёты на Берлин, Бреслау (Вроцлав)и Прагу.

2-го мая 45-го года взяли Берлин, 6-го мая Вроцлав. В эти же дни наши "ИЛы" наносили последние удары по немецким войскам, находившимся в Праге.
О безоговорочной капитуляции Германии мы узнали в третьем часу ночи с 8-го на 9-ое мая. Загрохотал самодеятельный салют из всех видов оружия! И так-до самого рассвета! От избытка чувств палили вверх, в ясное звёздное небо, пели,
прыгали и плясали. Кто-то раздобыл бочонок с вином и съестные припасы Пошёл пир горой! Пили за Победу, за Сталина, за маршалов и солдат. 

Нашему авиакорпусу присвоили звание Гвардейского. Полк стал именоваться 154  Гвардейским штурмовым авиаполком.
В июне 45-го года полк перебазировался в Чехословакию, на аэродром г.Брно.
За время войны в составе только штурмовой авиации в 43-ем, в 44-ом и 45-ом годах Я ОБСЛУЖИЛ 167  БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ!

ПОСЛЕВОЕННЫЕ  ГОДЫ

Демобилизовавшись из армии 4 ноября 1945года,я приложил все усилия, чтобы учиться в Московском институте цветных металлов и золота им. Калинина. Выбрал я горный факультет и закончил институт в 1950-ом году.
Дальнейшая жизнь сложилась очень счастливо благодаря тому, что папа женился на моей маме, Зябревой Александре Алексеевне и боготворил её всю жизнь.
Мама была незаурядной личностью, она обладала редкими душевными качествами, сильным, волевым характером, была умницей во всех отношениях.
В 1947 году она закончила Московский медицинский институт как педиатр и была назначена Главврачом Дома ребёнка в г.Кондрово Калужской области. В свои 25 лет мама в годы послевоенной разрухи решала все хозяйственные
вопросы : как заготовить дрова,чем кормить, чем лечить,во что одеть,где раздобыть необходимую мебель, утварь, оборудование. Мама добилась прекращения детской смертности, а к 1950 году возглавляемый ею Дом ребёнка
стал лучшим в Калужской области.
В июле 1950 года в Малоярославце родился мой старший брат Николай.
Папа по окончании института получил специальность горного инженера,бал направлен в Таджикистан и назначен директором Ленинабадского горного техникума.
В 1955 году родилась я, Зябрева Елена Борисовна.
В 1958году папа был командирован на работу в Германскую демократическую республику. Всю свою трудовую жизнь он был связан с месторождениями урана. Вот и в ГДР его назначили зам. главного инженера на совместном Германо-
Советском предприятии "Висмут", которое занималось добычей и переработкой урана. Жили мы в г. Ауэ, близ г. Карл-Маркс-Штадта.
Родители активно учили язык, познавали богатую культуру, часто ездили на экскурсии, участвовали в самодеятельности и спортивных мероприятиях.
В 1962 году командировка закончилась, и мы переехали на Украину, в г. Кривой Рог. Папу назначили главным инженером шахты "Северная Вентиляционная". Мама работала заведующей детской консультации. 

В 1967 году папу откомандировали второй раз в ГДР. Жили на Эльбе,в г.Пирна, рядом с Саксонской Швейцарией. Школьники ежедневно ездили на автобусе на учёбу в Дрезден. В школу ГСВГ(Группа советских войск в Германии).

С 1973 года, по возвращении из ГДР, папа работал в Москве, в Министерстве среднего машиностроения СССР. Родители купили квартиру в посёлке Селятино Наро-Фоминского р-на Московской обл.

С1978 года по 1983год папа находился в  в загранкомандировке в ЧССР в должности Секретаря советско-чешской Комиссии по урану.
Скончался папа в 2008 году в возрасте 87 лет, пережив маму на 11 лет.
Последние годы он писал воспоминания о прожитой жизни, составил родословную семьи Зябревых.
Военный период, описанный им с любовью и гордостью за своё поколение, был
напечатан в газете "Основа" Наро-Фоминского р-на в 2000 году. 

 

Регион Москва
Воинское звание Старшина
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Авиамеханник
Место рождения Мордовская ССР
Годы службы 1939 1945
Дата рождения 1.01.1921
Дата смерти 11.09.2008

Боевой путь

Место призыва Москва
Дата призыва 10.1939
Завершение боевого пути Брно
Принимал участие "Битва за Москву" "Курская дуга" "Битва за Прагу"

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: