Юрченко Виталий Деомидович
Юрченко
Виталий
Деомидович
Капитан - лейтенант. / Командир топедного катера (ТКА) - 239 3 дивизиона торпедных катеров Бригады торпедных катеров, Краснознамённого Северного флота.
Дата рождения: 18.02.1915

История солдата

Награды.

Орден ”КРАСНОГО ЗНАМЕНИ" (07.1944).

Звание.

Капитан - лейтенант.

Должность.

Командир торпедного катера (ТКА) - 239 3 дивизиона торпедных катеров Бригады торпедных катеров, Краснознамённого Северного флота (1944).

                 Капитан - лейтенант ЮРЧЕНКО ВИТАЛИЙ ДЕОМИДОВИЧ, 18.02.1915 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Екатеринославская губериния, Славяносербскимй уезд, Каменская волость, село Каменка (по административному делению: 1. СССР: Украинская ССР, Ворошиловградская область, Кадиевский район, село Каменка; 2. УКРАИНЫ: Луганская область, Лутугинский район, Каменский сельский совет, село Каменка), украинец. В Великой Отечественной войне в должности (последняя): Командира торпедного катера (ТКА) - 239 3 дивизиона торпедных катеров Бригады торпедных катеров, Краснознамённого Северного флота. Награды: Орден ”КРАСНОГО ЗНАМЕНИ" (07.1944). 15.07.1944 года, при нанесении удара, по вражескому конвою, в Баренцевом море, в Бёк-фьорде (Bøkfjorden; фьорд в коммуне Сёр-Варангер, область Финнмарк, Норвегия) артиллерийским огнём катер был потоплен. Пленён. В плену Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer; близ г. Тромсё (Tromsø), Королевство Норвегия; в н. вр.: КОРОЛЕВСТВО НОРВЕГИЯ: фюльке  Оппланн, г. Лиллехаммер). Освобождён. Вернулся с Великой Отечественной войны. Продолжил службу в ВМС ВС СССР. Уволен, в отставку, 2.03.1950 года. Послевоенная трудовая деятельность: Сахалинрыбпром: Капитан-директор БМРТ : «Арково», «Лесогорск». Родственники: РСФСР, Калининская область, Торопецкий район, Волокский сельский совет, село Дуброво, Юрченко Александра Михайловна.

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения 18.02.1915

Место рождения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кадиевский р-н

Дата призыва 02.11.1937

Воинское звание лейтенант; капитан-лейтенант; мл. лейтенант

Воинская часть Печенгская бригада торпедных катеров Северного флота
                               катер МО катер БО ЗА ПЛ
                               объединенная школа уч. отряд КБФ
                               сф бр. тк 3 д-н тк-239
                               сф ппс 239 бтк
                               сф бр. траления тщ-239                                

                               Северный флот
                               сф бр. тк 3 див. тк-239
                               сф т/к 239 бр. торпед. катеров

Награды Орден Красного Знамени

Место выбытия Баренцево море

 

Учётно - послужная картотека.

Юрченко Виталий Деомидович

Дата рождения: 18.02.1915

Место рождения: Украинская ССР, Луганская обл., Кадиевский р-н, с. Каменное

Дата поступления на службу: 02.11.1937

Воинское звание: капитан-лейтенант

Наименование воинской части: катер МО катер БО ЗА ПЛ, объединенная школа уч. отряд КБФ

Дата окончания службы: 02.03.1950

 

Записи из ГУК.

Юрченко Виталий Деомидович

Дата рождения: 1915

Место рождения: Украинская ССР Ворошиловградская область Кадиевский район село Каменское

Наименование военкомата: Октябрьский РВК Московская область

Дата призыва: 1937

Воинское звание: старший лейтенант

Дата выбытия: 15.07.1944

 

Юрченко Виталий Диомидович

Дата рождения: 03.03.1915

Место рождения: Ворошиловградская область Кадиевский район село Кашенское

Дата призыва: 02.11.1937

Воинское звание: капитан-лейтенант

История: Орден Красного Знамени (1946);Орден Красного Знамени

 

Донесение о безвозвратных потерях.

Юрченко Виталий Деомидович

Дата рождения: __.__.1915

Место рождения: Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кадиевский р-н, с. Каменское

Дата призыва: __.__.1937

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: сф бр. тк 3 д-н тк-239

Дата выбытия: 15.07.1944

Причина выбытия: пропал без вести

Место выбытия: море Баренцево

 

Юрченко Виталий Деомидович

Дата рождения: __.__.1915

Место рождения: Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кадиевский р-н, с. Каменское

Дата призыва: __.__.1937

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: сф бр. траления тщ-239

Дата выбытия: 15.07.1944

Причина выбытия: пропал без вести

Место выбытия: море Баренцево

 

Юрченко Виталий Деомидович

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: сф

Дата выбытия: 15.07.1944

Причина выбытия: пропал без вести

 

Юрченко Виталий Деомидович

Дата рождения: __.__.1915

Место рождения: Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кадиевский р-н, с. Каменское

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: сф

Дата выбытия: 15.07.1944

Причина выбытия: пропал без вести

 

Документ, уточняющий потери.

Юрченко Виталий Диомидович

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: сф бр. тк 3 див. тк-239

Дата выбытия: 15.07.1944

Причина выбытия: пропал без вести

 

Юрченко Виталий Деомидович

Дата рождения: __.__.1915

Воинское звание: мл. лейтенант

Последнее место службы: сф ппс 239 бтк

Причина выбытия: жив

 

Юрченко Виталий Диамидович

Дата рождения: __.__.1915

Место рождения: Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кадиевский р-н

Дата призыва: __.__.1937

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: сф т/к 239 бр. торпед. катеров

Причина выбытия: жив

 

Картотека награждений.

Юрченко Виталий Диомидович

Дата рождения: __.__.1915

Дата поступления на службу: __.__.1937

Воинское звание: лейтенант

Воинская часть: ТКА-239 3 ДТКА БТКА СФ

Даты подвига: 15.06.1944, 28.06.1944

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Приказ подразделения

№: 54 от: 10.07.1944 
Издан: СФ

 

Список безвозвратных потерь личного состава: торпедный катер ТКА-239 бригады торпедных катеров:

1. Юрченко Виталий Диамидович, лейтенант, командир ТК-239,1915г., Ворошиловградская обл., Кадиевский р-н.
2. Селянин Олег Иванович, ст. к-фл, боцман,1926г., г. Ярославль.
3. Казаков Кондратий Михайлович, ст.к-фл, комендор 2 класса, 1920г., Новосибирская обл., Кемеровский р-н.
4. Гребенец Василий Макарович, старшина 2 ст, пулеметчик 2 класса, 1919г., Новосибирская обл. Чистоозерский р-н.
5. Минин Василий Яковлевич, ст.к-фл, торпедист 3 класса, 1928г., Архангельская обл., Беломорский р-н.
6. Стройкин Владимир Владимирович, ст.к-фл, радиотелеграфист 3 класса, 1925г, г.Ташкент.
7. Суслов Николай Александрович, старшина 1, ст.моторист 1 класса, 1917г., Ярославская обл., Парфеньевский р-н.
8. Зиякин Сергей Иванович, ст.к-фл, моторист 2 класса, 1917г., Горьковская обл.Работкинский р-н.
9. Макаров Виктор Георгиевич, юнга, моторист 3 класса,1927г., Сталинградская обл., г.Дубовка.
10. Черняев Алексей Иванович, ст.к-фл, моторист 3 класса, 1926г., Курская обл., Савинский р-н.
11. Воробьев Леонид Васильевич, к-фл, пулеметчик 3 класса, 1927г, г.Москва.
12. Федякин Николай Павлович, к-фл, дублер комендора 2 класса,1924г., Тамбовская обл., Моршанский р-н.
13. Тертичный Иван Михайлович, старшина 1 ст., радиотелеграфист 3 класса,1912г., Николаевская обл.,Николаевский р-н.


Приложение:

1. Печенгская Краснознамённая ордена Ушакова бригада торпедных катеров Северного флота ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/33GBcQ ):

               "История. Вела свою историю от отряда торпедных катеров, сформированного в августе 1941 года. Отряд участвовал в боевых действиях в составе охраны водного района главной ВМБ Северного флота.

                В 1941—1943 годах катера отряда действовали на морских коммуникациях противника в Варангер-фьорде, во взаимодействии с авиацией и противолодочными кораблями осуществляли поиск вражеских подводных лодок, участвовали в минных постановках, высаживали разведывательно-диверсионные группы на побережье противника и обеспечивали переходы отечественных и союзных морских конвоев.

                 В декабре 1943 года на базе отряда сформирован Отдельный дивизион торпедных катеров Северного флота. В первые месяцы, когда шло формирование соединения и обучение катерников, действия на морских сообщениях противника проводились небольшими группами катеров, самостоятельно, методом "свободной охоты". В марте 1944 года торпедные катера имели только одну встречу с противником и потопили транспорт и буксир. В апреле катера провели с конвоями пять боев, в которых приняло участие 17 торпедных катеров. В этих боях катерники потопили танкер, 2 транспорта, 2 самоходные баржи и 4 корабля охранения.

                В марте 1944 года отдельный дивизион торпедных катеров развёрнут в бригаду торпедных катеров Северного флота, состоявшую вначале из 2, а затем из 3 дивизионов (55 катеров).

                 Первый бой во взаимодействии с береговой артиллерией и авиацией торпедные катера провели 28 июня 1944 года. В Петсамо шел вражеский конвой. По нему нанесли удар наши лётчики и расстроили его походный порядок. Затем, с подходом конвоя к Петсамо, открыла огонь береговая артиллерия. Вражеские сторожевые катера стали прикрывать транспорты дымовой завесой. Но этой завесой воспользовались наши торпедные катера. Они скрытно атаковали транспорты. Враг не досчитался нескольких судов.

                 Большого успеха достигли в бою торпедные катера 15 июля 1944 года. Группа из восьми катеров под командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева атаковала большой конвой и потопила три транспорта, танкер, два миноносца, два сторожевых корабля и дрифтер.

                  Во время Петсамо-Киркенесской операции 1944 года бригада основным составом своих сил участвовала в высадке тактических морских десантов в Линахамари, Киркенес и другие пункты на побережье Норвегии, оккупированные немецко-фашистскими войсками. В последующем эскортировала отечественные и союзные конвои, вела поиск вражеских подводных лодок, выполняла другие задачи. За время военных действий потопила и повредила несколько десятков транспортов и кораблей противника.

                За успешное выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные личным составом бригады в годы Великой Отечественной войны, она награждена орденом Красного Знамени (7 сентября 1944 года) и орденом Ушакова 1-й степени (3 ноября 1944 года).

                За боевые отличия при освобождении г. Печенга ей присвоено почётное наименование «Печенгской» (31 октября 1944 года).

                Почти все матросы, старшины и офицеры бригады награждены орденами и медалями, а 9 из них присвоено звание Героя Советского Союза.

                В настоящее время традиции героев-катерников продолжают моряки-ракетчики 108-го Печенгского Краснознамённого ордена Ушакова 1 степени дивизиона малых ракетных кораблей."; 

Состав:

управление.

1-й дивизион бригады торпедных катеров.

2-й дивизион бригады торпедных катеров.

3-й дивизион бригады торпедных катеров.

Командиры:

командовали:

капитан-лейтенант А. А. Куксенко (авг. 1941 — нояб. 1941).

капитан-лейтенант С. Г. Коршунович (нояб. 1941 — янв. 1943).

ст. лейтенант В. М. Лозовский (янв. 1943 — ноябрь 1943).

капитан 2 ранга В. А. Чекуров (дек. 1943 — апр. 1944).

капитан 1 ранга А. В. Кузьмин (апр. 1944 — апр. 1945).

капитан 1 ранга В. А. Чекуров (апр. 1945 — до конца войны).

2. "Список всех шталагов, офлагов и дулагов на территории Рейха и оккупированных Германией стран" ("Благотворительный Фонд развития культуры": https://www.rigacv.lv/salaspils/spisok_lagerei ); "Немецкие лагеря военнопленных во время Второй мировой войны" (Исследовательская работа: Alexander Gfüllner, Aleksander Rostocki, Werner Schwarz; СОЛДАТ.RU: https://www.soldat.ru/force/germany/camp.html/ );

3. Фотографии:

- групповая "Участники боя 28.06.1944 г. Слева направо: старший лейтенант Шуляковский Петр Яковлевич (1905г.р., командир ТКА 237 3 ДТКА БТКА СФ), лейтенант Домысловский Виктор Александрович (1921г.р., командир ТКА 241 3 ДТКА БТКА СФ), капитан 3 ранга Алексеев Владимир Николаевич (1912г.р., 3 ДТКА БТКА СФ), лейтенант Юрченко Вадим Деомидович (1915 г.р., командир ТКА 239 3 ДТКА БТКА СФ): («Военная Литература»; Мемуары: http://militera.lib.ru/memo/russian/kuzmin_av2/ill.html );

- “Советские военнопленные в Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), Норвегия (близ г. Тромсё (Tromsø):  (3 фотографии; ”Проект ПУЛЬС"; Статья “Концлагерь в ледяном аду: как советских пленников бросили умирать после Дня Победы.”: https://clck.ru/33GBtX );

- ТК-239, торпедного катера СФ (американский типа A‑1 («Vosper»), материальная части бригады торпедных катеров Краснознамённого Северного флота ("Оружие СССР и РОССИИ": https://clck.ru/33GDxL );

4. Информация о плене:

Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия: (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/XAuyU ; ”Проект ПУЛЬС"; Статья “Концлагерь в ледяном аду: как советских пленников бросили умирать после Дня Победы.”: https://clck.ru/33GBtX ; прим. Г. Ч.: уточнение в отношении имени, отчества, воинского звания героя);  Советские военнопленные, погибшие в Норвегии ("Героико - патриотический форум России; автор публикации pogranec: http://voenspez.ru/index.php?topic=164.20 ):

- Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия:

                 "Немецкий лагерь военнопленных, действовавший с сентября 1941 по май 1945 года к северо-западу от Лиллехаммера в городке Йорстадмуен (Jørstadmoen).

                 За годы войны через лагерь прошло несколько десятков тысяч советских военнопленных. 954 из них умерло. Лагерь имел в Норвегии множество отделений.

                 По воспоминаниям Ирины Скреттинг, работавшей переводчицей в шведском Красном Кресте, в 1945 году, когда норвежцы взяли под контроль лагерь пленных в Йорстадмуене, условия содержания там были ужасными: «Я никогда не видела худших условий, чем в Йорстадмуене. То, что мы увидели в этом лагере, невозможно описать. Особенно бараки с больными туберкулёзом. Они были практически изолированы от всех, ведь немцы тоже смертельно боялись заразиться. Узники лежали на нарах вдоль стен. Лежали так скученно, что было почти невозможно выбраться с нар. Санитарные условия тоже невозможно описать. Трудно было представить, что в этих бараках могли жить люди».

                Шталаг 303 не стоит путать со существовавшим в Йорстадмуене с марта по апрель 1942 года пересыльным лагерем, в котором содержались учителя, арестованные за отказ вступить в Норвежский союз учителей (Norges Lærersamband). 

Места расположения некоторых отделений:

Арендаль (Arendal).

Берген, Гравдаль.

Берген.

Бредтведт (Bredtvedt).

Греокер (Greåker), Эстфолл.

Грейпстад (Greipstad).

Гуль (Gol), Бускеруд.

Далане (Dalane).

Докка (Dokka).

Драммен.

Йессхейм.

Йимлемуен (Gimlemoen), Кристиансанн, Вест-Агдер.

Конгсберг.

Кристиансанн.

Ландеховден (Landehovden), Сонум, Вест-Агдер.

Ларвик (Larvik).

Листа (Lista), Вест-Агдер.

Лосет (Låset).

Люнгдаль (Lyngdal), Вест-Агдер.

Маллетуен (Malletuen).

Мой (Moi), Сирдал, Вест-Агдер.

Мойсунн (Moisund), Сетесдаль, Вест-Агдер.

Ос (Ås).

Осло.

Рингебу (Ringebu), Опланн.

Снартемо (Snartemo).

Ставангер.

Тёнсберг.

Трандум (Trandum), Улленсакер, Акерсхус.

Ульрикен (Ulriken), Берген, Хордаланн.

Фёрде (Førde), Хордаланн.

Фискеватн (Fiskevatn).

Флеккефьорд (Flekkefjord).

Фюресдаль, Телемарк..

Фьелль Хамар (Fjell Hamar), Хедмарк?

Хевик (Kjevik), Кристиансанн, Вест-Агдер.

Хедлевик (Hedlevik).

Хёйгшо (Haugsjå).

Хейстадмуен (Heistadmoen), Бускеруд.

Хёнефосс (Hønefoss), Опланн.

Хёугесунн (Haugesund), Ругаланн.

Ховемуен (Hovemoen).

Хопс (Hops).

Хортен (Horten), Вестфолл.

Ши (Ski), Акерсхус.

Шиен.

Эвьемуен (Evjemoen);

- “Концлагерь в ледяном аду: как советских пленников бросили умирать после Дня Победы”. Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer):

                 "Для уничтожения себе подобных человечество придумало множество жестоких способов. Но мало что сравнится по беспощадности с заключением в фашистском концлагере, где не только тюремщики, но даже окружающая природа изо всех сил пытается убить человека.

Лагерь смерти в ледяной пустыне.

                  Первая информация о появлении лагеря для советских военнопленных рядом с норвежским городом Тромсё появилась в самом начале войны. Ходили страшные слухи об издевательствах над заключенными и массовой гибели солдат, однако прямых свидетелей происходивших там событий не было.

                   Только в 1943 году обнаружился первый и единственный выживший узник капитан - лейтенант В.Д. Юрченко. Командир торпедного катера нес службу в водах Северного ледовитого океана. Во время внезапной атаки его катер был потоплен нацистами, и едва живого капитана - лейтенанта Юрченко В. Д. единственного вытащили из ледяной воды. Офицера отправили в лагерь. Лишь несколько лет спустя, после перенесенных нечеловеческих страданий, ему помогли бежать норвежские коммунисты из подполья.

Капитан - лейтенант Юрченко В. Д. поведал всю правду о заключении в концлагере под Тромсё, которые повергли в шок всех слушателей. 

Борьба за выживание с нацистами и самой природой.

                 На самой окраине Северной Норвегии круглый год царят жестокие условия. Зимой температура воздуха опускается до 45 градусов. Выжить на открытом воздухе дольше получаса невозможно.

                 Концлагерь на несколько тысяч заключенных не нуждался в колючей проволоке ограды. Деревянные или кирпичные бараки были непозволительной тратой ресурсов для этой безлюдной пустоши, где росли лишь низенькие кустарники и тундровый мох.

                 Заключенным приходилось голыми руками рыть мерзлую землю, чтобы построить узкие ямы, где они могли хоть как-то укрыться от пронизывающего до костей стылого воздуха. У советских пленных не было ни огня для обогрева, ни одеял, так что греться они могли лишь теплом собственного тела.

                Кормили едва ли один раз в несколько дней, да и то пустой похлебкой. Воду приходилось топить, растопив отколотый лед в ладони. Чтобы уморить человека, даже не требовалось принуждать его к невыносимой работе. Безжалостный холод ледяной пустыни ежедневно уносил сотни замученных жизней.

Предательское забвение брошенных солдат.

После наступления Дня Победы, английские войска приняли капитуляцию у фашистских тюремщиков. Однако пленников постигла страшная участь: многие из них были уничтожены до появления освободителей. Других же просто отпустили на все стороны, и заморенные люди погибли от холода и голода, прежде чем добрались до ближайших населенных пунктов.

               В неразберихе, последовавшей после поражения нацистских войск, история советских военнопленных под Тромсё осталась лишь еще одним мрачным эпизодом войны. Засекреченные военные документы скрыли и тайны советского режима, и мученическую гибель солдат, которые сгинули, защищая Родину."; Лагерь в г. Тромсё.";

- Арктический Освенцим, лагерь в г. Тромсё:

 "Советских военнопленных расстреливали под присмотром союзников - англичан.

               "Об этом лагере, затерянном на побережье Северного Ледовитого океана, сегодня не вспоминает никто. Лишь ржавая колючая проволока и выдолбленные в гранитных сопках норы говорят о том, что здесь когда-то жили люди. Точнее, не жили, а умирали. Несколько тысяч советских военнопленных с Карельского фронта и Северного флота нашли здесь свою смерть. Их не расстреливали и не душили газом — их убивали арктическим холодом. Но даже те, кто смог пережить этот ад, так и не смогли вернуться домой. Спустя несколько недель после окончания войны, немцы уничтожили остававшихся в живых советских бойцов. С молчаливого согласия наших союзников-англичан. 

О лагере были лишь отрывочные сведения. 

               Информация о том, что немцы оборудовали большой лагерь для советских военнопленных под норвежским городом ТРОМСЁ, появилась в штабе Северного флота ещё в самом начале войны. Это были данные авиаразведки. Вскоре эти сведения получили более существенное подтверждение. В середине 1943 года на Северный флот вернулся командир торпедного катера ТКА-239 В.Д. Юрченко, которого уже давно считали погибшим. Его катер был потоплен в бою с немецким конвоем. Как рассказал Юрченко, его, контуженного, немцы подобрали в воде и отправили в тот самый лагерь под Тромсё, откуда он бежал спустя несколько месяцев при помощи норвежских патриотов. Несмотря на то что на флоте уже хорошо знали о том, каким зверствам подвергаются наши военнопленные в немецких лагерях, рассказ командира катера буквально шокировал.  

Советские военнопленные жили в норах.

              Как такового лагеря не было. Это был огороженный двойным забором из колючей проволоки участок голой местности. Единственными постройками на его территории были бараки для охраны и пулемётные вышки. Пленных держали под открытым небом. Мороз в этих местах доходит до 45 градусов по Цельсию. Спасаясь от дикого холода и ураганных арктических ветров, люди пытались сооружать себе убежища. В основном это были норы. Их буквально выгрызали в промёрзшей каменистой почве. Копали чем придётся — острыми камнями и даже мисками. Вход в норы заваливали ветками или просто завешивали тряпьём. Те, у кого не было сил копать, строили себе некое подобие шалашей. Каркасы сооружались из веток и тонких стволов карликовых берёз. Затем всё это хрупкое сооружение обкладывалось дёрном и мхом. Постелью служила просто куча веток.
Об обогреве никто даже и не думал. Не было ни печек, ни дров, поэтому греться приходилось друг о друга, однако при таком морозе это спасти не могло. Ежедневно из холодных убежищ доставали по нескольку обледеневших трупов наших солдат. Их места тут же занимали новые, прибывающие в лагерь военнопленные.
Порядки в лагере царили поистине садистские. За малейшую провинность немцы забирали у пленных верхнюю одежду и обувь. В таких условиях это наказание означало только одно — смерть. Хотя одеждой и обувью эти лохмотья можно было назвать с большой натяжкой.
Летом начинались проблемы с водой. На многотысячный лагерь был всего один колодец. Кормили раз в 2—3 суток. Обычно это был суп из картофельных очисток и сухари. О медицинской помощи и мечтать не приходилось. Донесения советской разведки лишь подтверждали ужасы лагеря под Тромсё. По последним данным, к весне 1945 года здесь оставалось около 2 тыс. советских военнопленных, для которых эта весна стала последней. 
Но добраться до этой части Норвегии советские войска не могли вплоть до окончания войны.

Выжившие узники исчезли.

              Тромсё и его окрестности были важным районом для гитлеровцев. Здесь была расквартирована элитная 6-я горная дивизия вермахта. Согласно договорённости с союзниками этот сектор Норвегии в мае 1945 года должны были освобождать вооружённые силы Великобритании. В ходе совместного планирования боевой операции английскому командованию так же предписывалось освободить лагерь с военнопленными и подготовить выживших в нём советских бойцов к отправке домой. Однако эта операция так и не состоялась. Англичане высадились в Тромсё уже после капитуляции Германии — 10 мая 1945 года. Им оставалось лишь принять капитуляцию гарнизона и разоружить немцев. Но каких-либо сообщений о том, что пленные освобождены, советское командование так и не получило. Люди попросту исчезли.
Чтобы разобраться, куда пропали наши солдаты, в начале лета 1945 года в Тромсё была отправлена специальная комиссия с Карельского фронта и Северного флота. В её состав вошли майор Великович, капитаны Дьяконов, Новогрудский и фотокорреспондент политуправления Северного флота Роберт Диамент. В поисках военнопленных им помогали офицеры армии Норвегии и местные жители-лопари. Уже спустя несколько дней удалось восстановить цепь печальных событий. 

Союзники не собирались разоружать немцев.

               Англичане действительно высадились в Тромсё и приняли капитуляцию немецкого гарнизона. Но проделали это лишь формально — немцев даже не разоружили. Произошло то же самое, что и в некоторых других районах Европы. Согласно секретным указаниям Черчилля, англичане изымали у немцев лишь тяжёлое вооружение: солдат вермахта можно было использовать против СССР, отношения с которым день ото дня осложнялись. 
Так, в самой Германии в зоне британской оккупации была создана так называемая немецкая группа «Норд», в которую входили два армейских корпуса и отдельные танковые части. 
А в Норвегии под свою опеку британцы взяли упомянутую выше 6-ю горную дивизию. Фактически немцев никто не контролировал, и они свободно разгуливали по городу и его окрестностям, где было множество безоружных советских военнопленных. 
Гитлеровцы устроили на них настоящую охоту. Бывших узников лагеря расстреливали на городских улицах и в сопках. Всего, по имеющимся данным,  к 21 мая 1945 года они истребили до 2 тыс. наших солдат и офицеров, которые, уже зная о Победе, просто не могли понять, что происходит. Лишь несколько бывших пленных смогли вернуться на Родину. Однако международного скандала не случилось. Материалы работы комиссии были засекречены и списаны в архив.

И всё - таки, кое - какие, документальные подтверждения найти удалось. 

               Эти события в своём дневнике спустя месяц после Победы описал командующий Северным флотом адмирал Головко: «Гитлеровцы, если им попустительствовать, идут на преступления даже сейчас. Пример — история с лагерем военнопленных в районе Тромсё. С момента капитуляции и по 31 мая включительно весь офицерский и рядовой состав 6-й горной дивизии гитлеровцев, расквартированной в районе Тромсё и в прилегающих к нему местах, мало того, что не был разоружён, но и сколько угодно разгуливал по городу с оружием. Формально военнопленные были освобождены и взяты под покровительство английских властей; на самом деле безоружные люди были предоставлены произволу вооружённых фашистов, которые не преминули воспользоваться таким попустительством».
Несмотря на то, что политики до сих пор стараются не вспоминать об этом лагере и страшной судьбе его узников, это место осталось в памяти простых норвежцев. Спустя месяц после освобождения Норвегии возле лагеря кто-то установил памятную табличку с надписью: «200 метров до русского лагеря. Ты увидишь там вещи, которые не забудешь никогда — как тяжело пришлось Норвегии в 1940—1945 годах, когда господствовала немецкая варварская система».

По последний данным, на территории Норвегии, в годы войны, действовало более 200 лагерей для советских военнопленных 

              Самыми крупными лагерями (шталагами), расположенными здесь, стали ШТАЛАГ № 303 В ЛИЛЛЕХАММЕРЕ, ШТАЛАГ № 380 В УППДАЛЕ, шталаг № 322 в КИРКЕНЕСЕ, ШТАЛАГ № 330 В НАРВИКЕ. 
               Наряду с крупными шталагами немцы создали целую сеть так называемых сублагерей, большинство из которых (более 120) располагалось в северной части страны. Помимо советских военнопленных в Норвегию свозились пленные поляки и югославы.";

5. Из воспоминаний военнопленных, находившихся в плену, в Норвегии ("Героико - патриотический форум России": http://voenspez.ru/index.php?topic=164.220 ):

- Военнопленный А. Киселев: «Мы ели из плошек по очереди, потому что ложек было мало, их не хватало. Ели 3 раза. С утра пили холодный чай. Днем суп из гнилых овощей и брюквы, и заключенные, и немцы называли этот суп «колючей проволокой». Немного хлеба и чай на ужин, 200 граммов маргарина делили на 20 человек. В некоторых бараках было немного медикаментов. В основном, все они были отправлены в госпитали.
Мы очень часто приходили с работы сырыми, а в каждом бараке была всего одна печка, и обсохнуть все не успевали, поэтому шли на следующий день в мокрой одежде. Раз в неделю мылись, а свою грязную одежду бросали в прогретую комнату, чтобы она могла высохнуть. В отхожее место ночью выходить было нельзя, нужно было дождаться следующего дня...
…Ходили на работы пятью шеренгами, часто подбирали пакеты с едой, которые оставляли местные жители по обочинам дорог. Я работал в бункере, где находились подводные лодки. Работал вместе с норвежцами, они делились с нами своей едой и рассказывали новости с фронта, Я выполнял разную работу: таскал мешки, разгружал вагоны. Многие, чтобы не работать наносили себе увечья, ранились»;

- Военнопленный К. Середницев (из дневника, умер в плену; примечание Г. Ч.: младший лейтенант СЕРЕДИНЦЕВ КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ (14.01.1912 - погиб в плену 22.05.1943), место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Область Войска Донского, юрт станицы Сиротинской Второго Донского округа, хутор Бузиновский), русский. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/seredincev-konstantin-grigorevich ): «…Мы прибыли на новое место, на остров. Лагерь расположен в 3 или 4 километрах от города и намного хуже прежнего. Летние бараки, как конюшни: грязные, сырые и холодные. Я узнаю о правилах в лагере, но и сегодня уже понятно, что мы сюда доставлены, что бы умереть. Из 600 военнопленных, прибывших сюда 4 месяца назад, осталось только 244 человека. Господи, будь милостив, прости мои грехи и помоги мне все вынести. Как страшно умирать неизвестным в чужой стране. У меня есть семья, двое бедных детишек, старый отец. Мои дорогие детки, молитесь за спасение своего папы…»;

6.Капитан лейтенант ЮРЧЕНКО В. Д. (1. Козлов И.А., Шломин В.С. “Краснознаменный Северный флот”;  М.: Воениздат, 1983; “ПОЛЯРНАЯ ПОЧТА”: https://clck.ru/33GCaE ; 2. ТКА-239. Судьбы. Юрченко Виталий Диомидович; Газета «Рыбак Сахалина», 06 мая 2010 года: https://fishnews.ru/rubric/gazeta-ryibak-sahalina/2400; прим. Г. Ч.: уточнение в отношении имени, отчества, воинского звания героя):

- Козлов И.А., Шломин В.С. “Краснознаменный Северный флот”:

              "9 июля началась очередная операция подводных лодок и разведывательной авиации на коммуникациях противника. К 12 июля у норвежского побережья были развернуты подводные лодки «Л-15», «Щ-402», «С-56», «С-14» и «М-200». Через два дня в проливе Магерейсунн самолет-разведчик обнаружил фашистский конвой. В его составе насчитывалось 6 транспортов, 10 кораблей и 11 катеров. Три подводные лодки получили радиограммы о движении конвоя и вышли на перехват его. 
Утром 15 июля конвой последовательно атаковали подводные лодки «С-56» (в районе мыса Харбакен) и «М-200» (в районе Перс-фьорда). Затем удар по нему нанесла группа торпедных катеров («ТКА-12», «ТКА-13», «ТКА-238», «ТКА-239», «ТКА-240», «ТКА-241», «ТКА-242» и «ТКА-243») во главе с командиром дивизиона капитаном 2 ранга В. Н. Алексеевым. Ее прикрывала четверка истребителей. Обнаружив конвой у Бек-фьорда, катера под прикрытием дымзавес устремились к нему, чтобы атаковать его центр. Однако, встретив сильное противодействие быстроходных сторожевых катеров, они изменили направление атаки — зашли с хвоста конвоя. В этом бою враг потерял 3 транспорта и несколько кораблей охранения. «ТКА-239» (командир старший лейтенант В. Д. Юрченко вышел в атаку самостоятельно (до этого был занят уничтожением вражеского дрифтербота). Сильным артиллерийским огнем противнику удалось потопить катер.";

- “Капитан-директор… С торпедного катера” (Газета «Рыбак Сахалина», 06 мая 2010 года):

               "К майским тостам всплыли в памяти эпизоды из судьбы одного замечательного человека – В. Д. Юрченко, капитан-директора БМРТ «Арково», «Лесогорск». А вспомнился он и вообще, и к празднику Победы, в частности, совсем не случайно.

                Из ВМФ я демобилизовался с должности командира звена торпедных катеров. С Виталием Диомидовичем в конце 60-х годов встреча была единственной, но я до сих пор помню очарование общения с ним. Выяснение взаимоотношений закончилось фактом: нас объединяла обоюдная влюбленость в такой вот кораблик – торпедный катер. Представьте себе: в воде лишь винты да редан, скорость до и более 50 узлов! Две или четыре торпеды, артустановки, мины или глубинные бомбы (по спецзаданию), «места» для молниеносного десанта или разведчиков. Суммарная мощь моторов в войну – от 2 и до 4 тысяч л. с.. Словом, лихой кораблик, способный нанести врагу серьезный урон.
В годы Отечественной войны торпедные катера внесли в победу над фа-шизмом значимый вклад. Всего катерники потопили более… (извините, но точные данные пока в будущем) транспортов, кораблей и прочих посудин рейха общим водоизмещением уж никак не менее полумиллиона рег. тонн (потеря даже одного транспорта в 7 тысяч тонн лишала фашистов 5000 тонн стратегически важного груза)!
За такое вот боевое мастерство «Золотой Звездой» героя награждены 37 катерников, а Александр Шабалин за подвиги на ТКА-12 и ТКА-13 – дважды! На иллюстрации ниже – торпедный катер такой же, каким командовал А. О. Шабалин.
                 «Лихой катерок», не так ли? И командовать таким должен отчаянно-смелый, быстрый, более того, – мгновенный на решения командир. 
                  Именно таким и был капитан - лейтенант Юрченко Виталий Деомидович. В 1944 году он был назначен командиром ТКА-239 (полученного из США по ленд-лизу, с бензиновыми с моторами в 3600 л. с.) Северного флота. Учился мастерству по «формуле»: «Дерзость командира, скорость катера плюс торпеда – врагу!». Уже в одном из первых походов, в июне 1944 г., потопил транспорт фашистов. Сквозь шорох радиопомех и татаканье пулеметов доложил нестандартно: «Попал. Отправил на дно на корм треске!». Награда – орден Красного Знамени.
                  В июле 1944 г. командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко, получив донесение авиации о конвое немцев во Варангер-фьорд в 30 вымпелов, уже «потрепанного» нашими подлодками, приказал: нанести удар по врагу и силами торпедных катеров.
15 июля отряд катерников из девяти единиц стремительно бросился на перехват врага. Юрченко первым обнаружил танкер и дрифтер в хвосте конвоя. Ринулся в атаку, выпустив торпеду… Мимо! Успел уклониться, гад! Осталась одна, которая могла пригодиться и для более солидной цели. Но не таков был Юрченко, чтобы оставить реально видимых фаши-стов в живых! Потопив дрифтер, загнал танкер на мель, «выкосил» артиллерийскую прислугу, и… воистину пиратским абордажем высадился на борт ошалевших от неслыханной дерзости фашистов. Забрал документы и, заложив в машинное отделение взрывчатку, уничтожил танкер! А тем временем его товарищи-катерники, орудуя уже в конвое врага, пустили на дно еще 3 транспорта, 2 миноносца и 2 сторожевика.
                   После этой славной баталии наших катерников фашисты усилили охрану конвоев и берега у Варангер-фьорда двукратно, оттянув боевые силы и средства с других, не менее важных для них участков театра военных действий. Вы спросите – почему? Ответ прост: в те времена на севере Финляндии и Норвегии железных дорог еще не было. Основным путем доставки сюда грузов рейха для Лапландской армии и вывоза стратегически важной никелевой руды были морские перевозки.
Ну а наше командование еще раньше сделало гениальный ход, «подсунув» целую бригаду торпедных катеров с маневренным базированием в бухте Пумманки близ полуострова Рыбачий, откуда до путей конвоев рейха было «рукой подать»!
                Вернемся к строкам о подвиге катерников… Приняв общий сигнал об отходе, Юрченко В. Д. ринулся на соединение с отрядом. Однако он так увлекся «возней» с танкером, что оказался в удалении от товарищей и попал под губительный огонь. Сторожевики немцев набросились на катер Юрченко, уже потерявший ход, «волчьей стаей». Отбивались геройски… Последнюю торпеду пустили в сторожевик. Готовили уж было гранаты, но снаряд разорвался у ходовой рубки. Пятерых, в том числе и тяжело кон-туженного Юрченко, фашисты выловили и препроводили по улицам Киркенеса в лагерь.
                  Рассказывая об унизительных днях плена, капитан-директор Виталий Деомидович Юрченко морщился… Вскоре его с товарищами перевели в каторжный концлагерь в Тромсё – подальше от уже назревавшего бегства немцев из Норвегии. Норвежцы, работавшие в лагере во вспомогатель-ном составе, доброжелательно отнеслись к Юрченко и помогли в осуществлении дерзкого побега.                                       Проводили по горным тропам до границы с Швецией и тепло распрощались. Если бы не их помощь… После войны у лагеря в Тромсё патриоты-норвежцы установили памятную доску с таким текстом: «200 метров до русского лагеря. Здесь ты увидишь то, что не увидишь больше никогда!».
                  В Швеции Юрченко В. Д. удалось без проблем заявиться в наше посольство и вернуться на родину, где пришлось посидеть и в контрольном лагере СМЕРШа: проверке подлежали все возвратившиеся со стороны врага – война есть война. Подошедшая из штаба и от друзей по бригаде торпедных катеров «бумага» доказала его невиновность. Вручив заплутавший в канцеляриях еще один орден Красного Знамени, отпустили на волю, но…
                  В дальнейшей службе Юрченко В. Д. «нежданок» не случалось, но строка в личном деле – был в плену – послужила тормозом для карьеры. Уволился в запас, долго искал – где и кем быть дальше. Возить поварих с капустой на рейд или уничтожать девиацию на не своем пароходе было не по его деятельному нраву. Лучшего же не предлагали. И в мирных организациях кадровики были ох как бдительны.
                  В конце пятидесятых годов решил убраться подальше от центра. Так и попал к нам на Сахалин в УТФ г. Невельска, где вскоре оценили его по уму и заслугам, назначив старшим помощником первого на Сахалине БМРТ «Барабаш», а затем и капитан-директором БМРТ «Арково» (в Корсаковском УОР, предшественнике БОР, с 1966 года). Шутил: «Две тыщи лошадей? Справлюсь! Ведь на торпедном катере было больше».
                  Справился!.. И об этом писал адмиралу А. В. Кузьмину, в 1944-1945 годах командовавшему бригадой торпедных катеров Северного флота: «Ловим рыбу у Алеутской гряды. Работа напряженная, нервная. Но нравится – полезность свою ощущаю…».
                Конечно, нам бы хотелось выслать этот рассказ Виталию Деомидовичу или его потомкам. Но попытки узнать о его дальнейшей судьбе после увольнения из УОР в апреле 1970 года ни к чему не привели: «одних уж нет, а те далече";

7. Операция “Асфальт” по разрушению советских военных захоронений в Норвегии ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/33GPwy ):

                «Асфальт» (норв. Operasjon Asfalt) – название проводившейся в 1951 году норвежским правительством операции по переносу останков советских солдат и военнопленных из разрозненных захоронений на воинское кладбище на о. Хьётта.

                26 июня 1951 года норвежское правительство приняло решение о переносе в одно место всех захоронений советских граждан, погибших в нацистских лагерях на севере Норвегии и в ходе боевых действий в Финнмарке. Причиной данного решения стало начало холодной войны и создание блока НАТО, в который вошла и Норвегия. Её власти опасались, что разбросанные по всей Норвегии захоронения могут послужить прикрытием для ведения шпионской деятельности советскими консульскими работниками, которые имели бы большую свободу передвижения по стране. Согласно плану, все захоронения советских граждан от Киркенеса до Брённёйсунна должны были быть перезахоронены на одном общем кладбище. Впоследствии данное решение объяснялось тем, что захоронения были разбросаны по всей Норвегии, порой в малодоступных местах, что затрудняло желающим их посещение.

                  В качестве общего места захоронения был выбран остров Хьётта, расположенный у побережья Хельгеланна. Аналогичное кладбище планировалось устроить в южной Норвегии. Выполнение задачи было возложено на Центральное бюро по уходу за воинскими захоронениями (Sentralkontoret for krigsgraver), подчинённое Министерству обороны Норвегии. Приготовления к переносу осуществлялись в полной секретности. О нём не были поставлены в известность даже некоторые местные органы, которые должны были ему содействовать. Операция получила кодовое название «Асфальт», поскольку эксгумированные останки перевозились на Хьётту в мешках, пропитанных гудроном. Транспортировку осуществляла пароходная компания Vesteraalske Dampskibsselskap.

                Участники операции вынуждены были проводить работы тайно. Из-за глубокой секретности слухи о действиях властей просочились в норланнскую прессу лишь в сентябре. Простые норвежцы, которые во время войны активно помогали советским пленным, были возмущены подобным решением. Как вспоминал впоследствии Тур Стеффенсен, участников переноса останков советских граждан обзывали осквернителями могил. Уже после завершения операции норвежские девушки отказались на одной из танцплощадок танцевать с ним, когда узнали, что он работал на судне, перевозившем останки военнопленных. Позднее у некоторых участников операции возникли психические расстройства.

                   По словам Стеффенсена, могилы вскрывались небрежно, останки паковались в мешки. Рабочие, вскрывавшие могилы, получали по 5 крон за каждый мешок с останками. Повсюду валялись кости. Многие части тела, разложенные по мешкам, принадлежали разным людям. В трупах было много червей, стоял жуткий смрад. Когда корабли приходили в Тромсё, чтобы скрыть сильный трупный запах, все трюмы цементировались.

                В норвежском обществе возникла волна протеста. Благодаря этому перенос был осуществлён лишь в Нурланне, Тромсе и Финнмарке.

                 Кладбище на Хьётте, открывшееся 8 июля 1953 года, стало последним местом упокоения для большинства советских военнопленных, умерших в немецком плену в Северной Норвегии. Там же были погребены и военнопленные, погибшие в 1944 году во время потопления англичанами транспортного судна Rigel.";

8. Информация: 1.Групповая фотографии с информацией о персоналиях; 2. Об административном делении Королевства Норвегия - поисковик Марина Высоцкая (РОССИЯ, Курская область, г. Курчатов).

 

 

 

 

Регион Украина
Воинское звание Капитан - лейтенант.
Населенный пункт: Луганск
Воинская специальность Командир топедного катера (ТКА) - 239 3 дивизиона торпедных катеров Бригады торпедных катеров, Краснознамённого Северного флота.
Место рождения Российская Империя, Екатеринославская губериния, Славяносербскимй уезд, Каменская волость, село Каменка.
Годы службы 1937 1950
Дата рождения 18.02.1915

Документы

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Документ, уточняющий потери.

Документ, уточняющий потери.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Фотографии

Советские военнопленные в Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия.

Советские военнопленные в Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия.

Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия.

Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия.

Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия.

Stalag 303 Лиллехаммер (Lillehammer), близ г. Тромсё (Tromsø), Норвегия.

ТКА-239, торпедный катер (американский типа A‑1 («Vosper»), материальная часть бригады торпедных катеров Краснознамённого Северного флота.

ТКА-239, торпедный катер (американский типа A‑1 («Vosper»), материальная часть бригады торпедных катеров Краснознамённого Северного флота.

ТКА-239, торпедный катер (американский типа A‑1 («Vosper»), материальная часть бригады торпедных катеров Краснознамённого Северного флота.

ТКА-239, торпедный катер (американский типа A‑1 («Vosper»), материальная часть бригады торпедных катеров Краснознамённого Северного флота.

Участники боя 28.06.1944 г. Слева напр.: ст. л--нт Шуляковский Петр Яковлевич, л-нт Домысловский Виктор Александрович, к-н 3 ранга Алексеев Владимир Николаевич, л-нт Юрченко Вадим Деомидович.

Участники боя 28.06.1944 г. Слева напр.: ст. л--нт Шуляковский Петр Яковлевич, л-нт Домысловский Виктор Александрович, к-н 3 ранга Алексеев Владимир Николаевич, л-нт Юрченко Вадим Деомидович.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: