Владимир
Георгиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1940г. окончил Энгельсскую военную авиационную школу. Направлен пилотом в 39 скоростной бомбардировочный авиаполк.
В начале войны 39 скоростной бомбардировочный авиаполк входил в состав 10 смешанной авиадивизии. Первый боевой вылет самолеты полка совершили 22 июня 1941г. в 07-00 с аэродрома Жабчицы. Потеряв за три дня, в основном от налетов авиации противника, до 60% самолетов, личный состав полка был выведен в резерв.
В сентябре 1941г. Владимир Георгиевич направлен в формировавшийся 40 пикирующий (скоростной) бомбардировочный авиаполк (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович).
25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк.
Сержант Завадский- пилот самолета Пе-3, в экипаже стрелок- бомбардир сержант Лядов Григорий Григорьевич.
С 26 сентября по 02 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолетами Пе-3.
01 ноября 1941г. полк вошел в состав 10 смешанной авиадивизии. С 27 ноября приступил к боевой работе.
В декабре 1941г. старший сержант Завадский представлен к ордену Красного Знамени (Указ о награждении от 20 января 1942г.), ему присвоено звание младший лейтенант.
К 13 января 1942г. совершил 23 боевых вылета. 15 января представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 22 марта 1942г. награжден медалью «За отвагу».
За время боев под Москвой экипаж Завадский-Лядов уничтожил 9 танков, 30 автомашин с пехотой и грузами, 6 железнодорожных вагонов с военными грузами, 3 автоцистерны с горючим. 4 зенитных и полевых орудия. Во время разведывательных полетов вскрыл систему обороны и расположение средств на рубежах: Сычовка, Гжатск, Юхнов. При разведке аэродрома Сеща с высоты 140м. огнем пулеметов поджог 2 самолета противника.
К 23 марта совершил 44 боевых и разведывательных вылетов. Награжден медалью «За оборону Москвы».
С 23 марта по 18 мая 1942г. полк находился на аэродроме Дракино (Серпухов) в полном составе, но без материальной части. 18 мая полк убыл в Казань, в 9 запасной авиационный полк, в котором находился до 9 февраля 1943г., готовя экипажи для других частей. С 9 февраля по 10 марта 1943г. полк на самолетах Пе-2 перебазировался в Петровск в 15 отдельный разведывательный запасной авиационный полк и приступил к прохождению программы по курсу разведывательной авиации.
21 апреля 1943г. Владимиру Николаевичу присвоено звание младший лейтенант.
К 21 мая обучение было окончено. Полк переименован в 511 отдельный разведывательный авиаполк. 2-4 июня полк перебазировался на аэродром Воронеж и вошел в состав 5 воздушной армии.
19 июля 1943г. полк приступил к выполнению боевых задач по воздушной разведке с аэродрома Чернянка. Вел разведывательную работу в интересах войск Степного фронта. С 03 по 18 августа участвовал в Белгородской операции. На 15 августа полк дислоцировался на аэродроме Яблоново. Полк участвовал в Харьковской операции.
29 августа 1943г. на высоте 7500м. в районе Красноград экипаж в составе: лейтенант Завадский Владимир Георгиевич, летчик наблюдатель ст.лейтенант Саврацкий Афанасий Дмитриевич, стрелок-радист ст.сержант Филимонов Алексей Филимонович был атакован 9 истребителями Ме-109 (Мессершмитт). Атаки производились звеньями последовательно сверху-сзади. Командир экипажа умелым маневром уводил машину из-под огня. Стрелок-радист Филимонов огнем из пулеметов БС и авиационными гранатами АГ-2 сбил один истребитель, который, загоревшись, резко ушел вниз. Следом задымил второй истребитель и с правым разворотом пошел вниз. Экипаж благополучно вернулся на свой аэродром.
На 31 августа базирование- аэродром Микояновка.
13 сентября 1943г. в районе Жемчужное на высоте 6500м экипаж командира звена лейтенанта Завадского был атакован 3 истребителями FW-190 (Фокке-Вульф). Атаки производились двумя самолетами сзади-сверху, третьим снизу в хвост. Летчик на повышенной скорости со снижением уходил от атак. Штурман Саврацкий огнем пулемета сбил один истребитель. Оставшиеся два с левым разворотом и снижением вышли из боя.
К 14 сентября совершил 18 разведывательных вылетов (с начала войны- 62). Представлен к ордену Отечественной войны I степени (приказ о награждении от 18 ноября 1943г.)
Полк перебазировался на аэродром Полтава.
22 ноября 1943г. в районе Апостолово на высоте 6500м. экипаж командира звена ст.лейтенанта Завадского был атакован истребителем Ме-109. Истребитель произвел две атаки, первая снизу-сзади, вторая сверху-слева с дистанции 600м. Летчик с разворотом влево и резким скольжением с крыла на крыло, с изменением курса по направлению, а экипаж организованным огнем из пулеметов и гранатами АГ-2- отбили атаки. После второй атаки истребитель развернулся и ушел в сторону Апостолово.
Общее число боевых вылетов- 82. Представлен к ордену Красного Знамени (приказ о награждении от 01 февраля 1944г.)
08 марта 1944г. при неблагоприятных метеоусловиях экипаж в составе: ст.лейтенанта Завадского Владимира Георгиевича, штурмана лейтенанта Сапожникова Валентина Павловича и стрелка-радиста Филимонова Алексея Филимоновича вылетел на выполнение задачи- установить отход войск противника из района Умань. Из-за низкой облачности разведка проводилась с высоты 100м. Было обнаружено 10 колонн техники, скопление пехоты в 4 населенных пунктах. По дороге Умань- Новоархангельск в четыре ряда двигалась колонна из 500 автомашин. Экипаж проштурмавал ее, открыв огонь из пулеметов. За выполнение поставленной задачи экипажу была объявлена благодарность командующего 5 воздушной армии.
В конце марта 1944г. командиром полка назначен подполковник Берман Семен Давидович.
К 01 апреля 1944г. Владимир Георгиевич совершил 115 успешных боевых вылетов, был представлен к званию Герой Советского Союза.
08 апреля экипаж в составе: командир экипажа летчик ст.лейтенант Завадский Владимир Георгиевич, штурман капитан Коханюк Степан Иванович и стрелок-радист мл. лейтенант Жуков Степан Иванович при подходе к г.Яссы на высоте 3500м. был атакован двумя парами Ме-109. Первая пара, зайдя сзади слева, открыла огонь с дистанции 600м и закончила на 250м, с левым разворотом пошла на повторную атаку. В этот момент начала атаку вторая пара. Пулеметным огнем штурмана один самолет был сбит и упал в 12км. от Яссы. Первая пара зашла на вторую атаку сзади снизу, при выходе из нее, стрелок-радист Жуков с дистанции 150-200м. поджег Ме-109, который объятый дымом пошел в отвесное пикирование. Оставшиеся истребители прекратили преследование. В воздушном бою летчик Завадский был легко ранен в правое плечо, самолет получил около 80 осколочных и пулевых пробоин.
31 мая экипаж в составе: заместитель командира авиаэскадрильи ст.лейтенант Завадский Владимир Георгиевич, штурман звена капитан Лядов Григорий Григорьевич и стрелок-радист Филимонов Алексей Филимонович после выполнения задания по разведки, на обратном маршруте, перелетев линию фронта в районе Блиндашть (14 км. северо-западнее Яссы) был атакован двумя парами истребителей Ме-109. После первой атаки самолет Пе-2 был подбит и загорелся. Попытки погасить пламя результата не принесли, экипаж был вынужден покинуть самолет на парашютах. Капитан Завадский благополучно приземлился и вернулся в часть. Стрелок-радист Филимонов, получивший в воздушном бою осколочное ранение правой руки, при приземлении ушиб спину и правую ногу, отправлен на лечение в госпиталь. Капитан Лядов Григорий Григорьевич (представлен к званию Герой Советского Союза 02 апреля 1944г.), выбросившись на парашюте, был обстрелян истребителем противника, и погиб.
Парашюты для экипажа подготавливала укладчик парашютов младший сержант Ильенко Анна Семеновна.
11 июня 1944г. Владимир Георгиевич был награжден Летным крестом за заслуги (США).
Указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944г. капитану Завадскому и капитану Лядову присвоены звания Героев Советского Союза.
В декабре 1944г. назначен командиром авиаэскадрильи.
Весной 1945г. эскадрилья капитана Завадского вела разведку района Австрийских Альп с целью обнаружения стартовых площадок ракет ФАУ.
К 01 апреля 1945г. Владимир Георгиевич совершил 132 эффективных боевых вылета, представлен к ордену Александра Невского (приказ о награждении от 16 июня 1945г.).
Всего за годы войны Герой Советского Союза капитан Завадский совершил 142 успешных боевых вылета.
Награжден медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1951г. награжден медалью «За боевые заслуги», в 1954г.- орденом Красной Звезды.
Службу окончил: 30.08.1955г. майор.
В ноябре 1969г. награжден медалью «25 лет освобождения Румынии» (Социалистическая Республика Румыния).
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.
Боевой путь
12 сентября 1941г. в г.Новочеркасск был сформирован 40 пикирующий (скоростной) бомбардировочный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович, военный комиссар полка батальонный комиссар Дроздов Виктор Григорьевич, начальник штаба майор Халюк Роман Алексеевич.
Личный состав на формирование прибывал- одна эскадрилья в полном составе из 6 скоростного бомбардировочного авиаполка (2-я авиаэскадрилья (АЭ) командир эскадрильи капитан Шикторов Петр Сергеевич), другая эскадрилья (1 АЭ), управление и штаб полка из 18 запасного авиаполка.
25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. С 26 сентября по 02 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолетами Пе-3. С 10 октября полк включен в особую группу генерал-лейтенанта авиации Петрова- резерв ставки Верховного Командования.
01 ноября 1941г. полк вошел в состав 10 смешанной авиадивизии. Дислокация- аэродром Ногинск. Имея в своем составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.
05 ноября для подготовки к участию в воздушном параде в честь 24-й годовщины Великого Октября, 11 экипажей полка перебазировались на аэродром Монино.
07 ноября в 02-45 получено указание и схема построения частей на воздушном параде. В 03-20 с летным составом полка задание было проработано. К 06-00 личный состав был готов к участию в параде. По метеоусловиям (из-за сплошного снегопада) воздушный парад был отменен.
09 ноября экипажи вернулись в Ногинск.
13 ноября. Состав полка- 20 исправных самолетов Пе-3, 1- неисправный.
14 ноября полк производил тренировочные полеты, бомбометание со средних высот и стрельбу на полигоне.
15 ноября 1-я авиаэскадрилься (АЭ) занималась командирской учебой, 2 АЭ- дежурила на аэродроме.
16 ноября 1 АЭ- дежурство по аэродрому, 2 АЭ- командирская учеба. Техсостав- стрельба из личного оружия.
17 ноября полк имел задачу ведения воздушной разведки, из-за низкой облачности полеты не производились.
18 ноября по метеоусловиям вылеты не производились.
С 19 по 24 ноября полк находился в готовности №2.
25 ноября произведено 17 тренировочных вылетов с бомбометанием на полигоне. В составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.
26 ноября полк находился в готовности №2.
Воспоминания
Из книги Давтян Сурена Михайловича "Пятая воздушная".
Мастерски вел воздушную разведку старший лейтенант В. Г. Завадский. В одном из вылетов его экипаж обнаружил сосредоточение крупных сил противника в районе Тыргу-Фрумоса, но огнем зенитной артиллерии Пе-2 был подбит. Летчик получил легкое ранение, однако на поврежденной машине вернулся на свой аэродром, быстро пересел на другой самолет и вновь вылетел на доразведку.
Из книги Пляченко Петра Федоровича "Дан приказ" (разведка пусковых установок ракет ФПУ в конце марта- начале апреля 1945г.)
Первым докладывал капитан Завадский. Он сообщил, что экипажи эскадрильи вчера днем дважды вылетали на разведку заданных районов. Ночью на разведку северо-восточных и юго-восточных районов Вены летало четыре экипажа. С воздуха засняты все районы разведки. Визуально обнаружено девять действующих аэродромов, шестнадцать складов (на десяти из них — горючее), в трех районах наблюдалось большое скопление войск. В восточных и северо-восточных отрогах Австрийских Альп обнаружено четыре карьера с узкоколейными дорогами; пяти объектов установить не удалось. Взлетных полос возле карьеров и неизвестных объектов не видно. Истребители противника в районе разведки сопротивлялись слабо, был атакован лишь самолет старшего лейтенанта Панченко. В результате ранен стрелок-радист Дорофеев. Воздушными гранатами сбит один истребитель противника Ме-109.
— Товарищ капитан, какие взлетные полосы вы искали в районах карьеров и непонятных объектов в отрогах Альп? — спросил Абалакин.
— Те самые, с которых должны взлетать ракеты ФАУ, — ответил комэск. — Не могут же они с места выпрыгивать в воздух.
Все дружно засмеялись.
— Ну а какой, по-вашему, должна быть эта самая взлетная полоса? — расспрашивал начальник разведки.