![Желандовский Владимир Михайлович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2017/04/27/e8927d6369087f64fe0711f8f417ebd8.jpg)
Владимир
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Желандовский Владимир Михайлович вступил в ряды Первого Рязанского Добровольческого рабочего полка. Он был сформирован в ноябре 1941 г., в основном в него входили жители города непризывного возраста. Командиром был назначен И.Н.Ромадин и Д.И.Харламов. Место сбора, размещение полка и подготовка к боевым действиям проходили в здании Пехотного училища (ныне РВВДУ им. В.Ф. Маргелова) и на территории Ремесленного училища №1 (ныне ОГОУ СПО «Автотранспортный техникум им С.А. Живаго г.Рязань» ул. Полевая 38). Одной из его боевых задач было задержание наступающего противника до подхода регулярных войск Красной Армии.
08.11.1941 в городе был введен комендантский час (немецкие войска находились в 30-ти км от Рязани). С 27-ого ноября Рязань стала прифронтовым городом, оказалась на осадном положении. Со 02.01.1942г. было снято осадное положение. 16.01.1942г. полк был расформирован и прадедушка ушел на фронт, но бабушка думала – просто на работу. А потом принесли письмо-фотографию. Там было написано место его нахождения. Подтверждение этому – красноармейская книжка прадеда, из которой узнала, что с 25.08 42г. призван в 139-ый запасной зенитный артиллерийский полк. В то время он располагался в Московской области, в деревне Черемушки. Здесь прадед, будучи бойцом караульной части, оборонял небо Москвы от вражеских налетов.
Далее прадедушка попадает на 196ой ОЗБП, который
был сформирован на основании директив Зам. Наркома Обороны т. Щаденко № орг. 4131934сс от 22.02.43 в Мытищах. Формировал часть капитан Сидор Егорович Бобарыкин. Команды бронепоездов набирали в основном из добровольцев-железнодорожников, овладевших несколькими железнодорожными и военными профессиями. Личный состав бронепоезда укомплектовали из разных республик и областей: Марийская АССР 12 %, Украинская ССР 12%, Московской области 10%, Горьковской области 3%, остальных областей 63%. Боевой экипаж состоял из бойцов разных национальностей:
Рус-ских
Украин-цев
Бело-
русов
Евреев
Татар
Чува-шей
Морд-винцев
Башкир
Калмык
Удмурт
75
19
1
3
2
2
1
1
1
Всего 107 бойцов. Прадедушка вспоминал: «На нашем бронепоезде была по-настоящему дружба народов. Никаких национальных конфликтов не было и в помине, команда бронепоезда как одна большая семья».
Подвижной состав 196-ого ОЗБП представлял собой боевые площадки и материально-техническую базу, которые маскировались под цвет окружающей местности, в зимний период окрашивались в белый цвет. Он состоял из паровоза серии Щ 581 (1906–1918год изготовления), с бронированной бухтой машины – 1шт., 7-ми боевых платформ, 2-х аварийных платформ, крышных вагонов под людской состав, склады, кухни – 10шт, автомобилей грузовых ГАЗ АА с запасом горючего – «0 литров». Арт. Вооружение: 76,2 мм зенитных пушек – 3шт., 25 мм зенитных пушек – 2шт., счетверенный пулемет Максим – 1шт., дальномер –ДА – 1шт., дальномер –ЗД – 1шт., 5ПУАЗ – 2шт. Отправка бронепоезда велась ночью, после 24 часов, чтобы никто не видел. Бронепоезд вел не только заградительные бои, но и восстановительные работы железнодорожных путей. Этот бронепоезд был задействован в боевых действиях и противовоздушной обороне при освобождении Польши и Украины.
Освобождение Украины
В свой первый бой с противником экипаж бронепоезда в составе Ростовского корпусного района ПВО вступил 4.04.43. в районе ст.Шахты, где прикрывал важную железнодорожную магистраль Ростов – Москва. С 04.04.43 по 25.09.43. было обстреляно 95 вражеских самолетов. Позже бронепоезд поступил в распоряжение Донбасского корпусного района ПВО. Так как Донбасс являлся одним из наиболее индустриально развитых регионов Советского Союза, в котором были сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия промышленности, необходимо было обезопасить регион от возможных ударов с воздуха. Г. Сталина (Донецк) был одним из таких важных военно-промышленных центров. Этот крупнейший промышленный центр Донбасса, хотя и был освобожден Советскими войсками 08.09.43г, все еще нуждался в обороне. Для прикрытия города от противника с воздуха (авиация противника вела обстрел, и днем и ночью,). 196-озбп занял оборонительную позицию на ст. Красноармейск в результате оборонительных действий было обстреляно 32 вражеских самолета.
Противник отступал на запад и юго-запад. 24.10.1943г. был приказ: с занимаемых оборонительных позиций ст.Красноармейск отбыть на железнодорожную станцию Б.Токмак. Задача ПВО железнодорожного узла и входящего в него объекта – готовность открытия огня с новых оборонительных позиций.
«Наш бронепоезд» не «стоит на запасном пути», об этом говорят отчеты о ведении огня на ст. Фёдоровка, Пришиб, Акимовка, Синельников (Прил.15).
Затем ст.Христиновка, Бобринская, Смила, Шевченковская. Там развертывалась Корсунь-Шевченковская наступательная операция (с 24.01 по 17.02.1944 г), которая была частью плана наступления советских войск на Правобережной Украине. ОЗБП прикрывал воздушное пространство 1-го Украинского фронта (главнокомандующий Генерал Н.Ф.Ватутин).
Постепенно, день за днем Красная Армия освобождала Советскую Украину от немецких захватчиков. А наш бронепоезд вместе с войсками Красной Армии двигался на запад: через Ровно на ст. Кристонополь (Червононград) и ст. Рава – Руська. Это граница с Польшей.
Из военной литературы выяснила, что с 13.07 по 29.08.1944г. проводилась Советскими войсками одна из главных наступательных операций в Великой Отечественной войне – Львовско-Сандомирская, ее называли 6-ая сталинская операция (6-ой сталинский удар).
Главной целью летней кампании 1944г. Советская Ставка Верховного Главнокомандования считала, разгром немецких групп армий «Центр», «Северная Украина» и освобождение оккупированной части Белоруссии, Литвы, западной Украины и юго-восточной Польши.
Задача по разгрому группы армий «Северная Украина» была возложена на 1-ый украинский фронт (командующий Маршал Советского Союза И.С. Конев).
Планируя операцию, И.С.Конев решил нанести два равных по силе удара на Львовском и Раво-Руськом направлении. В результате была освобождена западная Украина, юго-восточная Польша. Форсирование Вислы и создания крупного Сандомирского плацдарма имели важное значение для наступления наших войск на Селезсокм направлении. В боевом распоряжения № 0018 по 196-ому ОЗБП, который находился 04.09.1944 на ст. Надбжеве, сказано о переправе через р. Висла в районе Сандомир. Орудия на бронепоезде, прибывшем на усиление ПВО, расставили так: «…три 76, 2 мм на 500 м – южнее ж/д моста через речку Висла, в районе ст. Цапель. Взвод 37 мм - на южную половину моста. Взвод ДШК(12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года )– восточнее окраины Цапель (дамба)». За время переправы через Вислу были сбиты 2-е САБ (светящиеся авиационные бомбы, предназначенные для освещения местности ночью при бомбометании)
После переправы через Вислу 24.08.1944г. бойцы бронепоезда прикрывали станцию Збыднюв. 23.09.1944г., прибыв на ст. Тщаны (Тычин), которая находилась в 15 км западнее станции Жешув, увидели, что станционные строения разрушены. Здесь бойцам объявили, что их бронепоезд задержится. Было приказано вырыть землянку для узла связи при командире и окопы для наблюдателей. Пока зенитчики готовили свои орудия к бою, связисты врывались лопатами в польскую землю. Вагоны отвели на запасные пути на окраине станции, а платформы с орудиями и пулеметами рассредоточили вдоль разгружающихся эшелонов. Более всего запомнились боевые действия в октябре. Вражеская бомбардировка начиналась где-то в 10 часов вечера. Немецкий разведчик подкрадывался к станции и, планируя, не включая мотора, сбрасывал с большой высоты осветительные бомбы на парашюте (САБ), они освещали всю станцию. Тогда появлялись немецкие бомбардировщики и сбрасывали боевые снаряды, стараясь поразить на путях эшелоны и оставшиеся станционные склады (пакгаузы). Продолжалась бомбардировка до 6 часов утра. Вражеские самолеты могли появляться через каждые 5 минут. И не только ночью, но и днем. В зоне огня наблюдалось до 11 самолётов противника, которые обстреливались. В результате один самолет был подбит взводом СЗА (среднекалиберной зенитной артиллерии). Из донесения о характеристике боевых действий 196 ОЗБП ПВО узнаем, что бронепоезд справился с ПВО хорошо.
Начало наступления Советских войск в Польшу развернулось в январе 1945г. В ночь на 17 января начался разгром варшавской группировки. К 12ч. Дня советско-польские силы освободили разрушенную и опустевшую Варшаву. Открылся путь на Берлин, но наш бронепоезд остался на ст.Рудник прикрывать железнодорожные узлы от недобитых фашистских оккупантов. В нашем домашнем архиве, как подтверждение этому, хранятся фото и документы с подписями: «Польша, ст.Рудник». Боевая карьера бронепоезда была насыщенной. Не раз после обстрела немецких пикировщиков латалась броня.
В результате длительных оборонительных боев ст.Грембув и ее армейских артиллерийских складов, 196 ОЗБП потерял 4 вагона и был направлен на ремонт на ст.Рудник, о чем свидетельствуют документы. А 23.02.1945г. вернулся в боевой строй, где оставался до самой Победы. Но и 9 Мая для ОЗБП война еще не закончилась. Только 28-го июля был подписан приказ о демобилизации бойцов экипажа 196 ОЗБП, в числе которых был мой прадедушка. Значит, это была последняя станция того долго пути.
Из этого приказа я узнала, что Владимир Михайлович был орудийником во время службы на бронепоезде . За период войны 196-ым ОЗБПом ПВО было обстреляно 207 самолётов, сбито 5 САБ и 2 самолёта. Всего на бронепоезде имеется награждённых орденами – 1человек, медалями – 3 человека, знаком «Отличник ПВО» - 1 человек
У нас дома бережно хранится прадедушкин знак «Отличника ПВО» и документы, приложенные к нему. Владимир Михайлович имел благодарность от командования части «За честное исполнение священного долга в борьбе против немецко-фашистских захватчиков». Награжден 2-мя медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг».
Таким образом, установив точки боевых действий 196-ого ОЗБП, принадлежащего «войсковой части, полевой почты 28823» (1943-1945гг.)проследила боевой путь прадедушки и составила карту этого пути. Но нигде не встретила того, чтобы 196-ой ОЗБП носил название «Рязанский железнодорожник»
НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ
Война… страшнее нету слова
В сухих сводках отчета за период войны мелким шрифтом написано: «Всего убыло с БП по болезни – 14 человек, по разным причинам – 10 человек. Убитых в боях за Родину – 2 человека, ранено – 1 человек». Но в книге приказов по личному составу не раз читала такие строки: «снять с довольствия – убыл в госпиталь. Причина – ранение», но не нашла документов о том, что этот вернувшийся из госпиталя боец вновь поставлен на довольствие. А в одном из документов увидела: «Учет личного состава не ведется. Книга учета потерь не ведется» И нигде в сухих сводках отчетов не сказано, что среди бойцов были 17-ти летние девчонки-зенитчицы. И никто из них не выжил…
Но ничто не вычеркнет из памяти бойцов, тех девчонок. Их всегда было 25 в экипаже… по списку… 25, но, ни одних и тех же.… Прадедушка рассказывал, что ни один бой не обходился без потерь. Как только с вражеского самолета начинали падать снаряды, зенитчицы вступали в неравный бой. И от осколков, попадавших в них, сыпались, как лепестки отцветающей вишни…Кого-то отвозили в госпиталь, но больше их никто не видел.
Но еще страшнее потерять жизнь, в первый день Победы. Так из приказа узнаем: «Ефрейтор Довбыш Н.Г. исключена из списков личного состава БП. Скончалась после полученного ранения 10.05.1945г.»
Война – не только бой
Но война – это не только бой… Однажды, получив продовольствие на военном складе, который находился в лесу, не успев вернуться на бронепоезд до наступления темноты, прадедушка со своими подчиненными заночевал у местных жителей. Хозяин дома спросил:
- Сколько вас?
- Три солдата и ефрейтор.
- Солдатам-то место найду, а вот ефрейтора привяжите на дворе.
- … так ефрейтор-то – наш командир…
Хозяин-поляк, плохо разбираясь в советских званиях, решил, что ефрейтор – это кличка собаки. Над чем долго смеялся экипаж и Владимир Михайлович.
А на фотографиях, высылаемых домой, с юмором описывал свой внешний вид. Например: «извините, что не бритый… «полюбуйтесь на бойца в повседневном рабочем костюме».
Так мой прадедушка заботился о чувствах и переживаниях своей семьи. Никогда не жаловался на трудные военные будни. И может быть, газетный листок, со стихотворением Н.А. Некрасова «Русь», зашитый в гимнастерку, служил оберегом для него.
Боевой путь
Рязань- Москва –ж/д ст.Мытищи – Лихая – Шахты – Красноармейск - г.Сталино(Донецк) – Акимовка – Фёдоровка – Токмак – Пришиб – Синельников – Смила – Бобринская – Шевченковская – Христиновка – Ровно – Киверцы – Червоноград(Кристонополь) – Рава-Русская – Жешов – Тычин – Збыднюв – Сталево-Воля – Грембув – Сандомир – Разводув – Рудник.
Воспоминания
Желандовский Владимир Михайлович
В сухих сводках отчета за период войны мелким шрифтом написано: «Всего убыло с БП по болезни – 14 человек, по разным причинам – 10 человек. Убитых в боях за Родину – 2 человека, ранено – 1 человек» . Но в книге приказов по личному составу не раз читала такие строки: «снять с довольствия – убыл в госпиталь. Причина – ранение» , но не нашла документов о том, что этот вернувшийся из госпиталя боец вновь поставлен на довольствие. А в одном из документов увидела: «Учет личного состава не ведется. Книга учета потерь не ведется» . И нигде в сухих сводках отчетов не сказано, что среди бойцов были 17-ти летние девчонки-зенитчицы. И никто из них не выжил…
Но ничто не вычеркнет из памяти бойцов, тех девчонок. Их всегда было 25 в экипаже… по списку… 25, но, ни одних и тех же.… Прадедушка рассказывал, что ни один бой не обходился без потерь. Как только с вражеского самолета начинали падать снаряды, зенитчицы вступали в неравный бой. И от осколков, попадавших в них, сыпались, как лепестки отцветающей вишни…Кого-то отвозили в госпиталь, но больше их никто не видел.
Но еще страшнее потерять жизнь, в первый день Победы. Так из приказа узнаем: «Ефрейтор Довбыш Н.Г. исключена из списков личного состава БП. Скончалась после полученного ранения 10.05.1945г.» .
Война – не только бой
Но война – это не только бой… Однажды, получив продовольствие на военном складе, который находился в лесу, не успев вернуться на бронепоезд до наступления темноты, прадедушка со своими подчиненными заночевал у местных жителей. Хозяин дома спросил:
- Сколько вас?
- Три солдата и ефрейтор.
- Солдатам-то место найду, а вот ефрейтора привяжите на дворе.
- … так ефрейтор-то – наш командир…
Хозяин-поляк, плохо разбираясь в советских званиях, решил, что ефрейтор – это кличка собаки. Над чем долго смеялся экипаж и Владимир Михайлович.
А на фотографиях, высылаемых домой, с юмором описывал свой внешний вид. Например: «извините, что не бритый» … «полюбуйтесь на бойца в повседневном рабочем костюме».
Так мой прадедушка заботился о чувствах и переживаниях своей семьи. Никогда не жаловался на трудные военные будни. И может быть, газетный листок, со стихотворением Н.А. Некрасова «Русь», зашитый в гимнастерку, служил оберегом для него.