Зеленов Владимир Николаевич
Зеленов
Владимир
Николаевич
Красноармеец
1920 - 1967

История солдата

В информационной базе данных открытого доступа Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации была найдена информация, что Владимир Николаевич Зеленов призван на фронт Серговким городским военным комиссариатом Ворошиловградской области Украинской ССР в 1941 году. Последним местом его службы числится «13 ождбр». Малопонятное военное сокращение для людей мирного времени расшифровывается как 13-ая отдельная железнодорожная бригада.

Из документов того же архива мы выяснили, что Владимир Николаевич в 1942 году пропал без вести. Причем в именном списке безвозвратных потерь личного состава 29-ого отделения восстановительного железнодорожного батальона от 12 октября 1942 года красноармеец Зеленов В.Н. числится под номером 465. Большинство людей из данного засекреченного списка пропали без вести 7 июля 1942 года после выполнения боевого задания на участке Валуйке-Котел Курской области.

Также был обнаружен рассекреченный документ в Центральном архиве Министерства обороны РФ, поступивший из Отдела по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава штаба 46-ой полевой армии. В документе представлено шестнадцать именных списков военнослужащих общим количеством 15 тысяч 318 человек, бывших в плену у противника и освобожденных из плена Красной Армией. Эти именные списки представлялись отделом 28 апреля 1945 года. В списке Зеленов В.Н. указан под номером 59, при этом в графе «где и когда попал в плен» указан только 1942 год.

Из всех документов выяснилось, что Владимир Николаевич Зеленов служил в 29-ом отделении восстановительного железнодорожного батальона 13-ой отдельной железнодорожной бригады. 7 апреля 1942 года после выполнения боевого задания на участке Валуйке-Котел Курской области попал в плен. В дальнейшем был освобожден силами Красной Армии.

По мобилизационному плану развёртывания 6-й отдельный восстановительный железнодорожный полк выделял из своего состава рад частей, из которых для 13-й отдельной железнодорожной бригады - 29-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон и 5-ю отдельную роту эксплуатации железной дороги, а остальные части выделялись им на формирование других бригад.

5-я отдельная рота механизации железнодорожных работ развернулась в 39-й отдельный батальон механизации железнодорожных работ, а 11-й отдельный восстановительный железнодорожный полк и 20-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон убыли к месту своей постоянной дислокации.

К 26 июня 1941 года бригада развернулась по штатам военного времени и имела в своем составе:

- Управление бригады,

- 29-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон,

- 39-й отдельный батальон механизации железнодорожных работ,

- 4-й отдельный мостовой железнодорожный батальон,

- 5-ю отдельную роту эксплуатации железной дороги.

С 30 июня 1941 года части бригады вошли в состав войск Военных Сообщений. Юго-Западного Фронта (http://ioncore.livej...l.com/4200.html).

В.А. Рыбацкий восстановил историю боевого пути 13-ой отдельной железнодорожной бригады…

«В советский период боевые документы железнодорожных соединений и частей были недоступны широкому кругу исследователей, исторические работы сильно идеологизированы, имелась тенденция к замалчиванию ряда фактов. Ограниченность доступа к первичным источникам приводила к крайней ограниченности используемого статистического материала. Исследования также страдали от недостатка сведений о действиях противоположной стороны, «железный занавес» мешал полноценному обмену информацией между учеными разных стран. В настоящее время изучение действий соединений и частей железнодорожных войск в начальный период Великой отечественной войны имеет большое научно-практическое значение. Причина в том, что железнодорожные перевозки - это самый быстрый способ переброски войск и доставки материально-технических средств в действующую армию.

Немецкое командование поначалу в расчёте на молниеносную победу не уделяло достаточного внимания транспорту в целом, и железным дорогам в частности, лишь развив перед войной с СССР дорожную сеть Польши. С началом войны, несмотря на успешное продвижение, немцы несли неожиданные для них значительные потери, да и темп наступления был далёк от планового. Кроме того, наши железнодорожные соединения и части при отступлении эвакуировали подвижной состав, эксплуатационное и ремонтное оборудование, разрушали железнодорожное полотно практически на всём его протяжении, подрывали и выводили из строя стрелочные переводы, мосты, оборудование связи и управления движением поездов.

По довоенным планам отмобилизование железнодорожных соединений и частей планировалось провести в пунктах постоянной дислокации. Железнодорожные полки выделяли кадровый личный состав для формирования новых бригад, а сами переводились на штаты запасных полков. Однако в местах постоянной дислокации частей были лишь небольшие хозяйственные подразделения, а также значительная часть заградительной и восстановительной техники. На 22 июня 1941 года почти весь кадровый состав соединений и частей-формирователей оказался на выполнении работ по реконструкции и строительству железных дорог у наших западных границ и не смог вернуться в районы отмобилизования. Часть личного состава и техники, находившейся в районах работ, в связи с отходом войск была потеряна. Для укомплектования новых частей не хватало командного состава, техники, вооружения и транспортных средств. Это привело к тому, что сроки готовности частей по мобилизационному плану были сорваны.

Так 13-я отдельная железнодорожная бригада, выполнявшая работы по возведению земляного полотна на одном из участков в 20 км от западной границы, по мобилизационному плану должна была быть доукомплектована до штатов военного времени на пятый день. Но на 30 июня 1941 года укомплектованность бригады составляла только 60 % от штата…»

Мы приведем только часть исследования В.А. Рыбацкого:

«В 12.00 14 сентября 1941 года десантом противника была занята станция Лубны, а в 14.00 того же дня — станция Ромодан. 29 сентября 1941 года кольцо окружения наших войск было замкнуто.

На территории, занятой противником, остались: управление 13-й отдельной железнодорожной бригады (кроме выехавшей на ст. Ромодан группы начсостава); 29-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон; 5-я отдельная рота эксплуатации железных дорог; одна рота 39-ого отдельного батальона механизации железнодорожных работ. Из этих частей и подразделений вышли из окружения лишь отдельные лица и небольшие команды, судьба остальных неизвестна. Так, из штаба бригады в разное время вышли одиночным порядком: майор Николаев; капитан Кальченко; политрук Васечко; военинженер 3 ранга Мусихин и майор Рязанский. Последний вывел группу писарей и чертёжников штаба бригады в составе 9 человек. Все они, кроме красноармейца связиста Стерликова, вышли переодетыми в гражданскую одежду. Из 29-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона вышли пять человек: капитан Вевер, политрук Ортынский, лейтенант Дворецкий, сержант Дурнев, младший сержант Никифоров. Из роты 39-ого отдельного батальона механизации железнодорожных работ вышло из окружения 117 человек. Из 5-й отдельной роты эксплуатации железных дорог — один человек.

Приведённые примеры задач, выполняемых 13-й отдельной железнодорожной бригады в тяжелейшей обстановке начального периода Великой Отечественной войны, это лишь небольшая крупица тех боевых дел и героических подвигов, которые совершали военные железнодорожники, защищая родную землю от врага с оружием в руках наравне со стрелковыми частями Красной армии. Вести кровопролитные бои с наступающими гитлеровскими войсками они были вынуждены не только потому, что защищали железнодорожные объекты, но и потому, что порой являлись последним резервом командования фронтов…»

Регион Иркутская область
Воинское звание Красноармеец
Населенный пункт: Ангарск
Место рождения На станции Змеевка деревни Алексеевка Покровского района Орловской области
Годы службы 1941 1942
Дата рождения 1920
Дата смерти 1967

Боевой путь

Место призыва Призван на фронт Серговким городским военным комиссариатом Ворошиловградской области Украинской ССР
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Владимир Николаевич Зеленов служил в 29-ом отделении восстановительного железнодорожного батальона 13-ой отдельной железнодорожной бригады
Завершение боевого пути 7 апреля 1942 года после выполнения боевого задания на участке Валуйке-Котел Курской области попал в плен. В дальнейшем был освобожден силами Красной Армии.
Принимал участие На участке Валуйке-Котел Курской области

В.А. Рыбацкий восстановил историю боевого пути 13-ой отдельной железнодорожной бригады…

«В советский период боевые документы железнодорожных соединений и частей были недоступны широкому кругу исследователей, исторические работы сильно идеологизированы, имелась тенденция к замалчиванию ряда фактов. Ограниченность доступа к первичным источникам приводила к крайней ограниченности используемого статистического материала. Исследования также страдали от недостатка сведений о действиях противоположной стороны, «железный занавес» мешал полноценному обмену информацией между учеными разных стран. В настоящее время изучение действий соединений и частей железнодорожных войск в начальный период Великой отечественной войны имеет большое научно-практическое значение. Причина в том, что железнодорожные перевозки - это самый быстрый способ переброски войск и доставки материально-технических средств в действующую армию.

Немецкое командование поначалу в расчёте на молниеносную победу не уделяло достаточного внимания транспорту в целом, и железным дорогам в частности, лишь развив перед войной с СССР дорожную сеть Польши. С началом войны, несмотря на успешное продвижение, немцы несли неожиданные для них значительные потери, да и темп наступления был далёк от планового. Кроме того, наши железнодорожные соединения и части при отступлении эвакуировали подвижной состав, эксплуатационное и ремонтное оборудование, разрушали железнодорожное полотно практически на всём его протяжении, подрывали и выводили из строя стрелочные переводы, мосты, оборудование связи и управления движением поездов.

По довоенным планам отмобилизование железнодорожных соединений и частей планировалось провести в пунктах постоянной дислокации. Железнодорожные полки выделяли кадровый личный состав для формирования новых бригад, а сами переводились на штаты запасных полков. Однако в местах постоянной дислокации частей были лишь небольшие хозяйственные подразделения, а также значительная часть заградительной и восстановительной техники. На 22 июня 1941 года почти весь кадровый состав соединений и частей-формирователей оказался на выполнении работ по реконструкции и строительству железных дорог у наших западных границ и не смог вернуться в районы отмобилизования. Часть личного состава и техники, находившейся в районах работ, в связи с отходом войск была потеряна. Для укомплектования новых частей не хватало командного состава, техники, вооружения и транспортных средств. Это привело к тому, что сроки готовности частей по мобилизационному плану были сорваны.

Так 13-я отдельная железнодорожная бригада, выполнявшая работы по возведению земляного полотна на одном из участков в 20 км от западной границы, по мобилизационному плану должна была быть доукомплектована до штатов военного времени на пятый день. Но на 30 июня 1941 года укомплектованность бригады составляла только 60 % от штата…»

Мы приведем только часть исследования В.А. Рыбацкого:

«В 12.00 14 сентября 1941 года десантом противника была занята станция Лубны, а в 14.00 того же дня — станция Ромодан. 29 сентября 1941 года кольцо окружения наших войск было замкнуто.

На территории, занятой противником, остались: управление 13-й отдельной железнодорожной бригады (кроме выехавшей на ст. Ромодан группы начсостава); 29-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон; 5-я отдельная рота эксплуатации железных дорог; одна рота 39-ого отдельного батальона механизации железнодорожных работ. Из этих частей и подразделений вышли из окружения лишь отдельные лица и небольшие команды, судьба остальных неизвестна. Так, из штаба бригады в разное время вышли одиночным порядком: майор Николаев; капитан Кальченко; политрук Васечко; военинженер 3 ранга Мусихин и майор Рязанский. Последний вывел группу писарей и чертёжников штаба бригады в составе 9 человек. Все они, кроме красноармейца связиста Стерликова, вышли переодетыми в гражданскую одежду. Из 29-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона вышли пять человек: капитан Вевер, политрук Ортынский, лейтенант Дворецкий, сержант Дурнев, младший сержант Никифоров. Из роты 39-ого отдельного батальона механизации железнодорожных работ вышло из окружения 117 человек. Из 5-й отдельной роты эксплуатации железных дорог — один человек.

Приведённые примеры задач, выполняемых 13-й отдельной железнодорожной бригады в тяжелейшей обстановке начального периода Великой Отечественной войны, это лишь небольшая крупица тех боевых дел и героических подвигов, которые совершали военные железнодорожники, защищая родную землю от врага с оружием в руках наравне со стрелковыми частями Красной армии. Вести кровопролитные бои с наступающими гитлеровскими войсками они были вынуждены не только потому, что защищали железнодорожные объекты, но и потому, что порой являлись последним резервом командования фронтов…»

В.А. Рыбацкий восстановил историю боевого пути 13-ой отдельной железнодорожной бригады…

«В советский период боевые документы железнодорожных соединений и частей были недоступны широкому кругу исследователей, исторические работы сильно идеологизированы, имелась тенденция к замалчиванию ряда фактов. Ограниченность доступа к первичным источникам приводила к крайней ограниченности используемого статистического материала. Исследования также страдали от недостатка сведений о действиях противоположной стороны, «железный занавес» мешал полноценному обмену информацией между учеными разных стран. В настоящее время изучение действий соединений и частей железнодорожных войск в начальный период Великой отечественной войны имеет большое научно-практическое значение. Причина в том, что железнодорожные перевозки - это самый быстрый способ переброски войск и доставки материально-технических средств в действующую армию.

Немецкое командование поначалу в расчёте на молниеносную победу не уделяло достаточного внимания транспорту в целом, и железным дорогам в частности, лишь развив перед войной с СССР дорожную сеть Польши. С началом войны, несмотря на успешное продвижение, немцы несли неожиданные для них значительные потери, да и темп наступления был далёк от планового. Кроме того, наши железнодорожные соединения и части при отступлении эвакуировали подвижной состав, эксплуатационное и ремонтное оборудование, разрушали железнодорожное полотно практически на всём его протяжении, подрывали и выводили из строя стрелочные переводы, мосты, оборудование связи и управления движением поездов.

По довоенным планам отмобилизование железнодорожных соединений и частей планировалось провести в пунктах постоянной дислокации. Железнодорожные полки выделяли кадровый личный состав для формирования новых бригад, а сами переводились на штаты запасных полков. Однако в местах постоянной дислокации частей были лишь небольшие хозяйственные подразделения, а также значительная часть заградительной и восстановительной техники. На 22 июня 1941 года почти весь кадровый состав соединений и частей-формирователей оказался на выполнении работ по реконструкции и строительству железных дорог у наших западных границ и не смог вернуться в районы отмобилизования. Часть личного состава и техники, находившейся в районах работ, в связи с отходом войск была потеряна. Для укомплектования новых частей не хватало командного состава, техники, вооружения и транспортных средств. Это привело к тому, что сроки готовности частей по мобилизационному плану были сорваны.

Так 13-я отдельная железнодорожная бригада, выполнявшая работы по возведению земляного полотна на одном из участков в 20 км от западной границы, по мобилизационному плану должна была быть доукомплектована до штатов военного времени на пятый день. Но на 30 июня 1941 года укомплектованность бригады составляла только 60 % от штата…»

Мы приведем только часть исследования В.А. Рыбацкого:

«В 12.00 14 сентября 1941 года десантом противника была занята станция Лубны, а в 14.00 того же дня — станция Ромодан. 29 сентября 1941 года кольцо окружения наших войск было замкнуто.

На территории, занятой противником, остались: управление 13-й отдельной железнодорожной бригады (кроме выехавшей на ст. Ромодан группы начсостава); 29-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон; 5-я отдельная рота эксплуатации железных дорог; одна рота 39-ого отдельного батальона механизации железнодорожных работ. Из этих частей и подразделений вышли из окружения лишь отдельные лица и небольшие команды, судьба остальных неизвестна. Так, из штаба бригады в разное время вышли одиночным порядком: майор Николаев; капитан Кальченко; политрук Васечко; военинженер 3 ранга Мусихин и майор Рязанский. Последний вывел группу писарей и чертёжников штаба бригады в составе 9 человек. Все они, кроме красноармейца связиста Стерликова, вышли переодетыми в гражданскую одежду. Из 29-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона вышли пять человек: капитан Вевер, политрук Ортынский, лейтенант Дворецкий, сержант Дурнев, младший сержант Никифоров. Из роты 39-ого отдельного батальона механизации железнодорожных работ вышло из окружения 117 человек. Из 5-й отдельной роты эксплуатации железных дорог — один человек.

Приведённые примеры задач, выполняемых 13-й отдельной железнодорожной бригады в тяжелейшей обстановке начального периода Великой Отечественной войны, это лишь небольшая крупица тех боевых дел и героических подвигов, которые совершали военные железнодорожники, защищая родную землю от врага с оружием в руках наравне со стрелковыми частями Красной армии. Вести кровопролитные бои с наступающими гитлеровскими войсками они были вынуждены не только потому, что защищали железнодорожные объекты, но и потому, что порой являлись последним резервом командования фронтов…»

Воспоминания

Воспоминания сына Виктора Владимировича Зеленова

отца комиссовали с ранением в ноге в 1944 году. Уже в 1945 году родился второй сын. Всего в семье 5 детей. Владимир Николаевич работал заготовителем на Куракинском спиртовом заводе. Ездил по ближайшим деревням и селам – скупал зерно, картофель у населения. С 1947 года жили на станции в теплушках, топили буржуйку. Владимир Николаевич работал кочегаром, слесарем, затем помощником машиниста. Когда родился третий ребенок, от депо в ведомственном доме выделили комнату для семьи. В 1949 году вербовали в Калининградскую область. Предлагали подъемные и скот. С семьей уехали в Калининградскую область, Гвардейский район, деревню Труд. Получили подъемные, корову и две овцы. Работал трактористом. Затем назначили бригадиром трактористов. В 1954 году за полученный хороший высокий урожай отца направили на ВДНХ, где он получил малую золотую медаль. Но в этот период в Калининградской области была очень напряженная политическая обстановка. Нагнеталась она еще и якобы началом еще одной новой войной. Из-за этого в 1956 году снова вынуждены переехать в Орловскую область. В конце 50-х Владимир Николаевич увидел объявление, что идет вербовка в Красноярский край на освоение целинных земель. Приехали всей семьей в Красноярский край. Поселились в небольшом деревянном здании бывшего садика. Продолжал трудиться трактористом. В 1960 году под коленкой развилась саркома, последовала ампутации ноги выше колена. Отец прожил до 1967 года…

Документы

Именной список безвозвратных потерь личного состава 29-ого отделения восстановительного железнодорожного батальона от 12 октября 1942 года

Именной список безвозвратных потерь личного состава 29-ого отделения восстановительного железнодорожного батальона от 12 октября 1942 года

Учет погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава штаба 46-ой полевой армии. В документе представлено шестнадцать именных списков военнослужащих общим количеством 15 тысяч 318 чел

Учет погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава штаба 46-ой полевой армии. В документе представлено шестнадцать именных списков военнослужащих общим количеством 15 тысяч 318 чел

Книга памяти

Книга памяти

Семья солдата

Виктор
Зеленов Виктор Владимирович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: