Николай
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В июне 1941 года поступил в ленинградское инженерно-сапёрное училище.В декабре 1941 года отправлен на оборону Москвы в составе 30-й отдельной курсантской бригады.Вскоре в боях под Тулой был тяжело ранен.Далее воевал в составе 361 отдельного сапёрного батальона 317 Краснознамённой дивизии и освобождал Таманский полуостров в составе 18-й Армии на Южном фронте.Освобождал Советскую Украину в боях под Корсунь-Шевченковском и в Закарпатье город Ужгород.Участвовал тяжёлых боях в Венгрии за город Будапешт,за что была вручена Благодарность Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.Освобождал столицу Австрии город Вена. Участвовал в освобождении Чехословакии,где был тяжело ранен. День Победы встретил в госпитале под городом Брно. После госпиталя принимал участие в разгроме японской Квантунской армии в Манчжурии.Закончил войну инженером 606 стрелкового полка. Имеет одиннадцать государственных наград.После Победы вернулся к мирной жизни,был направлен на восстановление дорог Крыма,в город Алушта,где прожил до 1984 года.
Боевой путь
Воспоминания
Война-это страшный и тяжёлый труд на пределе человеческих возможностей
Молодость моего поколения пришлась на войну. Мне не было и 19-ти лет, когда в декабре 1941 года в составе 30 отдельной бригады мы были поставлены на оборону столицы нашей Родины,-город Москва. Там в заснеженных полях под Москвой мы строили линию обороны: устраивали минные поля, закладывали фугасы. минировали дороги и мосты. После того, как немецкие войска были разгромлены под Москвой, нашу бригаду перебросили для освобождения тульской области. Где я был тяжело ранен и долгое время находился на излечении в госпиталях. После излечения я был направлен на Южный фронт, где в составе 361 отдельного сапёрного батальона 317 Краснознамённой дивизии участвовал в освобождении Таманского полуострова и нашей Советской Украины. Дивизия входила тогда в состав 18 Армии. Вспоминаются тяжёлые бои в районе Корсуня и Шевченкова, где были окружены и разгромлены около десяти немецких отборных дивизий. В весеннюю распутицу мы ставили минные поля во внешнем кольце окружения на танкоопасных направлениях с тем, чтобы немецкие войска не смогли прорваться к окружённой группировке. Для прорыва кольца окружения немецкое командование бросило десятки танков «Тигров» и «Фердинандов». Но кольцо окружения немцы не смогли разорвать, враг был разгромлен и остатки немецких частей были взяты в плен. Было взято много танков, автомашин, артиллерии и другой техники. Этой техникой была забита автодорога Христиновка-Умань так, что по ней невозможно было проехать. Пришлось нам растаскивать эту технику по сторонам дороги, чтобы войска могли продвигаться вперёд. При форсировании всех рек войска дивизии мы переплавляли в основном на подручных средствах и на плотах, которые делали из досок и брёвен. Находясь в сапёрном батальоне стрелковой дивизии нам чаще всего приходилось ставить минные поля, разминировать минные поля противника или делать проходы в минных полях в нейтральной зоне под непрерывным огнём противника. Работа сапёра на передовой очень опасна: в короткий срок-иногда в считанные минуты-нужно было проделать проходы в минных полях противника под непрерывным огнём или разминировать мины-ловушки и мины-«сюрпризы». Это противопехотные мины, спаренные с противотанковыми минами нажимного и натяжного действия-их очень сложно разминировать. Малая оплошность и будет взрыв. Такой взрыв произошёл в нашей роте при разминировании минного поля в Чехословакии, когда пожилой солдат из нашей роты при разминировании противотанкового минного поля стал на колено, под которым оказалась противопехотная мина. Она детонировала на противотанковую и произошёл сильный взрыв, в результате которого солдат был разорван на мелкие куски и несколько человек было контужено. Нашей дивизии пришлось освобождать Закарпатскую Украину, где в горных условиях нашему сапёрному батальону пришлось прокладывать путь дивизии. Всё снаряжение и взрывчатку приходилось переносить на себе по тропам и бездорожью. В тяжёлых боях нашей дивизией был освобождён город Ужгород. Вспоминаются тяжёлые уличные бои за столицу Венгрии-город Будапешт. Там была окружена большая немецкая группировка. Тяжёлые уличные бои велись полтора месяца. Бои шли и днём и ночью за каждый этаж дома. Артиллеристы прямой наводкой делали пробоину в нижних этажах домов, а мы со взрывчаткой врывались в нижний этаж этого дома и взрывами «выкуривали» оттуда немцев. И так брали дом за домом, квартал за кварталом. После освобождения Будапешта нашей дивизии было присвоено звание «Будапештская», а всем бойцам и командирам дивизии от имени Верховного Главнокомандующего была вручена Благодарность. Сильные танковые бои велись на подступах к столице Австрии- городу Вена. Противник ввёл в бой новые танковые части, чтобы не допустить наши войска в город. Мне со взводом было приказано разведать инженерную оборону противника, сделать проходы в минных полях и пропустить наши танки и пехоту. Разгорелся танковый бой и мы оказались в середине этого боя. Пришлось поглубже закапываться в землю, чтобы танки не «проутюжили» нас. Противник не выдержал- имел большие потери и бежал. На 3-й день боёв Вена была взята нашими войсками. Затем были бои при освобождении братской чехословацкой земли. Во всех населённых пунктах нас встречали как родных, с цветами. При наведении переправы через реку Дыйс в городе Бжеславе 17 апреля 1945 года я был тяжело ранен и День Победы меня застал в госпитале города Брно. В Чехословакии бои велись до 13 мая по преследованию и разгрому группировки фельдмаршала Шернера, войска которого, огрызаясь, хотели уйти к американцам. Но наши войска разгромили эту группировку и армия была взята в плен. Наша армия, верная союзническому долгу была переброшена в дружественную Монголию для разгрома японской Квантунской армии, которая захватила Манчжурию. Долечивался я уже в дороге. На перебитой ноге уже стал ходить и 9 августа 1945 года наш сапёрный взвод в составе передового отряда с танками двинулся на разгром японских самураев. В короткий срок Квантунская армия была разгромлена и мы вернулись к мирной жизни. На войне не было времени, чтобы что-то запомнить. Надо было воевать, бить врага, выстоять и победить. Эту большую работу делал и рядовой и генерал. И мы выстояли и победили в тяжёлой Великой Отечественной войне. Войну я начал курсантом-рядовым, закончил её инженером 606 стрелкового полка. Награждён одиннадцатью правительственными наградами.
После войны
После войны Воробьев Николай Иванович вернулся к мирному труду, В 1948 году был направлен в Крым для ремонта и строительства автомобильных дорог и работал в Судаке, затем в городе Алушта. Работал дорожным мастером в ДЭУ 595 на участках дорог Алушта -Ангарский перевал и Алушта -16 километр судакского шоссе. На пенсию вышёл со званием "Почётный ветеран труда". В апреле 1984 года его не стало.Память о нём мы храним в своих сердцах.