Александр
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Зернышко Александр Фёдорович, 06.04.1914 г. рождения г.Луганск, умер Кронштадт
21 апр 2004, на службе в РК ВМФ с 1934 г., украинец.
- В июне 1939 г. окончил Высшее Военно-Морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского, получил военное звание «военный техник 1-го ранга» и направлен на Черноморский флот.
- Некоторое время служил начальником ремонтной группы учебного корабля «Нева», а 02.11.1939 г. приказом НК ВМФ назначен командиром моторной группы ПЛ С-33 13-го дивизиона 1-й БПЛ ЧФ.Зачислен в списки личного состава этой бригады 17-го ноября 1939 г. (приказ комбрига № 592) и отправлен в г.Николаев, где строилась лодка.
- Очередное военное звание «военный инженер 3-го ранга» присвоено наркомом ВМФ 29-го марта 1940 г. Приказом командующего ЧФ № 0233 от 23.06.40 г. командир моторной группы С-33 военный инженер 3-го ранга Зернышко А.Ф назначается командиром БЧ-5 той же лодки.
- При переаттестации в 1940 г. присвоено звание «старший инженер-лейтенант».
- Приказом командира 1-й БПЛ ЧФ от 20.12.40 г. за активное участие в строительстве и проведении испытаний С-33 командир её БЧ-5 старший инженер-лейтенант Зернышко А.А. получил благодарность и денежное вознаграждение - 250 руб.
Немного о лодке. За время боевой службы подводная лодка "С-33" выпустила 21 торпеду из которых в цели попали 8 торпед. Также израсходовала 14 100-мм и 9 45-мм снарядов.
Подводная лодка "С-33" потопила и повредила 5 целей. Из которых на сегодняшний день установлены:
1 охотник заподводными лодками тоннажом 830 тонн
1 быстроходная десантная баржа тоннажом 220 тонн
3 транспорта общим тоннажом 12696 брт
Суммарный тоннаж поражённых целей на настоящий момент составляет 13746 тонны.
На подводную лодку "С-33" силами ПЛО были сброшены более 141 глубинной бомбы.
Мой дед ушел из жизни совсем недавно в 2004 году. Я его помню как умного, доброго но вспыльчивого человека. Много о войне он не рассказывал, видимо воспоминания были не приятные, Мы часто ходили в гости к его другу, он увлекался моделированием кораблей и подводных лодок.
Мой дед был изобретателем, инженером, есть несколько патентов.
Рассказ будет проделжен.
Боевой путь
-
Серия - IX-бис
-
Дата закладки - 16.11.1937 - Завод № 198, г. Николаев, Заводской номер 349
-
Дата спуска на воду - 30.5.1939 - Завод № 198, г. Николаев, Заводской номер 349
-
Дата вступления в строй - 18.11.1940 - Завод № 198, г. Николаев, Заводской номер 349
-
Коммандиры
-
Б.А. Алексеев - 22.6.1941 – 3.6.1944
-
А.Б. Темин (ВРИО) - 03.6.1944 – 10.6.1944
-
П.И. Парамошкин - 10.6.1944 – 09.1944
-
В.И. Матвеев - 9.1944 – 9.5.1945
-
-
Карьера
-
Черноморский Флот - 12.1940
-
2-й дивизион подводных лодок ЧФ - 22.6.1941 – 10.8.1942
-
1-й дивизион подводных лодок ЧФ - 10.8.1942 – 9.5.1945
-
-
Боевой результат
-
16 боевых походов в ВОВ (302 суток). Выполнила 9 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, в результате которых потопила 20.4.1943 – румынский транспорт "Suceava" (5695 брт) и 12.5.1944 – по-видимому германскую быстроходную десантную баржу "F 130".
-
-
Судьба
-
14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 12.3.1974 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для реализации, но 14.3.1975 вновь зачислена в списки судов Черноморского флота. 12.10.1977 отнесена к подклассу РЗС. 3.1.1978 окончательно исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
-
11-19.6.1941 принимала участие в маневрах флота.
К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.
Карта позиций патрулирования ПЛ
1-й боевой поход (17 суток):
6.7.1941 в 16.00 вышла из Севастополя на позицию № 4 в район мыса Шаблер.
8.7.1941 прибыла в район позиции, но была задержана приказом командира 1-й бригады подводных лодок в районе зарядки аккумуляторных батарей.
10.7.1941 в 2.40 обнаружила румынскую подводную лодку "Delfinul", которую приняла за Щ-206. После передачи опознавательного сигнала "эска" погрузилась.
В ночь на 13.7.1941 заняла позицию.
В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела.
22.7.1941 начала возвращение в базу.
23.7.1941 в 19.45 прибыла в Севастополь.
2-й боевой поход (15 суток):
27.8.1941 в 14.27 вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.
29.8.1941 прибыла на позицию.
31.8.1941 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большой дистанции.
4.9.1941 южнее Бургаса обнаружила конвой в составе транспорта (2500 т) и сторожевого катера. В 8.40 выстрелила по транспорту из подводного положения одной торпедой с дистанции 6 кабельтовых. Промах (зарубежных данных нет, возможно атакованы германский транспорт "Корделия" и венгерский транспорт "Сегед"). В 9.00 лодка безрезультатно выпустила еще одну торпеду по той же цели – возможно торпеды с установкой глубины хода 2 метра прошли под целью. Преследования не было.
9.9.1941 в 20.30 начала возвращение в базу.
11.9.1941 в 13.12 прибыла в Севастополь.
3-й боевой поход (12 суток):
11.10.1941 в 13.00 вышла из Севастополя на позицию № 20 в район мыса Шаблер.
Вечером 14.10.1941 наблюдала силуэты 2-х кораблей противолодочной обороны.
Днем 15.10.1941 обнаружила группу кораблей, охранявших румынский минный заградитель "Amiral Murgescu", но при попытке сблизиться была обнаружена и контратакована миноносцем "Sborul" и болгарским самолетом типа Letov S-328, сбросившими 3 глубинных бомбы. Вторая попытка атаковать румынские минный заградитель "Amiral Murgescu" и эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand" и "Marasesti" сорвалась из-за мнимого обнаружения лодки противником.
Днем 16.10.1941 обнаружила группу боевых кораблей с румынским минным заградителем "Dacia", но из-за большой дистанции и сильной противолодочной обороны выйти в атаку не удалось.
21.10.1941 в 19.00 начала возвращение в базу.
23.10.1941 в 11.15 прибыла в Севастополь.
4-й боевой поход (15 суток):
4.11.1941 в 7.13 вышла из Севастополя на позицию № 20 в район мыса Шаблер.
Утром 5.11.1941 прибыла на позицию. Вечером не смогла выйти в атаку на 2 румынских эскадренных миноносца, следовавших в южном направлении (это были румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand", "Regina Maria" и "Marasesti" вышедшие из Констанцы для встречи итальянского танкера "Torcello").
Утром 6.11.1941 восточнее мыса Шаблер обнаружила 2 румынских эскадренных миноносца (это были румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand", "Regina Maria" и "Marasesti", вышедшие из Констанцы для поиска итальянского танкера "Torcello", потопленного подводной лодкой Щ-214). В 8.46 произвела 2-торпедный залп по эскадренному миноносцу из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых. Торпеды прошли мимо противника, даже не заметившего атаку. В 14.34 в том же районе произвела 2-торпедный залп по румынскому эскадренному миноносцу из подводного положения с дистанции 7 кабельтовых. Промах. По зарубежным данным румынский эскадренный миноносец "Marasesti" из группы эсминцев, занимавшихся поиском "Torcello", наблюдал след торпеды, шедшей по поверхности. Преследования не было.
Вечером 15.11.1941 начала возвращение в базу.
19.11.1941 в 11.25 прибыла в Поти.
5-й боевой поход (18 суток):
8.12.1941 в 11.00 вышла из Поти на позицию № 20 в район мыса Шаблер.
Утром 11.12.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела, но 8 раз обнаруживала самолеты противолодочной обороны.
13.12.1941 дважды коснулась минрепа мины румынского минного заграждения.
Вечером 24.12.1941 начала возвращение в базу.
26.12.1941 в 15.15 прибыла в Поти.
12.1.1942 вышла из Поти и 13.1.1942 прибыла в Туапсе для гарантийного ремонта.
23.3.1942 во время налета на Туапсе авиации противника в 14.30 повреждена 500-кг бомбой, взорвавшейся в 8-10 метрах за кормой по правому борту. В прочном корпусе VI и VII отсеков образовались трещины, вышел из строя компрессор воздуха высокого давления, сорваны с мест кормовые торпедные аппараты, повреждена обшивка цистерн главного балласта.
28.3.1942 вышла из Туапсе и 29.3.1942 прибыла в Поти, где начала аварийный ремонт.
3-18.8.1942 находилась в доке.
9.1942 вступила в строй.
6-й боевой поход (5 суток):
30.9.1942 в 19.00 вышла из Поти для разведки и отработки задач боевой подготовки в район севернее Ризе – Трабзон.
Встреч с кораблями противника не имела.
5.10.1942 в 7.02 прибыла в Поти.
7-й боевой поход (20 суток):
14.10.1942 в 18.30 вышла из Поти на позицию № 46 в район выхода из пролива Босфор.
18.10.1942 прибыла на позицию.
24.10.1942 в точке 41°25' с.ш./ 28°54,0' в.д. обнаружила одиночный транспорт (800 т). В 4.33 произвела по транспорту 2-торпедный залп из надводного положения с дистанции 3 кабельтова. Торпеды сошли с курса при 6-бальном шторме. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Туркан".
Вечером 31.10.1942 начала возвращение в базу.
Утром 3.11.1942 расстреляла плавающую мину и в 8.50 прибыла в Поти.
8-й боевой поход (20 суток):
19.11.1942 в 17.30 вышла из Поти на позицию № 46 в район выхода из пролива Босфор.
23.11.1942 прибыла на позицию.
Днем 28.11.1942 обнаружила 2 эскадренных миноносца, к которым вскоре присоединился танкер. Из-за большой дистанции выйти в атаку не удалось. Предпринятая командиром лодки попытка преследовать конвой в надводном положении сорвалась из-за плохой видимости.
6.12.1942 начала возвращение в базу.
9.12.1942 в 6.28 прибыла в Поти.
9-й боевой поход (20 суток):
27.12.1942 в 22.00 вышла из Поти на позицию № 50 в район мыса Шаблер.
Утром 28.12.1942 при срочном погружении от самолета противника из-за неисправности указателей электродвигателей горизонтальных рулей и неправильных действий личного состава погрузилась на глубину 127 метров при дифференте на нос 45°. Из баков аккумуляторных батарей вылилось 20 ведер электролита.
30.12.1942 прибыла на позицию и в дальнейшем по приказу командования маневрировала в районе в 20-60 милях восточнее мыса Шаблер.
Встреч с кораблями противника не имела.
13.1.1943 в 18.00 начала возвращение в базу.
16.1.1943 в 9.40 прибыла в Поти.
10-й боевой поход (19 суток):
9.2.1943 в 18.00 вышла из Поти на позицию № 48а в район Судак - Феодосия.
12.2.1943 в 2.00 прибыла на позицию. Днем в точке 44°57' с.ш./ 35°29' в.д. обнаружила подводную лодку противника в позиционном положении, но не смогла атаковать ее из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Преследование субмарины противника продолжалось до тех пор, пока она не всплыла в крейсерское положение и оторвалась, развив полный ход. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 9".
26.2.1943 в 22.15 начала возвращение в базу.
28.2.1943 в 7.25 прибыла в Поти.
11-й боевой поход (19 суток):
11.4.1943 в 19.00 вышла из Поти на позицию № 73 в район мыса Тарханкут для совместных действий с ВВС (обеспечивающий – Н.Д. Новиков).
16.4.1943 в 5.00 прибыла на позицию.
В ночь на 20.4.1943 в точке 44°58,9' с.ш./ 31°11,8' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (? т), эскадренного миноносца и сторожевого катера. В 2.20 произвела 3-торпедный залп по транспорту из надводного положения с дистанции 12 кабельтовых. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным попаданиями 2 торпед потоплен румынский транспорт "Suceava"(5695 брт) (Дальний корабль) с грузом пустых емкостей из-под бензина и железного лома (28 погибших), шедший из Севастополя в Констанцу в охранении румынского эскадренного миноносца "Regina Maria", германских моторных тральщиков "R 163", "R 164", а также катера-тральщика "MR 7". Погрузившаяся лодка была контратакована румынским эскадренным миноносцем "Regina Maria" и германскими моторными тральщиками, сбросившими 18 глубинных бомб. На субмарине получили незначительные повреждения палубный настил, освещение и гирокомпас, пропустили воду клапана шахты подачи воздуха к дизелям. После всплытия лодка обнаружила спасательный круг с потопленного транспорта.
В ночь на 22.4.1943 получила приказ перейти к мысу Тарханкут.
27.4.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.
30.4.1943 в 4.00 прибыла в Поти.
12-й боевой поход (21 сутки):
29.6.1943 в 20.46 вышла из Поти на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.
3.7.1943 в 3.24 прибыла на позицию.
Утром 4.7.1943 обнаружила конвой противника в составе 2-х парусно-моторных шхун и 2-х барж. Командир лодки отказался от атаки из-за малой ценности обнаруженных судов.
В ночь на 7.7.1943 предприняла безуспешную попытку перехватить конвой западнее Севастополя.
В ночь на 11.7.1943 по приказу командования начала переход на позицию № 85 в район Босфора. Целью перевода С-33 и Щ-203, а затем и Л-4 к Босфору был перехват румынских транспортов "Трансильвания" и "Бессарабия", которые по данным агентурной разведки должны были перейти в румынские порты.
12.7.1943 в 2.00 прибыла на позицию № 85.
Встреч с кораблями противника не имела
16.7.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.
20.7.1943 в 1.10 прибыла в Поти.
13-й боевой поход (30 суток):
9.9.1943 в 19.30 вышла из Поти на позицию № 85 в район Босфора.
14.9.1943 в 4.30 прибыла на позицию.
Днем 17.9.1943 отказалась от атаки нескольких одиночных транспортов, опознав их как турецкие.
21.9.1943 в 1.40-18.20 по приказу командования перешла на позицию № 81 в район Сулина – Констанца. В 23.24 начала переход на позицию № 82б в район мыса Тарханкут.
В ночь на 22.9.1943 в точке 44°38' с.ш./ 31°39,7' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т), эскадренного миноносца и 2-х сторожевых катеров. В 4.19 произвела 3-торпедный залп (4-я торпеда не вышла из аппарата) по транспорту из надводного положения с дистанции 9 кабельтовых (схема). Через 75 секунд услышано 2 глухих взрыва. Зарубежных данных нет. Возможно атакован германский конвой, включавший танкер "Продромос" и румынский минный заградитель "Amiral Murgescu". Лодка была контратакована кораблями охранения, сбросившими на большом удалении несколько глубинных бомб. В 20.30 прибыла на позицию № 82б.
Вечером 24.9.1943 перешла на позицию № 82а.
6.10.1943 в 20.00 начала возвращение в базу, но на переходе получила приказ произвести поиск спасшихся в районе гибели лидера "Харьков" и эскадренных миноносцев "Беспощадный" и "Способный" (окончился безрезультатно).
9.10.1943 в 5.20 прибыла в Поти.
14-й боевой поход (33 суток):
7.12.1943 в 17.00 вышла из Поти на позицию № 94 в район мыс Тарханкут – Евпатория.
14.12.1943 в 8.00 прибыла на позицию. Днем была обнаружена самолетом противника, который сбросил на лодку, находившуюся на перископной глубине, 3 бомбы. Спустя полчаса не смогла выйти в атаку на конвой из-за обнаружения противником.
Днем 21.12.1943 обнаружила 2 больших охотника типа "КТ" ("Uj 103" и "Uj 106"). При попытке выйти в атаку лодка была обнаружена и подверглась 3,5 часовому преследованию, в ходе которого на лодку было сброшено 111 глубинных бомб. В результате разрывов некоторые электроизмерительные приборы вышли из строя, выскочили из гнезд лампы гидроакустической станции.
Днем 23.12.1943 обнаружила 2 больших охотника типа "КТ". Командир лодки отказался от атаки из-за профилактического бомбометания.
Вечером 27.12.1943 в точке 45°12' с.ш./ 32°38' в.д. обнаружила 2 больших охотника типа "КТ", которых командир лодки принял за транспорты. В 19.12 произвела 4-торпедный залп по транспорту в 4000 т (по донесению командира) из подводного положения с дистанции 1,5 кабельтовых. Через 13 и 17 секунд услышано 2 взрыва, в перископ наблюдались взрывы торпед. По зарубежным данным торпеды, оснащенные неконтактными взрывателями, взорвались на расстоянии 150 и 75 метров от германского большого охотника "Uj 106". От близких взрывов торпед на лодке отказало электрическое управление рулями, была выведена из строя часть освещения и лаг. Через клапан аварийного продувания цистерн главного балласта в I отсеке внутрь корпуса поступила вода. Лодка была контратакована большим охотником "Uj 101", сбросившим 2 глубинных бомбы.
В ночь на 29.12.1943 при срочном погружении от сторожевого катера противника не закрылся газоотводный клапан правого борта – внутрь V отсека поступила вода (до всплытия откачивалась главной осушительной помпой).
С 5.1.1944 действовала также и на позиции № 93.
В ночь на 6.1.1944 в точке 45°07' с.ш./ 32°32' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (4000-5000 т), быстроходной десантной баржи и 2-х сторожевых катеров. В 1.40 произвела 4-торпедный залп по транспорту из надводного положения с дистанции 13 кабельтовых. Через 110 секунд услышано 2 глухих взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакованы корабли германского конвоя "Зенит". Преследования не было. В 20.00 начала возвращение в базу.
9.1.1944 в 7.10 прибыла в Поти.
10.1.1944 начала в Поти текущий ремонт.
21.2.1944-30.3.1944 находилась в доке.
28.4.1944 завершила текущий ремонт.
15-й боевой поход (8 суток):
9.5.1944 в 21.00 вышла из Поти на позицию № 9 в район юго-западнее мыса Сарыч.
12.5.1944 в 10.38 обнаружила брошенную быстроходную десантную баржу противника в точке 43°43,5' с.ш./ 32°00' в.д., но при сближении в 11.00 атакована самолетом противника, сбросившим 4 бомбы. К 12.08 баржа была осмотрена (в качестве трофея взяты кормовой флаг и автомат) и потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 14 100-мм и 9 45-мм снарядов). Зарубежных данных нет. По-видимому, потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 130", ранее поврежденная ВВС. В 14.30 прибыла на позицию № 9.
В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела.
15.5.1944 в 23.00 начала возвращение в базу.
17.5.1943 в 10.00 прибыла в Поти.
27.7.1944 перешла из Поти в Батуми.
16-й боевой поход (30 суток):
16.8.1944 в 23.00 вышла на позицию № 47/55 в район мыс Бахлар – мыс Стефанос.
20.8.1944 в 2.46 прибыла на позицию.
С 28.8.1944 по указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.
В течение похода наблюдала несколько шхун, от атаки которых командир отказался из-за малой ценности объектов.
12.9.1944 в 20.25 начала возвращение в базу.
15.9.1944 в 5.55 прибыла в Поти.
14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
12.3.1974 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для реализации.
14.3.1975 вновь зачислена в списки судов Черноморского флота.
12.10.1977 отнесена к подклассу РЗС.
3.1.1978 окончательно исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.