
Иван
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Зезюлькин Иван Михайлович. Год рождения: 30.04.1913. Майор. В РККА с 1935 года.
Место рождения: Брянская обл., г. Злынка, ул. Красная, 113». Человек неординарный, с немалыми военными заслугами, но много ли мы знаем об этом земляке? К стыду своему, совсем немного. Не нашлось даже его фото, хотя не исключено, что оно есть и пылится где-нибудь в забытых папках школьного музея. Зезюлькин Иван Михайлович (1913-1976 ) действительно родился в Злынке в рабочей семье, учился в местной школе. В 1935г. поступил в авиационное училище. Кадровый военный лётчик. Член ВКП(б) с 1939 года. Участвовал в боевых действиях советско-финской войны 1939-1940гг. За короткое время командир экипажа среднего бомбардировщика 45-го бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Зезюлькин совершил 15 боевых вылетов, представлялся к правительственной награде, но её так и не получил.
В войне с Германией участвовал с самого первого дня. Воевал в составе Северо-Кавказского, Закавказского и 2-го Белорусского фронтов, Отдельной Приморской армии. Вначале пилот звена управления 20-й смешанной авиадивизии, потом в составе 718-го авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков. Да, да, это те самые самолёты У-2 (ПО-2), которых и после войны ещё долго именовали «кукурузниками». Казалось бы, ну уж совсем несерьёзный самолётик, но именно на нём Иван Михайлович получил свой первый орден Красной Звезды 31 мая 1942 года. И не по дружбе или за красивые глаза. С начала войны он совершил тогда на этом хлипком сооружении 259 боевых вылетов с целью разведки и доставки донесений командования дивизии и армии. Неоднократно подвергался нападению самолётов противника, но всегда уходил из-под обстрела немецких лётчиков на крайне малых высотах.
И всё же в один из майских дней самолет Зезюлькина был подбит зенитной артиллерией, снаряд разбил правое шасси, а летчик был ранен в ногу. В тяжелейших условиях пилот смог дотянуть до своего аэродрома и посадить машину на одно левое колесо. За проявленное мужество и отвагу командование представила лётчика к награждению орденом Красного Знамени, но вышестоящие генералы согласились на менее значимый по рангу наград орден Красной Звезды, который и был вручен Ивану Михайловичу в сентябре 1942г.
В мае 1943 года заместитель командира эскадрильи 889-го Новороссийского ночного лёгко-бомбардировочного полка 4-й воздушной армии капитан Зезюлькин был награждён орденом Красного Знамени. Только в этой должности совершил 102 боевых вылета на самолёте У-2, сбросил 11300 кг бомб на боевые порядки противника и 45 тыс. листовок в немецком тылу. В наиболее тяжелые дни совершал по 5-6 вылетов за ночь.
23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир эскадрильи майор Зезюлькин был награжден высшей наградой страны – орденом Ленина. Поверьте, просто так таким орденом в войну не награждали. К тому времени пилот лично совершил 506 боевых вылетов. А в мае 1945г. награждён орденом Отечественной войны I степени. За весь период войны Иван Михайлович совершил 616 боевых вылетов ночью на самолёте ПО-2 с налётом 920 часов. При этом сбросил на противника 62464 кг бомб разного калибра, разбросал 810 тыс. экземпляров листовок в немецком тылу. Летчик дважды был ранен, но после госпиталей возвращался в строй. В последний раз в ночь на 17 декабря 1944 года в боях за Польшу самолет майора Зезюлькина был подбит зенитным огнём. Тяжело раненному пилоту удалось посадить поврежденную машину. По одной версии – на своей территории, а по воспоминаниям сына штурмана младшего лейтенанта Иншакова – на нейтральной полосе, где они пролежали трое суток, и где их случайно обнаружила наша разведгруппа.
Боевой путь
В войне с Германией участвовал с самого первого дня. Воевал в составе Северо-Кавказского, Закавказского и 2-го Белорусского фронтов, Отдельной Приморской армии. Вначале пилот звена управления 20-й смешанной авиадивизии, потом в составе 718-го авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков. Да, да, это те самые самолёты У-2 (ПО-2), которых и после войны ещё долго именовали «кукурузниками». Казалось бы, ну уж совсем несерьёзный самолётик, но именно на нём Иван Михайлович получил свой первый орден Красной Звезды 31 мая 1942 года. И не по дружбе или за красивые глаза. С начала войны он совершил тогда на этом хлипком сооружении 259 боевых вылетов с целью разведки и доставки донесений командования дивизии и армии. Неоднократно подвергался нападению самолётов противника, но всегда уходил из-под обстрела немецких лётчиков на крайне малых высотах.
И всё же в один из майских дней самолет Зезюлькина был подбит зенитной артиллерией, снаряд разбил правое шасси, а летчик был ранен в ногу. В тяжелейших условиях пилот смог дотянуть до своего аэродрома и посадить машину на одно левое колесо. За проявленное мужество и отвагу командование представила лётчика к награждению орденом Красного Знамени, но вышестоящие генералы согласились на менее значимый по рангу наград орден Красной Звезды, который и был вручен Ивану Михайловичу в сентябре 1942г.
В мае 1943 года заместитель командира эскадрильи 889-го Новороссийского ночного лёгко-бомбардировочного полка 4-й воздушной армии капитан Зезюлькин был награждён орденом Красного Знамени. Только в этой должности совершил 102 боевых вылета на самолёте У-2, сбросил 11300 кг бомб на боевые порядки противника и 45 тыс. листовок в немецком тылу. В наиболее тяжелые дни совершал по 5-6 вылетов за ночь.
23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир эскадрильи майор Зезюлькин был награжден высшей наградой страны – орденом Ленина. Поверьте, просто так таким орденом в войну не награждали. К тому времени пилот лично совершил 506 боевых вылетов. А в мае 1945г. награждён орденом Отечественной войны I степени. За весь период войны Иван Михайлович совершил 616 боевых вылетов ночью на самолёте ПО-2 с налётом 920 часов. При этом сбросил на противника 62464 кг бомб разного калибра, разбросал 810 тыс. экземпляров листовок в немецком тылу. Летчик дважды был ранен, но после госпиталей возвращался в строй. В последний раз в ночь на 17 декабря 1944 года в боях за Польшу самолет майора Зезюлькина был подбит зенитным огнём. Тяжело раненному пилоту удалось посадить поврежденную машину. По одной версии – на своей территории, а по воспоминаниям сына штурмана младшего лейтенанта Иншакова – на нейтральной полосе, где они пролежали трое суток, и где их случайно обнаружила наша разведгруппа.
После войны
К великому сожалению, послевоенная биография нашего земляка осталась неизученной ( из статьи Комовского Владимира Фёдорович ). Известно только, что умер Иван Михайлович Зезюлькин в 1967 году ( нашел статью о его брате Зезюлькине Николае Михайловиче из которой буквально следует ) :
Отец мой Михаил Харлантьевич Зезюлькин умер в 1915 году в г. Злынке, был рабочим.
Мать Агафия Николаевна - во время оккупации Брянской области немцами в 1941-1944 г. была связана с партизанами, находившихся в Злынских лесах. Умерла в 1960 г. на 86 году жизни в г. Злынке.
Сестра Анастасия 1903 г. рождения умерла в 1928 году в г. Злынке.
Брат Иван 1913 г. член КПСС, майор Авиации - умер в Москве в 1976 году.
Брат Павел 1915 г.р., член КПСС живет в Москве, пенсионер и работает.
Сестра Дарья 1909 г.р. живет в г. Курске, пенсионерка.
Сестра Марфа 1911 г.р. пенсионерка, живет в г. Злынке, Брянской обл.