Ясников Борис Михайлович
Ясников
Борис
Михайлович
Старшина / стрелок-радист
9.08.1921 - 27.06.1993

История солдата

30 октября 1940 года меня призвали в Красную Армию из Гусь-Хрустального. Распределе­ние было в ВВС, и вот 7 но­ября прибыли мы в город Бе­лосток, где должны проходить службу.   Приняли присягу.,

В это время на наш аэрод­ром часто садился немецкий самолет с немецкими опознава­тельными знаками типа «Дуг­лас». Мы видели, как из него выходили офицеры в немецкой форме, шли в штаб и через час выходили и улетали. Так повторялось несколько раз..

В декабре меня и М. И. Антипова вызвали в штаб и дали направление в летную школу города Быхов, учитывая то, что я окончил Ивановский аэроклуб. Выпуск в военной шко­ле был ускоренный, и проучи­лись мы шесть месяцев, после чего в конце мая 1941 года направились по авиационным ча­стям. В части, куда я прибыл, пришлось  служить недолго.  22 июня нас подняли по    тревоге в 4 часа утра.

Когда я выбежал из казар­мы, то увидел в небе сотни фашистских самолетов, летев­ших над нами, но нашу часть не бомбили, а пролетали даль­ше на восток. Нас распредели­ли по экипажам, и мы километ­ров 25 шли пешком на аэрод­ром Уречье в Белоруссии. Аэродром был рядом с шос­сейной дорогой Слуцк—Боб­руйск.

23 июня  были  первые   бое­вые вылеты  на   бомбежку  ко­лонн  немецких  танков и  мото­пехоты.     Фашисты     наступали быстро. С  воздуха нам    было видно, как по шоссе двигалось множество беженцев на восток. В день делали      по два вылета. Затем над нашим    аэродромом появились   «мессершмитты».     и летать стало труднее. Так про­должалось до  27 июня.

Это был мой последний вы­лет. Возвращаясь с задания, над своим аэродромом приш­лось принять воздушный бой с двумя «мессерами». Бой был не­равный, нас подожгли, и мы с горящего самолета выпрыгнули с парашютами. Я был ранен в бедро,     и, когда    выпрыгивал, обгорели лицо   и руки. Опустившись на землю неда­леко от шоссе, стал пробирать­ся на восток. Шоссе уже было свободное, ни наших войск, ни беженцев видно не было, толь­ко трупы лежали на нем. Это оказалась нейтральная зона. Немцы стреляли из орудия, и в дополнение к полученным ранам в воздухе я получил ос­колочное ранение в руку.

На мое счастье по шоссе проходила машина с отступаю­щими бойцами, я набрался сил, побежал и ухватился за борт. Лейтенант, ехавший в этой ма­шине, втащил меня в нее, по­ложил на носилки. Видели уже немецкие танки, которые стре­ляли по идущей машине, но мы доехали до Бобруйска. Когда подъехали, то на его окраине вышел генерал и срочно прика­зал здоровым бойцам занять оборону на окраине города, а раненых тут же увезли в город Жлобин.

28 июня я очнулся в госпи­тале от громких стонов ране­ных и плача медицинской се­стры. Увидел, что из госпита­ля многих эвакуировали, вра­чей уже не было, но тяжело­раненые лежали на, койках. Мы втроем тоже решили бе­жать из госпиталя. Город мы не знали, но выйдя из госпиталя, решили идти на станцию.

Пробираясь по улице Жло­бина, услышали, что немцы вы­бросили десант, и город эваку­ируется. Вдруг к нам подбежал мальчик лет 14—15 с противо­газом на боку, спрашивает, ку­да мы идем. Говорим, на стан­цию, и он убежал, Через неко­торое время нас встречает во­енный и повел в военкомат, куда всех беженцев из госпи­таля собирали. Потом нас на подводах отвезли на станцию, которую немцы бомбили. Так минул еще день, а ночью по­дошел санитарный поезд. Я по­терял сознание, даже не чувст­вовал, как меня перенесли в этот. поезд, и очнулся уже под стук колес.

Два месяца  скитания по  го­спиталям.  Лечение .шло  к кон­цу, молодость   брала  свое,   ра­ны стали   затягиваться.     Про­шел несколько   летных   комис­сий. Выписали  из   госпиталя и направили меня в пункт сбора ВВС Красной Армии.

В сентябре прибыл во Вну­ково, в только что организо­ванную Московскую авиагруп­пу особого назначения на са­молеты ЛИ-2. Начались поле­ты в блокированный Ленин­град.

Регион Владимирская область
Воинское звание Старшина
Населенный пункт: Гусь Хрустальный
Воинская специальность стрелок-радист
Место рождения Кострома
Годы службы 1940 1945
Дата рождения 9.08.1921
Дата смерти 27.06.1993

Боевой путь

Место призыва Гусь-Хрустальный
Дата призыва 30.10.1940
Боевое подразделение эскадрилья
Завершение боевого пути Германия, г.Берлин
Принимал участие на Западном, Ленинградском, 1-м, 2-м, 3-м Белорусских и 2-м Украинском фронтах
Госпитали г.Жлобин, с.Томилино, Московсая область

Советскую Армию был призван в  1940 году. Служил в   авиационном  полку. Великую Отечественную войну начал в первый день нападения фашистской Германии в Белоруссии. 

.    В сентябре   1941  года эскадрилья Московской авиагруппы особого назначения выполняла важное задание командования.  Потом в составе 10 авиатранспортной дивизии летал в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие,  боеприпасы.    Аналогичное    задание   эта часть выполняла по поставке таких же грузов в Севастополь.

Когда началось партизанское движение,  вместе с экипажем летал в тыл врага, обеспечивая народных мстителей боеприпасами, обмундированием.  Экипаж самолета не раз    летал   на территорию Польши, поставляя Комитету национального освобождения нужные боеприпасы,  оружие. В одном из воздушных боев, отражая нападение фашистских истребителей,   стрелок-радист  Ясников  получил  тяжелое  ранение. В ноябре  1945 года летчик демобилизовался

Воспоминания

ТАК ДЕРЖАТЬ!

Война застала меня в Белоруссии. Я только что окончил летное училище и прибыл в полк на должность стрелка-радиста. Не успел даже толком освоиться на новом месте, а тут — сразу боевые действия. Эскадрилье скоростных бомбардировщиков была поставлена задача: уничтожить колонну танков и пехоты противника на подходе к Слуцку. Мы поднялись в воздух и взяли курс на запад. Это был мой первый боевой вылет. Хотелось, чтобы он прошел успешно. Я зорко осматривал воздушное пространство, до боли в глазах вглядываясь в синеву неба. Временами переводил свой взор вниз. Там отчетливо виднелось шоссе. Под крылом заметил взорванные мосты, другие сооружения. А затем на дороге увидел ползущие вражеские танки. Гитлеровцы открыли по нашим самолетам огонь из зениток. Снаряды рвались совсем рядом. Прямым попаданием им удалось подбить один бомбардировщик. Остальные продолжали идти заданным маршрутом. — Заходим на бомбометание! — подал команду командир эскадрильи и первым обрушил на головы фашистов смертоносный груз. За комэском устремились другие экипажи. Наша машина тоже пошла на цель. Вниз посыпались бомбы. Выполнив задание, мы легли на обратный курс. Было видно, как рвались автоцистерны, опрокидывались машины. На аэродроме нас встретил командир полка. Он крепко пожал руку командиру эскадрильи и, обращаясь ко всем, сказал: — Поздравляю вас, товарищи, с боевым крещением и успехом. Так держать! Известно, что в первые дни войны немцы, не считаясь с потерями, лезли напролом. Продвигались они преимущественно по дорогам, проходящим через крупные города. Поэтому отыскать цель не составляло особого труда куда ни кинь, всюду напирающий враг. Летчики полка совершали по не¬сколько боевых вылетов в сутки, били фашистов с рассвета дотемна. Так продолжалось пять дней. А на шестой я был ранен. Подлечившись в госпитале, снова попал на фронт, под Ленинград. Теперь я летал на самолете ЛИ-2, выполнявшем задании по разведке. Как то членов экипажа вызвал командир полка и поставил задачу: — Направляетесь в Ленинград, в распоряжение командования фронтом. Вылет сегодня ночью. Дополнительные указания получите на месте. Путь в героический город лежал над Ладожским озером. Немцы здесь появлялись часто, нападая на наши транспортные самолеты и караваны судов. Не обошли они «вниманием» и нас. Но до Ленинграда мы все-таки добрались. Там получили задачу: перелететь линию фронта и засечь дальнобойные батареи противника, которые вели обстрел города. Оказавшись за линией фронта, долго искали цели и ничего не находили. — Смотрите, справа вспышки обрадовавшись, воскликнул штурман. — Сейчас они должны повториться. Действительно, через минуту я увидел огненный всплеск и с сожалением подумал: «Как жаль, что мы не можем сейчас же, немедленно, накрыть вражеские батареи». Успокоился лишь тогда, когда наши бомбардировщики по команде с пункта на¬ведения прихлопнули эти осиные гнезда. ... В январе 1942 года характер работы изменился. Партизанские отряды, созданные на территории Ленинградской, Нов¬городской и Псковской областей, нуждались в материальной помощи. Требовалось наладить с ними связь по воздуху, чтобы доставлять оружие, боеприпасы, медикаменты, продовольствие и другие грузы. Для этой цели была выделен девятка военно-транспортных самолетов. В нее вошел и наш экипаж. В пробный вылет мы разыскали лесной аэродром, подготовленный народными мстителями, изучили характер посадки и ненадолго приземлились. Чаще всего летали поодиночке, иногда по два-три самолета, в некоторых случаях — всей девяткой. Я участвовал в двадцати трех рейсах к партизанам. Из них — в трех с посадкой на лесном аэродроме. В остальных случаях наш экипаж ограничивался выброской груза на парашютах. В каждом полете приходилось рисковать. Редко удавалось прорваться через линию фронта, не подвергаясь обстрелу вражеских зениток и атак истребителей. Но в награду за риск мы получали безграничную благодарность партизан. Не обходилось и без курьезов. Вспоминается такой случай. Наша девятка достигла заданного района, встала в «крут». Всматриваясь в ночную бездну, приняли поданный партизанами сигнал: «Мы окружены, принять вас не можем, сбросьте груз в ранее указанном квадрате». Пошли в этот квадрат. И тут замыкающий группу экипаж обнаружил, что машин стало больше... Летчик пересчитал самолеты еще раз. Да, нас не девять, а одиннадцать. Что за наваждение? И главное, все одиннадцать сбросили груз. Когда вернулись на свой аэродром, замыкающий третьего звена доложил о случившемся командиру девятки. Тот засмеялся: — Нервы сдают, старина. Галлюцинация. Отдохни получше и выброси эту чертовщину из головы. Через пять дней мы снова полетели на партизанскую базу. На этот раз с посадкой. Сдали груз, приняли на борт раненых, больных. Перед взлетом партизаны очень благодарили за подарки, сброшенные в прошлый рейс. Мол, спасибо за колбасу и конфеты — давно их не видели, даже вкус стали забывать. — Помилуйте, этого мы вам не сбрасывали. Автоматы, патроны, гранаты — это было, а чего не было, того не было,— оправдывался наш командир. — Полно шутить. Серьезно говорю,— не унимался партизан. - Очень много колбасы было. Стали сопоставлять факты. Вспомнили про «галлюцинацию». Выяснилось, что немцы тоже хотели сбросить провиант своим карательным отрядам, окружившим партизанское соединение. Оказывается, они сбились с курса и приняли нас за своих. Заодно освободились от груза, только в расположении партизан. Тогда же зимой 1942 года из крупного белорусского партизанского отряда поступила просьба: доставить боеприпасы и забрать на Большую землю тяжелораненых. На помощь народным мстителям пошли наш и еще два экипажа. Над расположением советских войск пролетели спокойно. Затем показались всполохи, темноту разрезали ракеты, пунктиры трассирующих пуль. Значит, передовая, Оказавшись над занятой врагом территорией, в целях маскировки сменили высоту полета. На базу добрались благополучно. Посадили самолеты. Ждем людей, показавшихся па снежном поле. Приготовились к любым неожиданностям. Мало ли что может произойти. Слышим русские голоса. Свои! Как водится, обнялись, пожали друг другу руки. Разгрузились. Санитары погрузили раненых. Пытаемся взлететь — ничего не получается. Слишком мала площадка для разбега. Понадобилось несколько заходов, чтобы проложить в глубоком снегу «колею». По ней взлетели. Но пока приминали площадку, израсходовали много бензина. А тут еще увязался фашистский истребитель. От него пришлось отстреливаться и маневрировать. Едва дотянули до передовой, как кончилось горючее. В общем, приковыляли на честном слоне, но задание все же выполнили. Ярко врезался в мою память перелете временного аэродрома на основную базу. Все машины группы ушли в воздух, а нашему экипажу предстояло взять на борт оставшийся технический состав и идти следом. Вылетели ранним утром. Я, как обычно, сидел у пулемета. Тщательно наблюдал за небом. Высота — пять тысяч метров. Неожиданно заметил, как откуда-то вывалился «Юнкерс-88». Он гнался за нами. — Слева заходит «юнкере», — доложил я командиру экипажа. — Следите за фрицем, огонь открывайте самостоятельно,— распорядился он. Нажимаю гашетку пулемета и огнем встречаю врага. Тот увеличил скорость и ответил несколькими очередями. Свинцовые струи прошли мимо. Наши пассажиры с замиранием сердца прильнули к иллюминаторам. Каждый из них понимал опасность положения и надеялся лишь на мастерство экипажа. Летчик Бибиков перевел машину в резкое снижение: на малой высоте фашисту атаковать труднее. Но гитлеровец не хо¬тел упускать свою «добычу». Он назойливо вертелся около нас, время от времени посылая очереди. Я отвечал тем же. В какое-то мгновение «юнкере» оказался в центре прицела. Мои пальцы до боли впились в гашетку. Сразу дал несколько очередей. Фашистский стервятник накренился и камнем полетел вниз. Вспыхнувший «юнкере» выбросил длинный шлейф дыма. Он рухнул на лес и взорвался. — Спасибо, Борис! — не удержался скуповатый на похвалу Бибиков. Когда сели на свой аэродром, техники и механики, находившиеся на борту нашего самолета окружили нас. Они благодарили меня. А подъехавший командир полка А. И. Семенков похлопал по плечу: — Молодец, Ясников! Так и впредь держать! Через некоторое время меня ранило в ногу, попал в госпиталь в с.Томилино Московской области. Врачи долго возились с моей раной, оперировали не¬сколько раз. С трудом начал ходить самостоятельно. Именно тогда и вызвали в Москву за получением награды. С замиранием сердца я вышел из вагона, ступил на священную Московскую землю. Весь путь до Кремля проделал словно на крыльях. А когда увидел башни с рубиновыми звездами, хотелось плакать слезами радости и счастья: вот она, наша родная столица! Гордая и славная! За нее мы стояли и будем стоять всегда, потому что она — сердце Родины. Нас, фронтовиков, собралось человек сорок. Сидим в напряженном ожидании. Вдруг входит Михаил Иванович Калинин. Все вскочили со своих мест. Раздался гром аплодисментов. Сначала Михаил Иванович произнес краткую похвальную речь в наш адрес. Затем каждый из присутствующих подходил к Всесоюзному старосте и получал награду. Наступила и моя очередь. Михаил Иванович крепко пожал руку и вручил мне орден Красного Знамени.

Награды

орден Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» II степени, «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»,Медаль «З...

орден Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» II степени, «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»,Медаль «З...

Фотографии

стрелок-радист Ясников Борис Михайлович

стрелок-радист Ясников Борис Михайлович

в госпитале с. Томилино, Московская область 1941

в госпитале с. Томилино, Московская область 1941

Встреча ветеранов 1975г

Встреча ветеранов 1975г

После войны

Вернувшись с фронта, Ясников Б. М. посвятил свою жизнь любимому делу, долгие годы он вёл авиамодельный кружок в доме пионеров и в клубе им. Ленина. Его ученики принимали участие в смо­трах работы технических кружков как в городе, так и в области и всегда занимали призовые места. Поделки юных авиаконструкторов до сих пор вызывают восхищение. Его ученики после окончания школы в дальнейшем продолжали увлеченно заниматься авиамоделизмом в центре дополнительного образования детей «Исток».

    После войны страна переживала кризис: не хватало учителей, образованных людей. Поэтому Борис Михайлович пошёл в сред­нюю школу № 15. Борис Михайлович пришел работать в школу в период становления средней школы после перехода из семилетней. В это время в школе возводилось учебно-производственные мастерские на базе завода «Стекловолокно». Трудовое обучение всегда занимало важное место в учебно-воспитательном процессе. Его ученики очень ценили и уважали за трудолюбие, умение найти общей язык с ними.  

Ясников Борис Михайлович много лет проработал учителем трудового обучения. Был дружен с коллективом школы, за что его почитали преподаватели, и несмотря на свое ранение всегда старался оказать всяческое содействие в развитии школы.

 Он был один из лучших преподавателей. За свои заслуги был награжден знаком «Отличника народного просвещения РСФСР» и присвоено звание «Победитель социалистического соревнования».

 После себя он оставил в школе добрую память. По инициативе учителей-историков были открыты два музея: музей В. И. Ленина и музей Боевой Славы. Их оформлением занимались ученики под руководством Бориса Михайловича.

Семья солдата

Зинаида
Ясникова Зинаида Владимировна

Жена Ясникова Зинаида Владимировна 10.10.1923-29.06.2009

Нина
Мирошниченко (Ясникова) Нина Борисовна

Дочь Ясникова Нина Борисовна 08.08.1946

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: