Михаил
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Михаил Алексеевич Яфясов родился в1923 году в селе Сайман Куйбышевской области в крестьянской семье.
Михаил алексеевич вспоминает: "Закончив семилетку, я поступил учиться в Казалинскую школу машинистов, которую закогнчить не успел - началась Отечетсвенная война.Я был мобилизован и направлен в полковую школу, которая располагалась в ташкентских сталинских лагерях.
три месяуа учебы - присвоили сержантское звание - и под Москву. Довесзи до Тулы, а дальше шли пешком, потому что на поезде ехать было нельзя - немецкие стервятники бомбили местность. Шли до Заячьей горы, где в составе 120-го стрелкового полка 69-й девизии участвовал в боях за Волоколамское шоссе в качестве командира расчета минометной части. Кровопролитнейшие бои за Волоколамское шоссе шли деньи ночь.
Перед нами была поставлена задача: Волоколамское шоссе удерживать во что бы то ни стало, не пропустить немцев дальше. Ночью мы прогоняли немцев с Заячьей горы - днем немцы нас вытесняли. Нам было трудно драться. Я получил только две легких контузии, не был ни разу ранентолько потому, что воевал в минеметных войсках - мы все-таки шли за пехотой. Ну, а пехота-матушка в каждом бою устилала поле битвы убитыми и ранеными. У немцев же в начале войны техника была такой, что наша военная техника, во-первых, ей уступала, а главное - ее, нашей техники, было мало на полях сражения, наши побеждали только умом, мужеством и храбростью.
А тут вышел приказ Сталина №17-65, по которому машинистов, помощников машинистов направить в распоряжение Народного Комиссариата путей сообщения, где нам объявили: катастрофическое положение на железной дороге - поезда не успевают подвезти на вронт ни военные грузы, ни живую силу, так как паровозы стоят на прихоте, а машинисты и помощники машинистов воюют. Нам предложили на выбор Горьковскую или Кагановичскую железную дорогу. Я выбрал Кагановичскую (Свердловскую) - хотеловь своими глазами увидеть, каков он - Урал, - кузница оружия, и был направлен в локомотивное депо станции Егоршино.
Конечно, здесь был не фронт, я был не под пулями и снарядами, но было тоже нелегко. Совершенно не было времени на отдых, на работу вызывали через шесть часов после предыдущей поездки. А что успеешь сделать за шесть часов? Пока доберешься до общежития, сходишь выкупить хлеб, сообразишь, что поесть, или в столовую сходишь - постать осталось совсем чуть-чуть. А ведь работа помощник машиниста очень тяжелая - всю поездку (а поездки были до двух суток часто) кидаешь уголь или уголь в топку паровоза. Работа машиниста очень ответственная - наблюдаешь за приборами, за дорогой - всю поездку в напряжении.
Иногда диспетчер пожалеет тебя - видит, что ты все время в поездках, очень устпл, даст тебе отдохнуть - вызовет на работу только через десять-двенадцать часов - это было счастьем. Но... не хватало машинистов и помощников машинистов все время - ты отдыхаешь, а паровоз твой стоит - нет сменного машиниста - вот тебе и не дают отдохнуть - простаивает техника, а грузы идут и идут, и паровозы вели и вели поезда на фронт с боеприпасами, техникой, живой силой.
А сколько нервов стоило машинисту, если понимает, что не сможет привезти поездл в назначенное время на определенную станци.?!
А как приведешь, если уголь богословский млм буланашский, да еще разбавлен опилом или угольной пылью, или ведешь поезд на дровах, а это не дрова, а березовые или сосновые сырые чурки , которые гореть не хотят, да еще и поезд тяжеловесный. Всю поездку нервничаешь, удастся ли привести поезд вовремя. а не успеешь ко времени - головомойку хорошую получишь"
Так до пенсионного возраста и трудился Яфясов Михаил Алексеевич в локомотивном депо станции Егоршино - не вернулся на родную Волгу. с 1968 года уже возил электропоезда - работать стало значительно легче.
А каким машинистом был М. А. Яфясов, рассказывают его награды: "Ударник Сталинского призыва", "Отличный паровозник", "Ударник соцсоревнования", "Почетный железнодорожник", медаль "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.", орден Отечественной войны II степени.