Афанасий
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Яковлев Афанасий Васильевич родился 31 октября 1921 года в селе Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области.
Окончил Военно-морское авиационное училище им. Левоневского в 1941 году в городе Николаеве (Украина). Училище существовало с 1939 до 1959 года, потом переформировано в 33-й учебный Центр авиации ВМФ. Прошёл обучение по специальности «военный авиационный штурман». Имел 10 прыжков с парашютом.
Участник Советско-Японской войны.
Был награжден:
орденом Отечественной войны I степени (№ 200381)
медалью «За победу над Германией» (09.05.1945 № 0465277, вручена 16.08.1946)
орденом Боевого Красного Знамени (15.11.1945 №: 805)
двумя орденами «Красной Звезды» (№ 3297407 и № 467294)
медалью «За Победу над Японией» (30.09.1946 №310179, вручена 15.12.1946)
медалью «За освобождение Кореи» (15.10.1948 № 01597, вручена 19.12.1948)
медалью «За боевые заслуги»
Боевой путь
В РККА с 15 ноября 1940 г.
После окончания военного училища был направлен на Восточный фронт. Несмотря на отдалённость от западных фронтов, оборона дальневосточных рубежей с началом войны приобрела особое значение: на границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока.
Афанасий Васильевич был штурманом 1-й Авиационной Эскадрильи 50 Авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. Это был разведывательный авиаполк под командованием Сидина Ивана Васильевича. За мужество и героизм, проявленные в боях, 50-й ОРАП был преобразован в гвардейский.
Яковлев Афанасий Васильевич принимал участие в боевых действиях Советско-Японской войны: в Маньчжурской наступательной операции. Задача правительства – уничтожить последний очаг агрессии на Дальнем Востоке.
Летал на самолётах:
МБР-2 (морской ближний боевой разведчик) в 1941 году (во время обучения в училище),
ДБ-3 (дальний бомбардировщик) в 1942 – 1945 годах,
Ту-2 (двухмоторный высокоскоростной бомбардировщик) в 1945 – 1947 годах,
А-20 (импортный бомбардировщик «Бостон») в 1947 -1952 годах,
По-2 (Многоцелевой биплан Поликарпова) в 1947 - 1951годах,
Ли-2 (военно-транспортный самолёт) в 1948 -1952 годах,
Ут-2 (одномоторный двухместный учебно-тренировочный самолёт) в 1948 – 1951 годах.
Ил-28 (первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик) в 1952 - 1959 годах.
Во время войны с Японией один из первых переучился на новые ТУ-2, в то время как в качестве основных дальних бомбардировщиков использовались ДБ-3 (на которых Яковлев А.В. имел также большой опыт – 209 полётов). Помимо нанесения бомбовых ударов, самолеты ТУ-2 широко привлекались для ведения воздушной разведки.
В его лётной книжке стоит запись, что Яковлев А.В. «В штурманском отношении подготовлен хорошо. Летает уверенно. Дисциплинирован. Хорошо подготовлен к действиям днем и ночью в сложных погодных условиях с производством взлета и посадки. Отлично выполняет задания боевого применения».
В августе 1945 года в составе экипажа лётчика Алёшкова Б.Н. Яковлев А.В. совершил семь успешных боевых вылетов на воздушную разведку Северной Кореи и Маньчжурии: портов, железнодорожных станций, перегонов и аэродромов противника. За проявленные храбрость, самоотверженность и мужество 15 ноября 1945 года был представлен к награде орденом «Красное Знамя» (командиром 50 АП ВВС ТОФ Сидиным).
Из наградного листа к ордену «Красное знамя»
«В дни боевых действий против японских захватчиков эскадрилья перевооружена новой боевой техникой самолётами ТУ-2, тов. Яковлев в короткий срок изучил новую боевую технику и один из первых вылетал на боевые действия.
За период военных действий полка в борьбе против японских захватчиков совершил семь боевых вылетов на воздушную разведку, из них три не ближнюю разведку, один на бомбоудар объектов железнодорожного узла Косю, три на дальнюю разведку острова Сахалин с аэродрома Великая Кема.
Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, произвёл плановые и перспективные фотографирования заданных объектов.
За успешное выполнение поставленных боевых заданий в борьбе против японских захватчиков достоин правительственной награды ордена «Красное знамя».
Хочется отметить, что за выполнение этой боевой задачи были награждены: лётчик Алёшков Борис Николаевич - орденом «Красное Знамя», лётчик Медяков Василий Кузьмич - орденом «Отечественной Войны 1 степени», Янушевич Леонид Евгеньевич – воздушный стрелок радист, который обеспечивал бесперебойную связь с землёй - медалью «За боевые заслуги».
В конце 1946 г., в соответствии с приказом командующего ТОФ №0025 от 21.12.1946 г., все лётные части ВВС ТОФ были переведены на штаты мирного времени. С 1 мая 1947 г. управление ВВС ТОФ было переформировано в управление ВВС 5-го ВМФ.
После войны Афанасий Васильевич остался служить в гарнизонах Приморского края: Новороссия, Сергеевка, Николаевка Шкотовского района и во многих других.
28 сентября 1954 году ему присвоено звание «Военный штурман I класса» (приказ Мин.Обороны СССР №0153). Из лётной книжки: «Готов к полётам на самолёте Ил-28 на всех высотах, в сложных метеоусловиях: в облаках, за облаками, при ограниченной видимости с посадкой по системе ОСП-48 при облачности 10 баллов, высоте нижней кромки 800 м и видимости 4 км».
Во второй половине 1960 года, в связи «с дальнейшим значительным сокращением Вооружённых Сил СССР», ВВС и ПВО ТОФ подверглись катастрофическому сокращению. Были расформированы многие дивизии и эскадрильи. В 1960 году Яковлев Афанасий Васильевич уволился в запас в звании майора военно-воздушных сил.
С 1960 года проживал с семьей в городе Тамбове. Работал военпредом на заводе "Электроприбор".
В 1972 году окончил Казанский авиационный институт по специальности авиационное приборостроение.
Воспоминания
зять Александр Алексеевич Тарасов
Уже в мирное время его как-то спросили: "Страшно было летать на войне?". Он ответил, что, конечно же, страшно. Но этот страх возникал обычно "до" и "после" боевого задания, а при выполнении приказа некогда было размышлять об этом. Но зато, возвратившись на базу, он испытывал чувство глубокого удовлетворения и гордости, что смог сделать то, что требовал от него долг. Афанасий Васильевич был смелым лётчиком, одним из первых реагировал на создавшуюся ситуацию в бою, мог правильно оценить ее и выходил победителем. В жизни он был очень скромным человеком и не любил говорить о своих успехах. За многие годы, даже самые родные люди, мало что знали о его подвигах. Но его боевые товарищи, хорошо знавшие Афанасия Васильевича, говорили, что по его профессиональным качествам и смелости это был отличный штурман.
дочь Тамара Афанасьевна Яковлева
Папа обладал прямым и честным характером, широтой взглядов, был великодушным человеком. Коммуникабельный и активный, энергичный и оптимистичный человек. Умел пошутить, увлекательно рассказать интересные истории, поддержать разговор. Имел много друзей, поддерживал отношения со своими сослуживцами. После ухода из армии со многими из них он не прерывал связь.