Василий
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
К сентябрю 1943г. воздушный стрелок-радист экипажа самолета Пе-2 511 отдельного разведывательного авиаполка (командир полка подполковник Бабанов Анатолий Александрович).
15 января 1944г. участвовал в разведвылете в район Кривой Рог- Казанка.
23 января- железнодорожной станции Кривой Рог.
04 февраля- Херсон- Николаев.
В марте 1944г. командование полком принял подполковник Берман Семен Давидович.
05 апреля 1944г. экипаж в составе: летчик Протасов Евгений Валентинович, летнаб (летчик-наблюдатель) Садыков Хаким Султанович и стрелок-радист сержант Заусалин Василий Яковлевич произвел полет по маршруту Яссы, Хуши, Котовское, Оргеев, Рыбница и сфотографировал аэродром Яссы. В результате обнаружены: 42500 автомашин, на аэродроме под Кишиневом до 50 самолетов, на железнодорожных станциях 7 составов и до 1060 вагонов. В районе Скумпия на высоте 2500м. экипаж был атакован истребителем Ме-109 (Мессершмитт). Экипаж Пе-2 скрылся в облачности. В районе Оргеев на высоте 1500м. Пе-2 был атакован двумя истребителями Ме-109. Экипаж разведчиков со снижением ушел от атаки и перешел на бреющий полет. Обо всех передвижениях автоколонн стрелок-радист передавал данные в штаб.
К концу апреля 1944г. сержант Заусалин произвел 13 успешных боевых вылетов на разведку. Приказом от 26 апреля 1944г. награжден медалью «За отвагу».
Летом 1944г. полк участвовал в Ясско-Кишиневской операции.
14 июля 1944г. Василий Яковлевич участвовал в разведке станции Вырлад, дороги из Добровэций на Яссы.
05 августа- станций Хури, Красна, дороги Котовское- Хуши.
21 августа совершил 2 успешных боевых вылета на разведку.
27 августа 1944г. экипаж в составе: летчик младший лейтенант Протасов Евгений Валентинович, штурман лейтенант Старовойт Владимир Николаевич и стрелок-радист старший сержант Заусалин Василий Яковлевич, получил задачу- установить отход войск противника и сфотографировать его аэродромы. Экипаж успешно выполнил задание. Сбросив попутно 60000 листовок.
Василий Яковлевич произвел 55 успешных боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку. Приказом от 06 ноября 1944г. был награжден орденом Славы III степени.
13 ноября 1944г. экипаж самолета Пе-2 вел разведку в районах Секешфехервар, Дер, Яношхаза, Веспрем, Демшед с фотографированием аэродромов Секешфехервар, Бэргенд, Веспрем. По результатам дешифровки обнаружено 95 самолетов, 3 эшелона и 2 состава.
Известные боевые вылеты экипажа- 09. 11. 23, 25 декабря 1944г., 05 января 1945г.
В январе 1945г. полк перебазировался на аэродром Кечкемет (Венгрия).
К 23 января 1945г. Василий Яковлевич совершил 76 успешных боевых вылетов. Приказом от 25 апреля 1945г. был награжден орденом Славы II степени.
08 февраля 1945г. самолет Пе-2 лейтенанта Протасова Евгения Валентиновича был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку вблизи линии фронта.
04 марта самолет лейтенанта Протасова получил повреждения гидросистемы шасси. Ремонт проходил в ночное время, и к утру самолет был готов к вылету.
11 марта 1945г. экипаж лейтенант Протасов, лейтенант Садыков и старший сержант Заусалин выполнил разведку войск противника в районах Калница, Нитра, Трнава, Новы Замки, Комарно и фотографирование эародрома Нитра. И всех крупных железнодорожных станций по маршруту полета.
Следующие известные вылеты- 05, 09, 15 апреля 1945г.
К конце войны старший сержант Заусалин произвел 102 успешных боевых вылета. Приказом от 16 июня 1945г. был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.