Михаил
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Здравствуйте! Меня зовут Нина Шефер. Я родилась в Белоруссии, в городе Могилёв, сейчас живу в Сочи. Хочу поделиться моими воспоминаниями о моих бабушке и дедушке. Жовнерович Михаил Яковлевич и Наталья Терентьевна. Биография полная сохранилась только дедушкина, а бабушкины рассказы хранятся только в памяти моей и моих родных. Я помню, как дедушка был участником всех важных городских мероприятий, часто выступал в школе, где я училась, рассказывал о тех сражениях, в которых ему довелось принимать участие. Он был лётчиком, рассказывал всегда увлечённо, все слушали, затаив дыхание. Сохранилось у меня воспоминание, как мы с бабушкой, гуляя по лесу и собирая ягоды –наткнулись на детские черепа и кости, причём обнажившийся слой почвы показывал прям сегменты тел в одежде. Мне не забыть скелет детской ноги в полуистлевшем чулке и ботиночке, до сих пор слеза накатывается. Мы сразу рассказали дедушке. Он вместе с Советом Ветеранов добился, чтобы на этом месте была установлен памятник погибшим и братская могила. Как потом оказалось-это были расстрелянные гражданские жители, много детей среди них. Этот памятник был прямо посреди леса. Мы потом каждый раз приходя – собирали полевые цветы, обметали ограду. Помню, как вместе с дедушкой я, гордая, шла на демонстрации, а он рядом в парадном костюме, блестя наградами. Помню, что в детстве дедушка показывал мне книги, в которых было написано о нём и его семье.
Они с бабушкой ездили на встречу с однополчанами в Москву неоднократно, а некоторые из них приезжали к нам в гости. Конечно, много ещё отрывочных воспоминаний, но я думаю –биография моего дедушки, которую я прилагаю, будет хоть и лаконичная, но полная.
Низкий поклон Вам за то благое дело, которое Вы делаете для памяти всех, кто боролся за Великую Победу!
Жовнерович Михаил Яковлевич, 1918 года рождения, майор авиации, командир авиаэскадрильи. Белорус, уроженец БССР, Минской области, Березинского района, село Беличаны. В 1960 года-военный пенсионер, проживавший с 6 сентября 1960 года в БССР, г. Могилёве.
В 1940 году закончил Тамбовскую лётную школу и был направлен работать инструктором по подготовке лётчиков в 121-ой отдельной авиаэскадрильи в г. Минск, Белорусской авиагруппы. Подготовил и выпустил 4 группы лётчиков. За успешную подготовку лётчиков был назначен командиром звена и служил в этой же эскадрильи. Осенью 1942 года был направлен для повышения квалификации на курсы Высшей лётной подготовки в г. Ташкент, которые закончил в январе 1943 года и в феврале этого же года был направлен в Действующую Армию в Первую АТД ГВФ спецназначения, г.Москва, Внуково. Выполнил 10 боевых вылетов, после чего был направлен в 4-ю авиаэскадрилью 9-го ОАП ГВФ г. Краснодар, где должна была быть создана ночная бомбардировочная эскадрилья, но материальная часть самолётов не прибыла и он был использован как лётчик на ПО-2. Выполнил 74 боевых вылета на фронтовую связь на самолёте ПО-2. В сентябре 1943 года был отозван на старое место, в Первую АТД ГВФ г. Москва, Внуково. И в феврале 1944 года был направлен в авиацию ДД (дальнего действия), В 102 ночной бомбардировочный АП, Первый АД (Парголово, г. Ленинград), в котором прослужил до 28 августа 1960 года, до демобилизации. Летал на самолёте ЛИ-2. Освобождал от немецко-фашистских захватчиков Ленинградскую область, Прибалтику, города и порты Финляндии, Белоруссию, Польшу. Брал города Кёнигсберг и Берлин. Совершил в 102-й АП ночной бомбардировочной авиации ДД 64 боевых вылета. Полк в 1944 году был переименован в 32-й Гвардейский, Керченский, Краснознамённый, а дивизия – в Первую Сталинградско-Берлинскую.
За участие в боевых действиях ВОВ был награждён орденами: «Красное знамя», «Красной звезды», медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и юбилейные медали . Также получены благодарности от командира полка и Верховного Главнокомандующего за успешное выполнение боевых заданий, которые были записаны в личном деле.
Издательством «Белорусь» , Минск, в 1982 году была выпущена книга автора К.Ф. Усольцева «Люди Долга», в которой показаны связь с партизанским отрядом и работа матери Михаила Яковлевича, брата, сестёр . Мать и сестра Жовнерович М.Я. были схвачены и расстреляны оккупантами.
В 1946 году полк в составе авиадивизии перебазировался на Дальний Восток для продолжения службы в ВДВ –воздушно –десантных войсках. Полк был переименован в 192 ВТАП-военно-транспортный авиационный полк, а дивизия – Первая ВТАД. Жовнерович Михаил Яковлевич продолжал службу в 192-й ВТАП в качестве командира корабля, командира звена, командира авиаэскадрильи. Будучи заместителем командира эскадрильи по лётной части, за 5 лет он подготовил эскадрилью «ассов». Все командиры кораблей эскадрильи летали днём и ночью в сложнейших метеорологических условиях с применением оборудованной системы посадки (ОСП). Все командиры кораблей летали с минимумом погоды: днём 50 х 500 (нижняя кромка облаков высотой 50 метров, а видимость -500 метров), ночью -100 х 1000. Как командир эскадрильи, Михаил Яковлевич достиг высокого уровня боевой подготовки лётного состава своей эскадрильи. Все командиры кораблей, все штурманы и бортрадисты эскадрильи имели Первый класс. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, командованием дивизии было вручено эскадрилье переходящее Красное знамя, каждый воин эскадрильи был награждён ценным подарком. Жовнерович М.Я. был награждён командующим Воздушной Армии (Первой ОДВА) наручными часами. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке и воинской дисциплине в день 42-й годовщины советских ВС (февраль 1960 года), Белогорский городской комитет КПСС и исполком городского совета депутатов трудящихся наградил эскадрилью почётной грамотой. Белогорск –ранее называлась Куйбышевка Восточная, Амурской области, там базировались полк и дивизия, в которой служил Михаил Яковлевич.
Через корреспондентов и фотокорреспондентов Центральной тогда газеты «Советская авиация», успехи эскадрильи Жовнерович М.Я. были известны всем Военно-Воздушным Силам страны. 12 января 1960 года и 11 мая 1960 года в газете «Советская авиация» были размещены статьи о работе эскадрильи с фотографиями. Газеты эти Михаил Яковлевич хранил всю свою жизнь. В соответствии с достигнутым высоким уровнем лётной подготовки, командованием дивизии была поставлена сложная и ответственная задача для его эскадрильи-обеспечивать систему работы Первого нашего искусственного спутника Земли. И работа успешно выполнялась. Экипажи эскадрильи, в том числе и экипаж Жовнерович М.Я. летали днём и ночью, летом и зимой, в сложнейших метеоусловиях, по всей нашей стране, по 2-3 месяца не залетая на свою базу-Белогорск.
По решению 4-й сессии ВС СССР В 1960 ГОДУ « О значительном сокращении ВС СССР» , эскадрилья Михаила Яковлевича, его полк и другие полки дивизии были расформированы, а он сам 28 августа 1960 года в звании майора был демобилизован.
После демобилизации, 6 сентября 1960 года, он с семьёй прибыл в Белоруссию, город Могилёв, где продолжал жить и трудиться. Долгие годы Жовнерович М.Я. работал на Могилёвском автозаводе им. С.М.Кирова, неоднократно был награждён почётными грамотами, денежными премиями, имел много благодарностей. Михаил Яковлевич вёл большую общественную работу.
15 лет был постоянным политинформатором по международным вопросам в цехе завода. 3 года был секретарём парторганизации цеха и почти каждый год членом партбюро цеха. 12 лет был нештатным начальником штаба гражданской обороны. 12 лет был председателем Совета ветеранов ВОВ завода. 3 года был председателем комитета ДОСААФ автозавода.
Награждён Могилёвским горвоенкомом за большую и плодотворную работу по военно-патриотическому воспитанию трудящихся. В честь 30-летия Великой Победы Советского народа и его Вооружённых Сил в ВОВ был награждён «Памятной медалью».