
Николай
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Зубов Николай Васильевич родился 04.04.1911, Российская империя, Московская губ., г. Москва. Служащий Главного управления Северного морского пути.
Боевой путь
Лейтенант авиации. Штурмант самолета ГСТ (МП-7) (лицензионная копия Consolidated PBY Catalina) Полярной авиации Северного морского пути, авиагруппы Беломорской военной флотилии Северного флота.
В годы Великой Отечественной войны в составе экипажей Московской авиационной группы особого назначения Управления полярной авиации выполнял задачи по обеспечению судоходства по Северному морскому пути. В 1943 г штурманом гидросамолёта ГСТ в экипаже И. И. Черевичного проводил поиск надводных и подводных кораблей противника в интересах Северного отряда Беломорской военной флотилии, в том числе в районе архипелага Норденшёльда, у островов Диксон, Белый, Исаченко, Русский, шхеры Минина и др. Всего налёт составил 77 часов 30 минут. Успешно патрулировал караван по маршруту Усть-Таймыр — Диксон и в исключительно сложных метеоусловиях доставил командующего флотилией контр-адмирала С. Г. Кучерова для выполнения специального правительственного задания из порта Диксон в бухту Тикси.
Награды: орден Отечественной войны II ст. (02.12.1945); орден Красной звезды (20.11.1943); медаль «За оборону Советского Заполярья»; медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны
После войны работал в Московской авиационной группе особого назначения Управления полярной авиации Главного управления Севморпути при Совнаркоме СССР. Участник ряда воздушных высокоширотных экспедиций, Советских антарктических экспедиций в Арктику и Антарктику, в том числе проводившихся совместно с Военно-воздушными силами и Воздушно-десантными войсками Вооружённых Сил СССР.
В воздушных высоко-широтных экспедициях «Север-2» (март — май 1948 г.) и «Север-4» (апрель — май 1949 г.) в составе экипажа Пе-8 будущего Героя Советского Союза В. С. Задкова летал на Северный полюс. Работа экспедиций была организована методом «прыгающих групп». В разные части Арктического бассейна забрасывались отряды исследователей. Количество таких точек в 1949 г. дошло до тридцати. Вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций.
Экспедиция «Север-4» завершилась 16 мая 1949 г. беспосадочным перелётом самолёта Пе-8 СССР-Н396 с базы № 5 (88° с. ш., 170° в. д.) через Северный полюс в Москву. В этом полёте выполнял роль штурмана самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 г. («закрытым») за исключительные заслуги перед государством в деле изучения и освоения Арктики Николаю Васильевичу Зубову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В экспедиции «Север-5» (1950 г.) отлично выполнял труднейшие задачи по организации научных баз на льду, ежедневно совершая на самолёте Пе-8 полёты на расстояние более 2000 км от береговых баз и снабжая научные и боевые группы самолётов горючим и продовольствием. К тому времени налетал более 1 млн км. Результатом экспедиции явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии. Были открыты подводный хребет Ломоносова и Канадско-Таймырская магнитная аномалия. Кроме того, выполнены программы испытаний по боевому применению военных самолётов в высоких широтах, проведён поиск арктических ледовых аэродромов для базирования истребителей и бомбардировщиков.
Участвовал в экспедиции «Север-6» (1954 г.), а также 2-й Комплексной антарктической экспедиции (1956-1958 гг.).
Штурман вертолета Ми-4 247 авиаотряда Управления Полярной авиации. Погиб при катастрофе вертолета Ми-4 (посадка на ледокол «Ленин») в порту г. Мурманска.
Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы.