
Александр
Лаврентьевич(1916-1960)
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Украинец.Уроженец Одесской обл.,пос.Грушка,1916 г.р.
Первый муж моей мама Животовской Лидии Ивановны(в девичестве Рысевой),её фронтовая любовь-та которая одна и на всю жизнь.Его именем мои сводные брат и сестра назвали своих сыновей,родившихся уже после его смерти(при исполении после войны).
Их было четыре брата ,Евгений,Александр,Илья ,Василий ,-сыновья простого кочегара из-под Одессы Лаврентия Титовича Животовского.
Когда война пришла на просторы Советской Родины,они все пятеро встали в строй её защитников и выполнили свой долг перед ней с честью до конца.
Так уж сложилось,что сегодня ,кроме меня ,возможно, о них больше некому рассказать.
Тем более сейчас,когда на Украине запрещают День Победы,я хочу чтоб память о них жила.
Боевой путь
Александр Лаврентьевич окончил инженерно-строительный институт в Одессе. В РККА с 1937г. ,принимал участие в событиях на Халхин-Голе в 1939г.
С декабря 1941г. по окончании курсов усовершенствования командного состава назначен командиром роты 1384 отдельного саперного батальона Северо-Западного фронта,в марте 1942г. доукомплектованного и переформированного в 58 Отдельный Моторизированный Понтонный Мостовой Батальон.С 10 апреля 1942 по 09 мая 1945г. 58 ОМПМБ входит в состав Действующей армии. Боевой путь 58 ОМПМБ:Старая Русса-р.Ловать-р.Великая-Прибалтика-Восточная Пруссия. Приказом Северо-Западного фронта №0256 от 11.03.43г. Животовскому Ал.Л.присвоено воинское звание «капитан» по должности командира роты 58 отдельного мото-понтонно-мостового батальона(ОМПМБ);
Приказом НИВ 2 Прибалтийского фр.№36 от 12.12.2044 назначен зам.командира батальона по строевой части 58 ОМПМБ 2-го Прибалтийского фронта;
Приказом ПрибВО№018 от 06.08.1945г.-командиром батальона 58 ОМПМБ.
Участие на фронтах:
С декабря 1941 по октябрь 1943г.-Северо-Западный фронт;
С октября 1943 по январь 1945г.-2-ой Прибалтийский;
С января 1945 по май 1945г.-Ленинградский фронт
09 мая 1945 г.встретил в Кенигсберге
Награжден :
-Орденом «Красной звезды»приказом по С-З фр. От 22.11.1943г.
Выписка из наградного листка:"...В р-не «Гнилое озеро» в августе 1942г. капитан Животовский со своей ротой под сильным огнем противника перед переднем краем нашей обороны сопровождал наступление танков,устраивал проходы и прокладывал путь на болоте.07.03.1943 во время налета вражеской авиации на переправе в р-не ст.Курека(?),к-н Животовский вел себя мужественно и личным примером увлек бойцов на быстрое восстановление моста,пострадавшего от бомбежки.Через 30минут после бомбежки мост был восстановлен...."
-Орденом «отчественной войны»2-ой степени пр.1-ой Ударной армии от 22.04.1944г.
Выписка из наградного листка:"...26 марта личный состав роты производил сборку 30 тонного перевозного парома для переправы танкой через р.Великая. Благодаря хорошей сплоченности понтонных расчетов в течении полутора часов имущество парка Н2П подвезено на машинах из района сосредоточения,спущено на воду и быстро собрано 30 тонная конструкция перевозного парома.В трудны условиях зимы переправа работала безперебойно и танки переправлены в точно установленный срок.В течении трех суток капитан Животовский не сходил с поста и лично руководил всей ротой по устройству переправы.Во время налетов вражеской авации вел себя храбро и самоотвержено." ---
Согласно семейному преданию,за выполение этого задания Александр Лаврентьевич сначала чуть под трибунал не попал за самоуправство,т.к. по личной инициативе,руководствуясь срочностью поставленной задачи,реквизировал весь трофеный автотранстпорт, попавшийся ему под руку, для переброски понтанеров,которым тот период полагалось передвигаться пешим строем ,с материальной частью в указанный район.На угрозы вышестояшего чина рапортовал: «У меня приказ-любой ценой танки должны быть на той стороне,значит они там будут,а потом можно и под трибунал.»Слава богу, в верхах разобрались и дали орден.
Орденом «Отчественной войны»2-ой степени пр.10гв.Армии от 22.08.1944г.
Выписка из наградного листка:"...По строительству 60 тонного моста через р.Айвиэкста в р-не Солейяс рота капитана Животовского задание выполнила в срок.Капитан Животовский проявил инициативу в изыскании стротительного материала и лично производил разведку реки и леса вблизи от противника.Втечении двух суток без отдыха капитан Животовский лично руководил всей подготовкой и стротительством моста.Стоительство моста происходило под активным воздествием авиации противника и артиллерийского обстрела.Капитан Животовский во время бомбардировки вражеской авиацией переправы получил легкое осколочное ранение ,но с места строительства моста не ушел и оставался до конца выполнения боевого задания."
Однополчане:
Командир батальона –майор Сафаров Михаил Ишханович 1917 г.р.
Заместитель командира по полит.части-капитан Щербаков Иван Михайлович 1908 г.р.(возможно на фото мая 1943 внизу справа)
Парторг -ст.лейтенант Морозов Владимир Ильич 1915г.р.(фото июнь 1943 )
Начальник штаба- Гринько(?)
Ст.лейтенант Верхолетов Герман Сергеевич 1914г.р.
(фото май 1943,июнь 1944) Егорова Анна Николаевна(санинструктор?)
(фото июнь 1943) Рысева (Животовская)Лидия Ивановна 1923г.р. ,санинструктор.
(фото июнь 1943,рядом с Животовским Ал.Л.)
После войны строил оборонные объекты специального назначения на территории Западной Украны в условиях борьбы с бандеровцами. Дослужился до полковника .Был народным депутатом горсовета г.Мукачево Закарпатской обл.
За высокий проффесионализм имел благодарности от маршалов Конева и Жукова. Погиб при исполении в 1960г.
В детстве ,когда мама рассказывала мне о войне, «понтонный батальон» звучало для меня не очень героически,скорее ,как нечто хозяйственно-обозное. Летчики,артиллеристы,танкисты-звучит гордо, о них знают все.А много кто слышал о понтанерах( о том ,что было такое звание, я сама узнала совсем недавно,читая строки наградных листов)? Ты,просто тот , кто по долгу службы,должен быть впереди всех. Нет,ты не срываешься в атаку,не ходишь в разведку,не идешь на штурм в дыму и пламени,а просто наводишь мосты –такая у тебя работа,-снег ли дождь,слякоть ли распутица,обстрел противника иль бомбежка,есть прикрытие или нет,переправе надлежит БЫТЬ.Потому,что есть приказ, и наступление должно продолжаться и танки должны быть на том Западном берегу Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода, - Ни приметы, ни следа… Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. А. Твардовский Василий Теркин: Переправа
Из полевого устава РККА 1936 года (ПУ-36), статья 178 : инженерное обеспечение увеличивает темп наступления танков и пехоты и обеспечивает продвижение вперед артиллерии. Основными задачами инженерного обеспечения наступления являются: - непрерывная инженерная разведка местности и системы обороны противника; - подготовка колонных путей и дорог; - маскировка сосредоточения войск; - организация снабжения войск водой; - заготовка и устройство массовых средств для преодоления препятствий при -следовании в атаку (лестницы, мостики, маты); - устранение и преодоление препятствий и заграждений; - закрепление за собой захваченных рубежей и устройство заграждений; - устройство дорог и мостов.,их восстановление