Петр
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
1918 г.р. служил на Черномосрком флоте с 1939г. О том, через что пришлось пройти моему деду, я узнала уже когде мне исполнилось 35 лет, на сайте "Подвиг народа" и Одесского краеведческого музея, а деда уже как 28 лет не было в живых.
В жизни дедушка был заботилвым мужем, отцом и просто замечательным дедушкой. Его очень уважали окружающие, коллеги, с которыми он трудился на Пензенском часовом заводе. Не употреблял спиртноего, не курил.
Когда его не стало, мне было 7 лет, и только сейчас, наверное, я понимаю что это был за человек. В семье не особо говорили о войне, всё что мне рассказывал дедушка это про кота, который жил у них на катере и за 7 минут до налета фашистких самолетов уходил с палубы в трюм.
О том, что ему пришлось пройти, я не знала, о войне не говорили особо. Только помню бабушка Тая (жена дедушки Пети) плакала, когда вспоминала про войну. Они познакомились до войны, когда дедушка служил на Черноморском флоте,а бабушка жила там с родителями, кажется это было в Ейске.
Но война их разлучила и бабушка даже оказалась в плену у немцев, а после немецкого лагеря её отправили ещё и в фильтрационный лагерь.
Изучая материалы я узнала, что он прошел от Одессы до Батуми, участвовал в боях за Севастополь и Керченско-Эльтигенской операции. Он настоящий мужчина с большой буквы. Храбрый, смелый, честный, заботливый. Он пример.
Бывая в Крыму я всегда вспоминаю деда. Был награжден медалью за отвагу. Вечная память и слава героям. Дай Бог, чтобы войны не было. Мы помним.
Боевой путь
Дедушка служил на СКА-079. Данные с сайта одесского музея.
В суровые дни войны в Ленинграде, на судостроительной верфи НКВД № 5, шла наряжённая работа. Усилиями рабочих коллектива судостроительного завода значительно раньше срока была построена и отправлена в Одессу на прохождение испытаний группа катеров. Среди прибывших СКА был и катер № 181.
26 июля 1941 г. Военно-Морской Флаг был поднят на гафеле и корабль вступил в строй в составе звена морских охотников, которым командовал младший лейтенант В.Лысенко. В командование кораблём вступил мичман Черников. Катеру присвоили № 14, а затем - № 079. В августе 1941 г. корабль был придан 3-му Черноморскому отряду погрансудов. В первое плавание он вышел из Одессы в Батуми.
20 декабря 1941 г. катер СКА № 079 в конвое шёл с транспортом "Абхазия" в Севастополь. Поход оказался суровым, он явился истинным экзаменом качеств личного состава. Море штормило. Штормом начало выбрасывать большие глубинные бомбы из гнёзд. Старшины 2-й статьи Лысенко и Г.Андреев бросились крепить бомбы. Обдаваемые с ног до головы ледяной водой, получая ушибы, установили бомбы на место и закрепили их. Катер был спасён.
Одним из ярких примеров самоотверженной работы личного состава СКА № 079 является встреча в море транспортов, идущих с юга в Севастополь. Был шторм до 7 баллов. По 5-6 часов стояли у пушек и пулемётов старшины Г. Андреев, Джеватошвили, Завалин, Лоскутов и другие. Благодаря хорошо поставленному наблюдению транспорты были обнаружены и доставлены в Севастополь. Пять раз катер ходил в дозор. Десятки раз проверял фарватеры и всегда личный состав выполнял с честью все задачи.
Настоящей школой проверки военной зрелости была Евпаторийская операция 5-8 января 1942 г., в результате чего был снят с мели тральщик БТЩ-15.
При подходе "охотника" к берегу, противник открыл ураганный огонь из пулемётов, автоматов, миномётов, орудий. Команда катера отчаянно отстреливалась. Сняв с мели тральщик, стал отходить, но был атакован девятью пикирующими бомбардировщиками. Ведя огонь и успешно маневрируя, СКА № 079 ушёл из-под бомбёжки. У него осталась только кормовая пушка, остальное оружие было выведено из строя. С 23 декабря 1941 г. по 15 февраля 1942 г. корабль нёс вахту по обороне Севастополя. За это время было встречено десятки транспортов, сброшено 130 глубинных бомб и подорвано три мины противника. Совместно с другими катерами и береговыми батареями катер отразил десятки налётов фашистской авиации. Летом 1942 г. СКА № 079 превратился в минный заградитель Азовской военной флотилии. Принимал активное участие в эвакуации защитников Севастополя.
После похода в Севастополь катер № 079, по приказу командования, с боем прорвался через Керчь-Еникальский пролив в Азовское море, где стал выполнять ряд сложных задач по разведке, конвою и охране. Не раз "охотник" давал ценные сведения командованию по передвижению и скоплению вражеских судов и пехоты противника. Личный состав работал по 20 часов в сутки, преимущественно ночью.
16 августа катер пришёл в Поти на ремонт, где и вошёл в состав 6-го ДСКа Главной Военно-Морской базы под номером 079. СКА № 079 затонул 3 ноября 1943 г. от огня береговой артиллерии противника в районе Керчи. (19)
Всего за годы Великой Отечественной войны, которая на Черном море закончилась осенью 1944 г., после капитуляции Румынии и Болгарии, флот провел четыре оперативных, двадцать тактических и один диверсионный морской десант. В каждом из них самое активное участие принимали малые охотники.
Беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством отличалась боевая деятельность моряков с "малых охотников". Писатель Л. А. Соболев, отдавший деньги за присужденную ему Сталинскую премию на постройку малого охотника "Морская душа", писал: "Корабль... Как передать это понятие, которое для моряка заключает в себе целый мир?... Корабль - это арена боевых подвигов моряка, его крепость и зашита, его оружие в атаке, его сила и его честь. Она вынесена наверх, на гафель и развевается над миром в гордом великолепии Военно-морского флага... Корабль для моряка - это его Родина!". (20) Таким кораблем для многих моряков был малый охотник.
ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.
История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожеовй службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника.
Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта завершилось в 1936 году.
В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника".
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками".
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.
Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов и их самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.
Морской охотник "СКА-014" был заложен в 1940 г. (заводской №185), спущен на воду в начале 1941 г., вступил в строй 25.06.1940 г. 02.07.1941 г. был включен в состав Черноморского флота.
Участвовал в боевых действиях на Азовском море Керченско-Эльтигенской десантной операции (31.10-11.12.1943 г.).
Погиб 03.11.1943 г. от огня береговой артиллерии противника в районе Керчи.
Переименования катера: с 07.12.1941 г. - СКА №0118, с 26.05.1942 г. - СКА №079.