Виктор
Матвеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился Жидков Виктор Матвеевич 26 ноября 1925 года в Сызрани. Его детство прошло в Закрым-зенском захолустье города.
После окончания 7 классов (тогда они давали неполное среднее образование), родители устроили его на мельницу лаборантом. Но работа ему оказалась не по душе. И тогда он нанялся в артель «Сапожник» учеником скорняка. А через полгода началась война. Все предприятия перешли на работу по законам военного времени, в том числе и их артель. В марте 1943-го его призвали в армию и направили в 27-й учебный автополк, где готовили шофёров. Учились два месяца.
Потом их направили в г. Одинцово получать автомашины - знаменитые полуторки, кабины которых были деревянными, а вместо дверок висели брезентовые шторки. Вот на такой технике он и прибыл на 2-й Украинский фронт, которым командовал генерал Р. Я. Малиновский. Определили его в отдельный батальон химзащиты.
Началась его фронтовая жизнь. Батальон предназначался для борьбы с химическим оружием, но то ли у фашистов руки не доходили до его применения, то ли они не считали эффективным. Наше командование на всякий случай всё же создавало подразделения для противостояния химическим ядам, хотя это оружие и было запрещено международной конвенцией, однако возможность его применения не исключалась. Фашист он и есть фашист, чего от него ждать.
Но, как говорят, Бог миловал. Поэтому машины батальона часто использовались не по прямому назначению. На них подвозили боеприпасы, ГСМ, продукты, в общем всё, что было нужно для фронта, для победы.
В заключении Яссо-Кишинёвской операции батальон обеспечивал дымовую завесу для понтонной переправы через пограничную реку Прут между СССР и Румынией. Гитлеровцы, конечно, понимали, что переход через советскую границу Красной Армии имеет не только практическое, но и символическое значение, и делали всё, чтобы остановить её на этом серьёзном водном рубеже. Их авиация фактически беспрерывно бомбила переправу.
Батальон старался накрыть дымовой завесой как можно большую площадь, чтобы дезориентировать вражеские бомбардировщики.
Как-то во время очередного налёта Виктор Матвеевич почувствовал резкий удар в левую ногу, после чего оказался сначала в армейском, а потом в тыловом госпитале в г. Кременчуге.
По выздоровлении был направлен в запасной полк. Ехали на железнодорожной платформе, на одной из остановок мимо проходили машины со снарядами. Увидев его, водители остановились и окликнули его. Оказалось, что это ребята из его части. Они уговорили его поехать с ними. По прибытии в батальон ему выписали новую красноармейскую книжку, и он продолжил службу в родном подразделении вплоть до самой Победы.
Когда пришла весть о ней, творилось что-то невообразимое. Все пели, кричали, смеялись и плакали одновременно, стреляли в воздух из всех видов стрелкового оружия. Это было на территории Чехословакии. Формально война закончилась, но она усиливалась на невидимом фронте.
Батальон расформировали, и Виктор Матвеевич оказался в пограничных войсках. Через три дня он и ещё несколько человек поехали на грузовой машине получать технику. Но по дороге попали в засаду. Машину обстреляли власовцы. Виктор Жидков очнулся уже в госпитале в столице Словакии — Братиславе. У него был сильный ушиб головы и сломана левая ключица.
После выздоровления его направили в запасной полк на территории Австрии. Там его приметил капитан из СМЕРШа, после чего Виктор стал служить в столице Австрии - Вене водителем. Ходили тогда уже в гражданской одежде и автомашины меняли почти каждый день.
Сразу после окончания войны разведки США, Англии и Франции прямо-таки обрушились на СССР. За нашими офицерами велась натуральная охота западных спецслужб. Виктору Матвеевичу довелось увидеть, как наш офицер-переводчик, только что демобилизованный из армии, был задержан сотрудниками СМЕРШа в момент его встречи с иностранным агентом. Он, как оказалось, был завербован западными спецслужбами.
Весной 1949-ю Жидков вернулся в родной город Сызрань. Ему предложили работу водителем в Сызранском горотделе милиции возить его начальника.
Проработал он там около трёх лет и был вынужден уйти. В 1959 году Виктор Матвеевич пришёл в грузовой автокомбинат, где задержался на сорок лет.
Работа была разнообразная, а потому и интересная. Летом, как правило, в составе сводной автоколонны отбывал на уборку урожая. Возил зерно по степным дорогам, а они бывали всякие. В жару - пот, пыль, в дождь - грязь, бездорожье. Трудился не только в Куйбышевской области, но и в других регионах и республиках СССР. Осенью ездили в Тамбовскую, Липецкую области на уборку сахарной свёклы и картофеля. Вот тут-то уж все дороги назывались одним словом — бездорожье. Скучать водителям не приходилось.
Выйдя на пенсию в марте 1986 года, одиннадцать лет проработал машинистом автопогрузчика с одновременным исполнением обязанностей не освобождённого бригадира группы подсобных рабочих.
Ратный труд Виктора Матвеевича отмечен медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта» и орденами Отечественной войны II степени. За мирный труд на благо Родины он имеет 16 различных поощрений, занесённых в трудовую книжку, награждён знаками «Победитель соцсоревнования Министерства автотранспорта РСФСР». В 1982 году получил медаль «За трудовую доблесть», а в 1985 году - «Ветеран труда». Ему присвоено звание «Ветеран труда Средневолжского транспортного управления».
В 1950 году Виктор Матвеевич встретил Инну Пазухину, вскоре они поженились. В мире и согласии прожили более сорока лет. Вырастили двух дочерей.
Умер Жидков Виктор Матвеевич 24 февраля 2016 года в возрасте 90 лет.
Боевой путь
В марте 1943-го был призва в армию и направили в 27-й учебный автополк, где готовили шофёров. Учились два месяца.
Потом их направили в г. Одинцово получать автомашины - знаменитые полуторки, кабины которых были деревянными, а вместо дверок висели брезентовые шторки. Вот на такой технике он и прибыл на 2-й Украинский фронт, которым командовал генерал Р. Я. Малиновский. Определили его в отдельный батальон химзащиты.
Началась его фронтовая жизнь. Батальон предназначался для борьбы с химическим оружием, но то ли у фашистов руки не доходили до его применения, то ли они не считали эффективным. Наше командование на всякий случай всё же создавало подразделения для противостояния химическим ядам, хотя это оружие и было запрещено международной конвенцией, однако возможность его применения не исключалась. Фашист он и есть фашист, чего от него ждать.
Но, как говорят, Бог миловал. Поэтому машины батальона часто использовались не по прямому назначению. На них подвозили боеприпасы, ГСМ, продукты, в общем всё, что было нужно для фронта, для победы.
В заключении Яссо-Кишинёвской операции батальон обеспечивал дымовую завесу для понтонной переправы через пограничную реку Прут между СССР и Румынией. Гитлеровцы, конечно, понимали, что переход через советскую границу Красной Армии имеет не только практическое, но и символическое значение, и делали всё, чтобы остановить её на этом серьёзном водном рубеже. Их авиация фактически беспрерывно бомбила переправу.
Батальон старался накрыть дымовой завесой как можно большую площадь, чтобы дезориентировать вражеские бомбардировщики.
Как-то во время очередного налёта Виктор Матвеевич почувствовал резкий удар в левую ногу, после чего оказался сначала в армейском, а потом в тыловом госпитале в г. Кременчуге.
По выздоровлении был направлен в запасной полк. Ехали на железнодорожной платформе, на одной из остановок мимо проходили машины со снарядами. Увидев его, водители остановились и окликнули его. Оказалось, что это ребята из его части. Они уговорили его поехать с ними. По прибытии в батальон ему выписали новую красноармейскую книжку, и он продолжил службу в родном подразделении вплоть до самой Победы.
Когда пришла весть о ней, творилось что-то невообразимое. Все пели, кричали, смеялись и плакали одновременно, стреляли в воздух из всех видов стрелкового оружия. Это было на территории Чехословакии. Формально война закончилась, но она усиливалась на невидимом фронте.
Батальон расформировали, и Виктор Матвеевич оказался в пограничных войсках. Через три дня он и ещё несколько человек поехали на грузовой машине получать технику. Но по дороге попали в засаду. Машину обстреляли власовцы. Виктор Жидков очнулся уже в госпитале в столице Словакии — Братиславе. У него был сильный ушиб головы и сломана левая ключица.
После выздоровления его направили в запасной полк на территории Австрии. Там его приметил капитан из СМЕРШа, после чего Виктор стал служить в столице Австрии - Вене водителем. Ходили тогда уже в гражданской одежде и автомашины меняли почти каждый день.
Сразу после окончания войны разведки США, Англии и Франции прямо-таки обрушились на СССР. За нашими офицерами велась натуральная охота западных спецслужб. Виктору Матвеевичу довелось увидеть, как наш офицер-переводчик, только что демобилизованный из армии, был задержан сотрудниками СМЕРШа в момент его встречи с иностранным агентом. Он, как оказалось, был завербован западными спецслужбами.
Весной 1949-ю Жидков вернулся в родной город Сызрань.
После войны
Весной 1949-ю Жидков вернулся в родной город Сызрань. Ему предложили работу водителем в Сызранском горотделе милиции возить его начальника.
Проработал он там около трёх лет и был вынужден уйти. В 1959 году Виктор Матвеевич пришёл в грузовой автокомбинат, где задержался на сорок лет.
Работа была разнообразная, а потому и интересная. Летом, как правило, в составе сводной автоколонны отбывал на уборку урожая. Возил зерно по степным дорогам, а они бывали всякие. В жару - пот, пыль, в дождь - грязь, бездорожье. Трудился не только в Куйбышевской области, но и в других регионах и республиках СССР. Осенью ездили в Тамбовскую, Липецкую области на уборку сахарной свёклы и картофеля. Вот тут-то уж все дороги назывались одним словом — бездорожье. Скучать водителям не приходилось.
Выйдя на пенсию в марте 1986 года, одиннадцать лет проработал машинистом автопогрузчика с одновременным исполнением обязанностей не освобождённого бригадира группы подсобных рабочих.
Ратный труд Виктора Матвеевича отмечен медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта» и орденами Отечественной войны II степени. За мирный труд на благо Родины он имеет 16 различных поощрений, занесённых в трудовую книжку, награждён знаками «Победитель соцсоревнования Министерства автотранспорта РСФСР». В 1982 году получил медаль «За трудовую доблесть», а в 1985 году - «Ветеран труда». Ему присвоено звание «Ветеран труда Средневолжского транспортного управления».
В 1950 году Виктор Матвеевич встретил Инну Пазухину, вскоре они поженились. В мире и согласии прожили более сорока лет. Вырастили двух дочерей.
Умер Жидков Виктор Матвеевич 24 февраля 2016 года в возрасте 90 лет.