Заятуев Гомбо-Намжил
Заятуев
Гомбо-Намжил

Капитан / Противотанковая артиллерия
25.12.1921 - 14.02.1992

История солдата

Боевой путь долгий. Детали  будут внесены позже. Военное обучение начал в 1939г., сначала в авиационном училище, потом, по решению командования -  перевод в Чкаловское артиллерийское училище. С началом войны - подготвка пошла по ускоренной программе. В  боевых частях с самого начала войны.  Последнее ранение -  от авиабомбы, в январе 1945. Осколки носил до конца жизни в теле. Демобилизован по ранению, год после войны - по госпиталям, неотступающая угроза гангрены: мелкие ворсинки и волокна шинели "впечатались" в тело, их было невозможно извлечь, эти инородные тела вызывали постоянное воспаление, шло вздутие тканей. 

В памяти сохранились редкие воспоминания отца, не любившего вспоминать о войне и заново проживать те события.

Одно из них - о Прохоровке, перед Курской битвой. Стягивать людей, технику начали заблаговременно. Помню, что он рассказывал, что самое мучительное было - ожидание команды к бою, на испепеляющей жаре. Сильное психологическое напряжение: "Хотелось или же погибнуть в бою, или задавить их, но не сидеть в бездействии".  Кто-то в бинокли, а кто-то и невооруженным глазом видел движение в частях противника - машины и т.п. Не так далеко стояли.

По количеству стягиваемой техники и человеческого состава с той и другой стороны было ясно, что бой будет страшный. Мало кто выживет. Многие русские перед заведомой смертью тут же принимали крещение, прямо в окопах. У тех, чьи предки были из православных, такая возможность предоставилась.

Гомбо-Намжил Заятуев, бурят, хоть и происходил из глубоко религиозной семьи буддистов, и был родственник выдающегося буддийского деятеля, Агвана Доржиева, репрессированного в 1937, -  был убежденным агностиком. Учитывая при этом, что первый буддийский "капеллан" - военный.священник - появился в российских войсках только в 2017, хотя буряты всегда верой и правдой служили России, воевали и продолжают служить в российских войсках. 

Накануне Курской битвы многие (и русские, и не-русские) - писали заявления "прошу считать меня членом КПСС, даже если не вернусь из боя" -  как и поступил мой отец. Сила веры в равенство- братство была такая же, как у крестившихся. Так и прожил всю жизнь, уступая квартиры, лимиты, блага - молодым матерям-одиночкам, многодетным и т.п. - тем, "кому нужнее". Даже в очереди за колбасой ни разу не стоял, тем более не лез без очереди. Принципиально.     

Именно потому знающие и понимающие человеческую природу люди -  позже всегда отличали "коммунистов боевого призыва" (которых фашисты в плен не брали, расстреливали на месте) и тех,  кто повзрослел и вступил в партию по карьерным соображениям - много позже войны. 

Регион Республика Бурятия
Воинское звание Капитан
Населенный пункт: Улан-Удэ
Воинская специальность Противотанковая артиллерия
Место рождения с.Хара-Шибирь, Нижне-Курбинский с/совет, Заиграевский р-н, Бурят-Монгольская АССР
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 25.12.1921
Дата смерти 14.02.1992

Боевой путь

Место призыва Улан-Удэнский ГВК
Дата призыва 1941
Завершение боевого пути Польша, январь 1945
Принимал участие Курская битва, освобождение Киева (Украинский фронт), Висло-Одерская переправа)

Награды

Орден Отечественной войны I степени

Орден Отечественной войны I степени

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

После войны

Высшая партшкола г.Иркутск, работа Главным редактором районной газеты п.Хоринск Бурят-Монгольской АССР, аспирантура факультета жур6налистики МГУ, защита кандидатской диссертации под руководством бессменного декана Засурского Я.Н. в 1957. Преподавательская работа в Вост-Сибирском Технологическом Институте, исследовательская работа в секторе монголоведения Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР. .   

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: