Геннадий
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
https://dzen.ru/a/Y--bbyB_jwjnL_hi?share_to=link
Мой отец, Волков Геннадий Михайлович, был призван по спецнабору на службу в ряды ВМФ в 1939 году. Ему было 19 лет. Службу проходил на ВМБ в г. Владивостоке.
Уже в ходе Великой Отечественной войны в 1944 году в составе Тихоокеанского флотского экипажа, железнодорожным транспортом был направлен из Владивостока в Мурманск - на Северный флот и в дальнейшем в Шотландию (ВМБ Скапа-Флоу), где принимал участие в приёмке и подготовке к морскому переходу боевых кораблей переданных Англией нашей стране по условиям соглашения о разделе флота вышедшей из войны в 1943г Италии. Пунктом сбора и посадки на транспорты экипажей линкора и подводных лодок был Архангельск, а команды эсминцев должны были отправляться из Мурманска. Движение конвоев из Англии в северные порты СССР позволяло использовать возвращающиеся американские транспорты для переброски личного состава в Англию, где морякам предстояло в короткий срок принять выделенные корабли, освоить технику и оружие, отработать задачи боевой подготовки и совершить на них переход на Родину. Транспорты из Архангельска пришли в Мурманск 27 апреля и в 8-00 утра 28.04.1944 из Кольского залива в составе конвоя из 44 транспортов "Либерти" под охраной 25 боевых кораблей начался переход. 7 мая 1944г. конвой пришёл в Англию, преодолев 1955 морские мили. Несмотря на то, что транспорты с экипажами находились во внутренней второй колонне и усиленно охранялись, один американский транспорт был торпедирован 2-мя торпедами. Он затонул за 8 минут. В воде оказались 143 человека. Нахождение в ледяном океане более 15 минут смертельно опасно. Но корабли конвоя шли мимо людей не останавливаясь, опасаясь повторной атаки. Спасение тонущих началось только через 40 минут, последних подняли через 2 часа 30 минут, что увеличило число жертв. Погибли 42 человека, из них 23 человека из состава экипажа советского эсминца "Достойный"- в трюме из-за обрушения лестницы. Немецкая подлодка не была обнаружена.
В Великобритании, более 3 месяцев, шла подготовка к переходу в Союз кораблей: линкора (англ)- советское название "Архангельск", 9 эсминцев-США (один на запчасти, т.к. корабли были 1917-1919 гг постройки), 4 подлодки (англ.) для временной службы в составе Северного флота. Экипажи эсминцев, получившие названия "Жёсткий" и "Живучий", были сформированы из моряков-тихоокеанцев. Квартировался экипаж, в который был зачислен папа, на английском эсминце "Челси" (впоследствии эсминец "Дерзкий" Советского военно-морского флота), быстро осваивали вооружение и ремонтировали судовые механизмы принимаемых эсминцев. В июле 1944 года эсминец "Жёсткий" был официально передан советской стороне и на нём поднят Советский военно-морской флаг. Все корабли отряда были готовы к походу к родным берегам. Подводные лодки уходили по одиночке с недельным интервалом. Первая лодка В1 (самого современного типа на то время в английском флоте), под командованием Героя Советского Союза и самого молодого (26 лет!) командира на всём Советском ВМФ Фисановича И.И, 27 июля трагически погибла. Её уничтожил британский же самолёт, сбросив бомбы под предлогом нахождения неопознанной лодки в закрытом для плавания районе, хотя маршрут следования лодки был заранее согласован с англичанами. Адмиралы и премьер-министр Черчилль прекрасно знали о факте гибели нашей лодки, но скрыли её причину от советского союзника, тем более, что приближалась Ялтинская конференция Глав антигитлеровской коалиции. Сегодня место гибели известно и объявлено мемориальной зоной. А на берегу бухты Скапа-Флоу в начале 2000-х установлена памятная плита с именами советских подводников, наряду с памятными плитами британских экипажей. Переход остального отряда состоялся в составе большого конвоя из 34 огромных транспортов типа "Либерти" и где советские боевые корабли выполняли первую боевую задачу по их охране совместно с кораблями союзников. По пути к советским берегам было уничтожено 3 немецкие подводные лодки, в том числе 1 лодка советским эсминцем. "Жёсткий", в числе других кораблей, непосредственно участвовал в атаке на подводную лодку.
14 октября 1944 года отец был награждён медалью Ушакова за этот боевой переход. "Медаль Ушакова" - самая почитаемая награда у моряков.
24.08.1944г. эсминец "Жёсткий" на котором проходил службу отец, в составе эскадры маршрутом арктических конвоев прибыл на базу в Ваенгу (ныне Североморск) и вошёл в состав Северного флота. Основной базой Северного флота в годы войны был Полярный, где постоянно в дальнейшем базировались эсминцы и подводные лодки. Эсминцы выполняли задачи по охране морских коммуникаций, сопровождению конвоев и поиску подводных лодок противника. 30 декабря 1944 года, когда "Жёсткий" и "Живучий" после выполнения боевых задач прибыли на отдых в Полярный, где началась подготовка к новогоднему празднику, неожиданно прозвучал сигнал боевой тревоги. Транспорт "Тбилиси", шедший из Ваенги в Печенгу, в открытом море проходя у полуострова Рыбачий, был торпедирован немецкой подводной лодкой. Погиб капитан и 57 военнослужащих-пассажиров и членов экипажа. Судно было модульной конструкции и разломилось, носовая часть оторвалась при взрыве и затонула. Кормовая часть была охвачена пожаром. Но на транспорте оставалось много ценного груза и уцелела главная двигательная установка. В 4 часа 31 декабря из Полярного по тревоге к месту аварии вышли эсминцы “Жесткий” (под брейд-вымпелом начальника штаба эскадры Северного флота капитана 1 ранга А.М. Румянцева) и “Живучий”. В 6 часов корабли обнаружили транспорт и два тральщика с помощью радиолокатора в семи милях к северу от мыса Цып-Наволок. По приказанию начальника штаба эскадры “Жесткий” приступил к подготовке к буксировке транспорта “Тбилиси”. Нужна была команда, которая с риском для жизни, была бы готова перебраться на транспорт закрепить грузы на палубе и принять концы буксировочных тросов. В новогоднюю ночь 1944- 45гг отец в составе группы из 5 моряков-добровольцев принимал активное участие в спасении транспорта "Тбилиси". Для принятия буксира на судно были высажены матросы эсминца “Жесткий” – артиллеристы Игорь Раздеров, Михаил Фетисов и Николай Матукин, торпедист Геннадий Волков и марсовый Владимир Опарин. Им пришлось в темноте полярной ночи, при свете прожекторов, перепрыгивать с борта боевого корабля, в момент нахождения его на гребне штормовой волны, на скользкую палубу другого, более высокого огромного неуправляемого судна. “Живучему” было приказано принять с тральщика Т-115 78 пассажиров и членов команды транспорта “Тбилиси” и обеспечивать противолодочную оборону в районе спасательных работ. Эсминец “Жесткий” несколько раз заводил буксирный трос и пытался буксировать аварийное судно кормой, но всякий раз трос лопался при самом малом ходе. Натянутые тросы 10 раз рвались. Транспорт с креном 40-45 градусов на левый борт продолжал дрейфовать на юго-восток.
Подошли ещё боевые корабли и морские буксиры, и тогда удалось взять пароход на буксир. Всё проходило в условиях сильного 8-бального шторма и завершилось успехом через более 40 часов напряжённых усилий. За это время судно продрейфовало более 80 морских миль. Мокрые с головы до ног, на ледяном ветру, моряки выполнили поставленную задачу. Все остались живы. Руководил спасательной операцией начальник штаба эскадры А.М. Румянцев. Он лично инструктировал добровольцев и принимал все решения в ходе спасения "Тбилиси". Транспорт с военным грузом был спасён, приведён в Териберку и служил ещё до 1976 года после восстановления в 1959. За свой подвиг добровольцы награждены орденами (двое - Раздеров и Опарин - орденами Боевого Красного Знамени, а более молодые - отец, Фетисов и Матукин - орденами Отечественной войны 1 степени). Кроме ордена у отца были медали "Ушакова", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией", весь ряд юбилейных.
Во многих боевых выходах, например, 16.01.1945, эсминцы "Жёсткий" и "Живучий" взаимодействовали с эсминцем "Грозный" (сов. постройки 1938г), где проходил службу известный впоследствии советский писатель Валентин Пикуль (роман "Реквием каравану PQ17" и многие другие). К сожалению, этот день был омрачён гибелью эсминца "Деятельный" от торпеды германской подводной лодки из "Волчьей стаи". Погиб почти весь экипаж эсминца. Из северных вод удалось спасти только 7 моряков. Эсминцы "Жёсткий" и "Живучий" принимали участие в поиске немецкой лодки и спасении экипажа. Безрезультатно.
Службу закончил в 1947г., в звании старшины 2 статьи. В 1985 г отцу был вручён орден Отечественной войны 2 степени. В разделе "Доп. фото-видео" размещены флотские фотографии военных лет службы папы, а также показаны подводные лодки из состава полученного в Великобритании отряда кораблей в момент передачи их советским экипажам. Фото лодок сделаны 30 мая 1944г. В этот день флаг нашей страны был поднят и на линкоре "Архангельск". На двух фото под общим названием "Боевая учёба" отец запечатлён у торпедного аппарата эсминца.
Также в прикреплённых файлах можно узнать историю эсминца "Жёсткий", увидеть фотографию эсминца и прочитать отрывок из мемуаров "В суровом Баренцевом" ветерана офицера Г.Г. Полякова (1922-2000) - тогда командира зенитной батареи эсминца "Живучий" - о спасении транспорта "Тбилиси" (31.12.1944- 02.01.1945).
Пришло новое время и уже его правнучка Лиза написала школьное сочинение посвящённое своему прадеду. В 2017 году её работа, по итогам областного конкурса, была опубликована в федеральном альманахе "Неизвестные герои Великой Отечественной" изданном в Туле. Память не умрёт! Пафос уместен!
Продолжение истории ниже, листайте.
Боевой путь
1939-44гг Тихоокеанский Флот (ВМБ Владивосток). Эсминец "Решительный"
1944г (май -сентябрь). Военно -морская база (ВМБ) Скапа Флоу (Шотландия). Эсминец "Жёсткий".
1944-1947 гг- Северный Флот: ВМБ Ваенга (Североморск) , ВМБ Полярный, Архангельск. Эсминец "Жёсткий".
Городам Полярному (05.05.2008) , Архангельску (05.12.2009) , Владивостоку (04.11.2010) присвоено звание "Город воинской славы".
Воспоминания
сын
Папа родился 15.02.1920 недалеко от Москвы (Ленинский район, д.Мамоново) в крестьянской семье. Окончив 7 классов и ФЗУ, получил специальность слесаря. В 1939г был призван Сталинским РВК г. Москвы (ныне Измайловский) в военно-морской флот. Пройдя войну, отец встретил день Победы на базе в Полярном. "На пирсах и причалах пели и танцевали все свободные от вахты, начиная от матросов и кончая командирами кораблей, дивизионов и флагманскими специалистами. В полдень береговые батареи и корабли произвели салют. А 10 мая наш корабль заступил на боевое дежурство. В море еще рыскали не сдавшиеся фашистские подлодки." Позднее, в Архангельске, отец познакомился со своей будущей женой- моей мамой Надеждой Прокопьевной (Зобниной). Она вспоминает: "В день Победы в Архангельске погода менялась, то светило солнце, то временами шёл снег мокрыми хлопьями. Но было огромное всеобщее ликование в городе. Люди радовались концу войны, обнимались." Сама мама почти всю войну жила в Архангельске, только с июля по октябрь 1941 года с мобилизованной на трудовой фронт архангелогородской молодёжью работала на строительстве стратегического объекта в Мурманске. Лето 1941 года жаркое. Рассказывает, что никто всерьёз не воспринимал войну, считали поездку приключением, даже тёплой одежды не взяли в дорогу. Зачем? Через две недели домой! Потом жалела... К отходу транспорта тётя принесла корзину с пирожками-шанюшками. Комсомольцев посадили на грузовой пароход "Будённый" и, через изнурительную штормовую болтанку, доставили в Кандалакшу. В первый же день на Мурманском вокзале эшелон прибывший из Кандалакши с бойцами трудового фронта бомбили немецкие самолёты. В тот день увидела первых погибших от немецких бомб. Переправившись через Кольский залив на Абрам Мыс (западную часть Мурманска), получив телогрейки и ботинки на деревянной подошве, приступили к работам - долбили ломами сентябрьскую подмёрзлую землю, пробивая в лесу просеку для дороги (сейчас это выход к федеральной трассе "Кола" под названием Лесная улица). Бомбёжки во время работ стали почти ежедневными. В октябре, когда совсем стало холодно, самых младших отправили домой. Вернувшись в Архангельск, который жил как прифронтовой город, училась на курсах медсестёр, работала вечерами - читая стихи, сочиняя письма родным раненных в многочисленных госпиталях, стирала бинты, в артели "Красный швейник" шила гимнастёрки, телогрейки, бриджи, пальто и другое обмундирование, чинила порванную, обожжённую и простреленную армейскую форму с фронта, поступавшую на большой городской ангар-склад с пропускным режимом, проходила начальную военную подготовку в пригородах, где рыли учебные окопы, учились владеть оружием и стрелять. Постоянно порт и преимущественно деревянный город засыпали зажигалками немецкие бомбардировщики. Бомбы падали на жилые кварталы и даже небольшой флигель во дворе был разбомблен. Бомбили часто и люди так привыкли к налётам, что устали убегать из домов в бомбоубежище. Вот и мама однажды не стала спускаться в убежище. Начался налёт. Умнейшая дворняжка Жулька от грохота зениток и воя "Юнкерсов" забилась под одеяло. В комнате, в которой мама спала в тот момент, взрывной волной разбило окно и её койку, выбив дверь, вынесло в общий коридор. Удивляется до сих пор, что не погибла в тот день.
До первого октябрьского льда, два года подряд (1942-43гг), молодёжь по разнарядке от городских организаций и учреждений Архангельска, вылавливала из Северной Двины брёвна, которые сплавляли по реке лесорубы из района заготовок для обеспечения города дровами. Это производилось по особой технологии с использованием лебёдки, крюков, тяжеленных багров и спортивных навыков. Было маме тогда всего 16-17 лет. Все были хорошо физически подготовлены и, к примеру, одна из маминых подруг Cофья Кондакова, после войны стала чемпионкой мира по конькобежному спорту (на второй день соревнований после открытия катка Медео в Алма-Ате в 1951 году) и в числе первых открыла эру золотых медалей в советском конькобежном спорте.
Мама видела и Ивана Дмитриевича Папанина - знаменитого полярника и исследователя Арктики (в 1939 -1946гг начальник Главсевморпути и Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море). Нынешняя эпоха даёт разные оценки этому человеку - коменданту крымской ЧК в 1920-21гг и начальнику уникальной станции "Северный полюс-1" в 1937-38 гг, который, имея первичное образование всего 4 класса, в 1938 году стал доктором географических наук и руководителем Союзного уровня. Но все эти оценки ещё в далёком, как тогда казалось, будущем. Однажды Папанин побывал в коммунальной квартире на Петроградском, ныне проспекте Ломоносова в доме 76 (дома сегодня нет, даже номера) в кв.1, где обитало 8 семей и где мама жила во время войны у своей тёти Ефрасиньи Фёдоровны. А привёз его в гости мамин двоюродный брат Михаил Шарапов, который имел военкоматовскую бронь и работал персональным водителем Папанина, числясь в Управлении полярной авиации. Наверное, мог бы написать свои интересные воспоминания на сей счёт. Но нет. Недолго вместе пили чай и уехали по неотложным делам в ночь.
Долго ждала с войны и своего папу (моего деда) Прокопия Осиповича, который ушёл на фронт осенью 1941 года. Затопил утром печь, ушёл в сельсовет, оставив дома двух малолетних детей - Нину 8 лет и Витю 4 лет и домой вернулся только в 1946 году. Жена и мать детей Ольга Фёдоровна погибла ещё до войны. Никто тогда не знал, что его, участника и советско-финской войны, судьба забросит на японскую кампанию. Умер от болезни 18 октября 1977 года. О его военном пути мне известно только, что он служил связистом на Карельском фронте. В 1945г весь Карельский фронт, получив новое наименование 1-ый Дальневосточный, был направлен на войну с Японией. Дед награждён медалями "За победу над Германией" и "За победу над Японией". У моего отца был родной младший брат - Анатолий. Из дома на службу ушли в 1939 году. Один на флот, другой в танковое училище. Анатолий не дожил до Победы - погиб в августе 1943 под Харьковом. Но это уже отдельная история. Демобилизовавшись, отец вернулся в Подмосковье и cемья переехала в Подольск. Папа стал работать в Подольском научно-исследовательском технологическом институте (ПНИТИ, позднее НПО "Луч"). Умер в Подольске 11.06.2001г в возрасте 81 года. Я запомнил его простым в общении и в быту, с хорошим чувством юмора человеком, всегда готовым прийти на помощь другим людям. Всю жизнь работал, всегда стремился к поставленной цели. Награждён медалью "Ветеран труда". Был лёгким на подъём. Уже уйдя с завода, стал работать в колхозе "Ленинское знамя" Чеховского района и работал в нём до середины 80-х годов. Переживал, когда видел недостатки в жизни и в устройстве государства, критиковал, иногда излишне горячился, как и многие люди того, комсомольского военного поколения. "Я всегда во всё светлое верил..." , - пел Высоцкий как будто и о нём тоже. Петь папа любил, хотя и не так часто это у него случалось. Во время семейных застолий, в компании друзей папа пел с большим чувством песни далёкого матросского фольклора, прошедшей военной юности, совершенно мне подчас неизвестные и сентиментальные. Это о его поколении снят фильм "Добровольцы". С полным правом они могут сказать: " Мы сурового времени дети!" Это поколение, его ещё называют Поколением Победителей, задало ныне живущим высокую планку! Слава им ЖИВЫМ и ПАВШИМ!
"Настроение бодрое. Идём ко дну! "- говорил отец во время болезни, осознавая скорый уход (цитируя радиограмму с погибавшего в 1934 г. во льдах знаменитого парохода "Челюскин")
Так уходили герои!
https://cdn.moypolk.ru/soldier/volkov-gennadiy-mihaylovich/edit?city=podolsk
Моя почта: GruppaTovarichei@yandex.ru