
Иван
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Завражнов Иван Дмитриевич родился 11 ноября 1906 года в городе Рязани в семье железнодорожника. По национальности русский. Окончил начальную железнодорожную школу. С 1921 года работал в железнодорожном депо Рязань-1 учеником слесаря, слесарем.
.
В 1923 году по путёвке комсомола был направлен в Ленинградскую военно-техническую лётную школу, которую успешно окончил в 1926 году. Получил назначение в город Георгиевск (Ставропольский край). Позднее окончил лётную школу в городе Оренбурге, службу проходил в истребительных отрядах в городах Баку и Киев. (От Администратора сайта. По данным из ЦАМО Завражнов И.Д. в 1927 г. окончил 2-ю ВАШЛ в г. Борисоглебске). В 1931 году был переведён лётчиком-инструктором в лётное училище в город Борисоглебск (Воронежская область), где прослужил 7 лет. За это время обучил не одну сотню курсантов, был командиром учебной эскадрильи. В 1931 году стал членом ВКП(б). В 1936 году как лучший командир награждён орденом Красной Звезды.
.
В 1938 году окончил Высшую лётное-тактическую школу. Службу продолжил старшим инструктором по технике пилотирования истребительного полка в город Старая Русса. Участник военных действий на территории Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 году, советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Был награждён орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В 1940 году был назначен заместителем командира 72-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.
.
С первого дня войны участвовал в боях с захватчиками. До 3 декабря 1941 года в должности помощника командира того же полка, действовавшего на Северном фронте, лично произвёл 16 боевых вылетов на самолёте СБ.
В апреле 1942 года, по прибытии на Северо-Западный фронт, был выдвинут на должность командира 238-го истребительного авиационного полка. Быстро переучился и вылетел на самолете-истребителе ЛаГГ-3. За время его командования, до июля 1942 года полком произведено 642 боевых самолеёо-вылетов с налетом 548 часов, сбито в воздушных боях 20 самолетов противника. За этот же период Завражнов лично произвёл 26 боевых вылетов на ЛаГГ-3, в воздушном бою сбил 1 самолёт противника Ме-109. Сам был сбит зенитной артиллерией противника над линией фронта.
.
По воспоминаниям генерала Полынина, Завражнов был снят с должности командира полка командующим 6-й воздушной армией Кондратюком за то, что самовольно в одиночку вылетел на штурмовку вражеского аэродрома. Некоторое время находился в учебном полку в тылу фронта. В результате снова поменял специальность – стал воздушным разведчиком. Освоил самолёт Пе-2.
.
С октября 1942 года командовал 6-й отдельной дальне-разведывательной эскадрильей. Лично совершил 35 боевых вылетов на разведку. В декабре того же года принял командование 72-м Петрозаводским разведывательным авиационным полком. Под его руководством, менее чем за год боев, полк произвёл 540 боевых самолёто-вылетов на разведку тыла, аэродромов и переднего края обороны противника с фотографированием. До августа 1943 года подполковник Завражнов лично произвёл 38 эффективных боевых вылетов на разведку, всегда доставлял командованию ценные данные о противнике.
.
28 августа 1943 года при выполнении боевого вылета в районе села Бяково Старо-Русского района Новгородской области самолёт Завражного был подбит. Лётчик решил довести подбитый самолёт до своих, посадить его, сохранив добытые сведения. Уже над своей территорией самолёт упал на землю. В живых остался только стрелок-радист, успевший по приказу командира покинуть горящую машину.
.
К моменту своего последнего вылета лётчик Завражнов совершил 161 боевой вылет, включая финскую компанию. Освоил 15 типов самолётов.
.
Погибшие лётчики были похоронены на кладбище села Макарово, позднее перезахоронены в поселке Выползово Бологовского района Калининской (ныне Тверской) области.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками подполковнику Завражнову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)
.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу».
Примечания и исправления:
1. Число боевых вылетов - 161 - составлено по наградным листам, доступным на сайте «Мемориал». В биографическом справочнике дается цифра 54.
.
2. Обстоятельства последнего вылета и гибели в разных публикациях отличаются. У Полынина: подбит истребителями, сам Завражнов был тяжело ранен, но посадил самолет на своей территории. В рязанской книге: самолет подбит зенитной артиллерией, над своей территорией на небольшой высоте перешел в пике и сгорел.
.
3. В мемуарах Полынина и в ряде публикаций звучит фраза «Иван Завражнов - трижды отважный». И говорится, что на груди у него кроме боевых орденов красовались три медали «За отвагу». И на фото и в наградных документах есть только одна медаль «За отвагу».
.
Биографию подготовил Сергей Каргапольцев
Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13804
Боевой путь
В 1923 году по путёвке комсомола был направлен в Ленинградскую военно-техническую лётную школу, которую успешно окончил в 1926 году. Получил назначение в город Георгиевск (Ставропольский край). Позднее окончил лётную школу в городе Оренбурге, службу проходил в истребительных отрядах в городах Баку и Киев. (От Администратора сайта. По данным из ЦАМО Завражнов И.Д. в 1927 г. окончил 2-ю ВАШЛ в г. Борисоглебске, Воронежской области).
Осенью 1928 года младшего лётчика И. Д. Завражного направили на переподготовку в Оренбург, в 3-ю военную школу лётчиков и лётнабов. Затем были гарнизоны Закавказского и Украинского военных округов. В 1931 году Ивана Дмитриевича назначили инструктором по технике лётного пилотирования 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота в городе Борисоглебске(Воронежская область), где он прослужил 7 лет. За это время обучил не одну сотню курсантов, был командиром учебной эскадрильи. В 1931 году стал членом ВКП(б). В 1936 году как лучший командир награждён орденом Красной Звезды.
После окончания в 1938 году Высшей лётно-тактической школы в Липецке, Завражнов был назначен старшим лётчиком-инструктором по технике пилотирования истребительного полка, дислоцировавшегося на аэродроме города Старая Русса. В его составе в сентябре 1939 года Иван Дмитриевич принял участие в Польском походе РККА. С ноября 1939 года принимал участие в Советско-финской войне 1939—1940 годов. Был награждён орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В 1940 году майор И. Д. Завражнов был назначен заместителем командира 72-го бомбардировочного полка 55-й смешанной авиационной дивизии Ленинградского военного округа. Полк перед войной базировался на аэродроме в Старой Руссе.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками майор И. Д. Завражнов с июня 1941 года. За время участия в боевых действиях летал на бомбардировщиках СБ, истребителях ЛаГГ-3, бомбардировщиках и самолётах-разведчиках Пе-2 и Пе-3. К декабрю 1941 года И. Д. Завражнов в составе 72-го бомбардировочного полка 55-й смешанной авиационной дивизии ВВС 7-й армии Северного фронта совершил 16 успешных вылетов на бомбардировку войск противника на петрозаводском направлении. В январе — марте 1942 года полк был перевооружён самолетами Пе-2 и вошёл в состав 6-й ударной авиационной группы Северо-Западного фронта. В середине апреля 1942 года Иван Дмитриевич получил очередное воинское звание подполковник и 20 апреля 1942 года был назначен командиром 238-го истребительного авиационного полка 239-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта. Под его командованием к 28 июня 1942 года полк совершил 642 успешных боевых вылета. В воздушных боях было сбито 19 самолётов противника. Сам подполковник Завражнов совершил 26 боевых вылетов и сбил один Ме-109.
В июне 1942 года за самовольный вылет на штурмовку аэродрома противника Иван Дмитриевич был отстранён от командования полком и в целях «перевоспитания» был переведён в тыловой учебный полк. Там он освоил самолет-разведчик Пе-2 и 15 октября 1942 года был назначен командиром 6-й отдельной дальне-разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Северо-Западного фронта. Под его командованием эскадрилья совершила 100 боевых вылетов на разведку аэродромов и скоплений войск противника. Сам Иван Дмитриевич в должности командира эскадрильи совершил 35 разведывательных вылетов.
20 февраля 1943 года подполковник И. Д. Завражнов был назначен командиром 72-го отдельного разведывательного авиационного полка 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта. Под его командованием полк совершил 540 боевых вылетов на разведку тылов и аэродромов противника, его переднего края обороны. Боевые вылеты совершались одиночными экипажами без сопровождения истребителей. Сам подполковник Завражнов совершил 38 боевых вылетов. Добытые летчиками разведданные способствовали эффективным ударам бомбардировочной и штурмовой авиации по окруженной демянской группировке врага, за что Иван Дмитриевич был награждён лично маршалом авиации СССР А. А. Новиковым орденом Александра Невского.
28 августа 1943 года при выполнении задания в районе села Бяково Старорусского района Ленинградской области (ныне Новгородской области) И. Д. Завражнов погиб. Первоначально его похоронили на кладбище села Макарово Калининской (ныне Тверской) области, а впоследствии перезахоронили в соседнем селе Выползово. 28 сентября 1943 года подполковнику Ивану Дмитриевичу Завражнову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
https://www.bvvaul.ru/profiles/4383.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Воспоминания
«Иван Завражный - трижды отважный!»
Работа в разведке была сложной. Летали на задания одни, без сопровождения, только днем в ясную погоду. Редко кто возвращался на целом самолете. Тридцатишестилетний Иван Дмитриевич Завражнов бережно относился к молодым лётчикам, постепенно приучая к сложным заданиям. Самые трудные из них выполнял самостоятельно, несмотря на запреты командования. О боевом мастерстве и смелости ходили легенды. В самую ненастную погоду, на самые сложные и опасные боевые задания вылетал он и неизменно возвращался с ценными сведениями о противнике. Иван Дмитриевич Завражнов не только летал в разведку, но и уничтожал объекты противника. Причем делал это виртуозно.
В части его любовно называли: «Иван Завражный - трижды отважный!»
http://info.rounb.ru/elbibl/el_res/bogatiri/GeroiSovSouza/Zavrazhnov.html
http://ryazankreml.ru/visitors/98/313/367/
Из наградного листа к представлению звания Героя Советского Союза:
«Подполковник Завражнов в борьбе с германским фашизмом участвовал с первых дней Отечественной войны. До 3 декабря 1941 года в должности помощника командира 72-го скоростного бомбардировочного авиац. полка, действовавшего на Северном фронте, где тов. Завражнов лично произвел 16 боевых вылетов на самолете СБ.
По прибытию на Северо-Западный фронт 20 апреля 1942 года был выдвинут на должность командира 238-го истребительного авиационного полка. Быстро переучился и вылетел на самолете ЛаГГ-3. За время его командования, с 20 апреля по 1 июля 1942 года 238-м истребительным авиационным полком произведено 642 боевых самолето-вылета с налетом
548 часов, сбил при этом в воздушных боях 20 самолетов противника. За этот же период тов. Завражнов лично произвел 26 боевых вылетов на ЛаГГ-3, в воздушном бою лично сбил 1 самолет противника Ме-109. Сам был сбит зенитной артиллерией противника над линией фронта. С 20 февраля 1943 г. по день своей гибели тов. Завражнов командовал 72-м Петрозаводским разведывательным авиационным полком. За этот период под его руководством полк произвел 540 боевых самолето-вылетов на разведку тыла, аэродромов и переднего края обороны противника с фотографированием. Боевые задачи на разведку выполнялись на больших и средних высотах
одиночными экипажами без прикрытия истребителей. Лично сам тов. Завражнов будучи командиром 72 ОРАП произвел 38 эффективных боевых вылетов на разведку, всегда доставлял командованию ценные данные о противнике, за что во время ликвидации Демянской группировки лично Маршалом Авиации тов. Новиковым тов. Завражнов был награжден орденом Александра Невского...».
Из книги: Ильи Геннадьевича Прокофьева «Крылья Татарстана». Восстановить легенду
https://otechestvort.ru/izdat/book23/main.html
Воспоминание Героя Советского Союза Фёдора Петровича Полынина
Есть люди, образ которых постепенно стирается из памяти. Но такого, как Иван Дмитриевич, забыть нельзя. В 6-й воздушной армии его знали буквально все. О нём рассказывали случаи, напоминающие легенды. Силой Иван обладал необычайной. Но не только и не столько этим он снискал себе славу. Был он прежде всего смелым, хорошо подготовленным лётчиком и прекрасным командиром. В части его любовно называли «Иван Завражнов — трижды отважный». И в рифму, и во всех отношениях правда. На груди у него кроме боевых орденов красовались три медали «За отвагу». Ими Иван Дмитриевич особенно гордился.
— Герой Советского Союза Ф.П. Полынин. "Боевые маршруты."
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F