Павел
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка, Павел Григорьевич Жиделев, был горняком, всю жизнь проработал на экскаваторах в угольных разрезах г. Черемхова Иркутской области, исключая четыре военных года. Смонтировал десяток таких экскаваторов. Начинал с маломощных паровиков иностранных марок, а заканчивал шагающими гигантами отечественного производства. Награжден знаком Шахтерской славы, орденом Трудового Красного Знамени за освоение новой техники.
Когда началась война, Павлу Жиделеву было 20 лет. Он сразу подал заявление в военкомат, чтобы отправили на фронт добровольцем. Военкомат буквально пришлось осаждать, так как все время следовали отказы: машинистам экскаваторов была дана бронь. И только в сентябре 1941-го Павел наконец попал в летную школу. Отбор был очень строгий. Из 28 человек, отобранных военкоматом, взяли лишь пятерых.
Верно гласит пословица: «Тяжело в ученье – легко в бою». По 10 часов ежедневно длились занятия в летной школе. И вот, в декабре – настоящие полеты. На улице мороз выше 30 градусов, а воздухе и того больше. Инструкторы рекомендовали купить в магазине фетровые шляпы и сделать из них маски на лицо – хорошо защищает от холода. Вот в этих масках и летали курсанты. Трудности никого не пугали. Все жили одним стремлением: быстрее на фронт. Программа обучения была сжата до предела, вместо 2-х лет обучение в летной школе заканчивалось через полгода, затем учеба в военном училище. И вот уже младший лейтенант Жиделев на фронте. Он – ночной бомбардировщик!
Первое боевое крещение Павел принял под Смоленском. Вылетал бомбить укрепления врага, железнодорожные станции, где скапливалась вражеская техника. Но не только такие объекты были целью. Часто ночные бомбардировщики посылали в тыл врага, в партизанские соединения. Туда они доставляли боеприпасы, продовольствие, медикаменты, а оттуда забирали раненых.
Много раз, выполнив задание, уходил от цепких лап смерти Павел Жиделев, им со штурманом Василием Кошкалдой везло. Так было и под Бреслау, когда ночью отбомбили вражеский аэродром. Фашистские зенитки установили огненный заслон и самолету перерезали путь, скрестив на нем прожекторные лучи. Каждую секунду в такой ситуации жди гибели, и летчик пошел на хитрость. Он развернул машину в тыл противника, одновременно имитируя падение, а у самой земли, вырвавшись из света прожекторов, стал набирать высоту и уходить к своему аэродрому. После приземления их заставили отрулить на ремонтную полосу – самолет имел 26 пробоин.
Их подбили у линии фронта. Самолет загорелся и начал терять высоту. Павел приказал штурману прыгать, а сам повел машину к нейтральной полосе. При ударе о землю его выбросило из кабины, и он побежал от самолета, но взрыв догнал его.
Сознание вернулось уже в госпитале. Пожилой хирург, улыбаясь, почти кричал, но Павел чуть слышал его: «Скажи спасибо пехотинцам, из-под носа у фрицев вытащили тебя. Молодец, летун. Слух ничего, вернется, с ногами чуда не обещаю. Полежишь у нас, подлечим и – в тыл. Отвоевался, сибиряк».
Только в 1945 году экипаж Жиделева совершил 131 боевой вылет
Он поправился раньше, чем предполагали врачи. А когда встал на ноги, вернулся в часть, сел за штурвал знаменитого ПО-2. Только в 1945 году экипаж Жиделева совершил 131 боевой вылет, а вот над Прагой он сбрасывал листовки, в которых немцам предлагалось сдаться в плен ввиду бесполезности сопротивления и во избежание лишнего кровопролития.
В Праге и встретил день Победы его Вислинский, ордена Александра Невского полк ночной бомбардировочной авиации.
Демобилизовался Павел Григорьевич Жиделев кавалером ордена Красной Звезды.