Фёдор
Максимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В начале мая 1941 года перед самой войной, мы вылетели в лагеря. Огромный полевой аэродром, и к тому же ни куста, ни деревца вокруг! Более пятидесяти двухмоторных самолетов, покрашенных на заводе «серебрянкой», блестели на солнце и бросались в глаза разведчикам немцев, уже рыскавшим на земле и в небе Украины. Это законно беспокоило всех, и мы доложили Вязникову о настроениях авиаторов. Выслушав, он немедленно приказал рассредоточить и укрыть технику. Масксетей фабричного изготовления к тому времени на базе не оказалось — он распорядился, косить траву на аэродроме, плести из нее гирлянды и маты для маскировки самолетов. Обстановка сразу изменилась: теперь на скошенном лугу виднелись только «копны сена». Кстати сказать, до начала военных действий немцы так и не обнаружили наш аэродром с воздуха.
Первый вылет на разгром немецко-фашистских захватчиков 90-й авиаполк во главе с подполковником Вязниковым произвел тремя «девятками» и нанес мощный удар по большому скоплению танков и мотопехоты на переправе через реку Западный Буг.
Помнится и другой случай, когда командир полка опять повел три «девятки» бомбить железнодорожную станцию в польском городе Кросно, захваченную немцами. Этот вылет по метеоусловиям вначале оказался неудачным: перед нами на маршруте встала черная гряда грозового фронта. Пришлось вернуться и сесть на аэродром с бомбами... Такого еще не было в практике боевых вылетов полка, но все обошлось благополучно. Как бы предвидя это, Вязников сказал нам на предполетной подготовке:
— Если придется садиться с бомбами, не волнуйтесь, друзья мои, — точный расчет и спокойная посадка у «Т» обеспечат успех дела...
Так оно и получилось: все 27 летчиков нормально приземлились у знака «Т». В бомболюках каждого самолета висело по тысяче килограммов фугасных «гостинцев». Переждав непогоду, Вязников снова поднял в воздух своих питомцев, и на этот раз мы отбомбились на редкость успешно.
Так, полк прошел с боями через всю Украину. Затем, получив новые самолеты и пополнение, он успешно воевал на Северо-Западном фронте, в районе Калинина. Потом защищал Тулу...
После разгрома немецких войск под Москвой мы расстались. Война разбросала нас по другим частям. В 1942 году Вязников сформировал новый, ночной авиаполк дальнего действия и принял активное участие в боях на Воронежском фронте, изгоняя гитлеровских оккупантов с воронежской земли. А потом снова расставание...
В конце 1943 года на подмосковном аэродроме у транспортного самолета Ли-2 выстроился весь личный состав полка, чтобы проводить любимого командира. Многие при расставании не сдержали скупой мужской слезы, когда Федор Максимович пожимал боевым друзьям руку и желал новых успехов в ратном деле, а сам обещал тоже «не подкачать» при выполнении нового задания командования. Вязников ехал на восток, чтобы возглавить группу летчиков при перегоне самолетов. Здесь его постигло несчастье: в полете подвела иностранная техника, и при вынужденной посадке он сломал ногу. Полгода лечился в госпитале, а потом снова — в действующей армии.
В Заполярье он возглавил авиадивизию, и с воздуха громил противника на Свирьском направлении. За успехи в боях, мужество и отвагу личного состава дивизия получила почетное наименование и была награждена орденом Суворова.
Доблестный ратный труд нашего общего друга Ф.М. Вязникова не раз отмечался в годы Великой Отечественной. Он заслужил орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды и многие медали.
После окончания войны Вязников направляется в ДОСААФ. Здесь он находит возможность лучшего применения боевого опыта в обучении и воспитании молодого летного состава. Под его руководством в аэроклубах Вильнюса, Калуги и Тулы подготовлена не одна тысяча спортсменов-летчиков, планеристов и парашютистов. В летной работе он просто не знал устали.
Боевой путь
Материалы статьи «Он был душой полка». Газета «Коммунар» 06 мая 1983 года.
Воспоминания
В.Шмелёв, полковник в отставке Н. Лобода, майор в отставке
Фёдор Максимович Вязников родился в 1907 году на воронежской земле. Оставшись без отца, с 12 лет батрачил у кулаков, помогая матери содержать семью из пяти человек, пока в 1925 году не организовали совхоз «Панино». Федор ушел работать в это хозяйст¬во. В 1929 году его призвали в армию.
Если бы нас попросили предельно кратко характери¬зовать Ф. М. Вязникова как военачальника и человека вообще, не сомневаясь, мы бы выразили это нескольки¬ми словами большого смыс¬ла и значения: он был голо¬вой полка, отцом для подчи¬нённых, их боевым другом и товарищем. Такое не всегда одновременно и ярко прояв¬ляется в личных качествах одного человека, а у него это было. И не случайно под¬чиненные всех степеней и рангов горячо любили его, называли ласково «Максимыч», а иногда просто «ба¬тя». В этом выражалось все: и уставное беспрекословное повиновение, и желание от¬лично нести службу, и готов¬ность постоять за него в бою. И он платил им такой же чи¬стой любовью, отеческой за¬ботой. Однажды мы стояли с ним на аэродроме у командного пункта и, не скроем, от души любовались полетом в паре двух бомбардировщиков под управлением инспектора по технике пилотирования капи¬тана Гребенникова и комис¬сара эскадрильи старшего политрука Кошмякова. Они летали на высоте 2000 мет¬ров, выполняя то прямоли¬нейные маршруты, то разво¬роты на 180 градусов, и так близко друг от друга, словно их связали шнурком. В яс¬ном полуденном небе их са¬молеты казались нам белыми стрепетами, рокотавшими мерным звуком моторов над хлебными массивами.
— Вот как надо летать в строю, комиссар! — сказал с восхищением Федор Макси¬мович, поднимая на лоб очки со светофильтрами. — Мо¬лодцы! Непременно награжу обоих и поставлю в образец всему летному составу пол¬ка. Они этого вполне достой¬ны, не так ли?..
Мы охотно поддержали эту высокую оценку полета, ко¬торая больше относилась к политработнику Кошмякову, сдававшему зачет по группо¬вой слетанности. Одному из нас предстоял такой же полет с инспектором, и было понятно, что командир желал нам не меньшего успеха. Он меч¬тал, чтобы все летчики полка отлично пилотировали новые бомбардировщики.
В подготовке личного со¬става Вязников умело использовал немалый боевой опыт, накопленный им ра¬нее. В 1938 году с группой товарищей его командирова¬ли на Дальний Восток. Как подлинный интернационалист, он в 1939 году участвовал в разгроме японских самураев на реке Халхин-Гол. Будучи командиром эскадрильи, водил там скоростные бомбар-дировщики на подавление вра¬жеских узлов сопротивления, и бомбил так, что эти узлы уже больше не возникали. За боевую работу в Мон¬голии коммунист Вязников был награжден двумя орде нами Красного Знамени и высшим орденом Монгольской Народной Республики.
Во время войны с бело-финнами Федор Максимович командовал полком бомбар¬дировщиков и в условиях не¬бывало суровой зимы 1940 года успешно громил со сво¬ими подчиненными мощные укрепления противника на «линии Маннергейма».