Александр
Сергеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
Мой отец, Волков Александр Сергеевич, очень не любил рассказывать о войне. Но если выпадала такая минута, когда он хоть что-то говорил, я всегда плакала.
Папа был призван 28.08.41г на эскадренный миноносец "Бодрый", головной корабль проекта 7, лучший корабль в мире к тому времени. И он этим очень гордился. Самое главное, корабль был сделан очень своевременно, перед войной. К прибытию папы на "Бодрый" корабль был уже перевооружен зенитными автоматами 70-К вместо 45 мм полуавтоматов.
Оборона Одессы
Крещение налетом врага долго ждать себя не заставило. Он принял его в самый первый день. Но, к счастью, бомбардировщики не смогли повредить корабль.
Повреждение, (отец рассказывал), корабль получил в Одессе 6-ти дюймовым снарядом, когда доставляли 1040 снарядов для полевой артиллерии гарнизона. Взрыв перебил 171-й, 172-й, и 173-й шпангоуты, оборвал кабели и трубопроводы, уничтожил оборудование лазарета, а осколки проникли в нефтяные цистерны и орудийные погреба. Но воспламенения топлива и бензобаков не произошло. Пробоину в наружной обшивке временно заделали пластырем. Эсминец сохранил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой вышел из гавани. Это было 9 сентября 1941 года.
В течение следующих пяти дней "Бодрый" обстрелял 18 береговых батарей противника и 5 раз был обстрелян противником в ответ, а также неоднократно отражал воздушные атаки. Дымоаппаратура помогла тогда избежать повреждений корабля. После этого "Бодрый" отправился на ремонт в Севастополь. Люди работали в те времена не покладая рук и днем и ночью. За полтора дня корабль был снова готов к боевым действиям.
В течение следующего месяца "Бодрый" занимался непрерывно конвойной службой, совершил одну минную постановку. В октябре он принял участие в эвакуации одесского гарнизона, непрерывно отражая воздушные налеты противника.
Папа рассказывал, как однажды они перед Севастополем попали в 8-ми бальный шторм (волна до 7 метров) и получил небольшие повреждения. Представляю сейчас ощущения отца, человека, увидевшего море впервые несколько месяцев тому назад. Думаю, было им страшно всем.
Авианалеты в Севастополе
Самолеты противника были обнаружены, на дистанции 60 кабельтовых от корабля, когда "Бодрый" шел в Севастополь после обстрела занятых противником боевых позиций в районе Евпатории. Девять Ju -87 и шесть 109- Ме. Эсминец увеличил скорость и открыл огонь по самолетам. Немецкие пилоты действовали грамотно. Они поднимались на большую высоту и пикировали на корабль со стороны солнца. Немцы сбросили 36 бомб и огромное количество снарядов и пуль. Но хорошо, что прямых попаданий не было, хотя некоторые снаряды взорвались на расстоянии 7-10 метров от корпуса корабля. Истребители до конца пути эсминца в течение часа продолжали его обстрел.
Ремонтники обнаружили около 2 тысяч пробоин в надстройках и надводном борту и 19 пробоин в левом борту в районе ватерлинии. Из топливных цистерн вытекала нефть и в воду и во внутрь корабля, давление в котлах упало, поэтому скорость снизилась. Произошло возгорание дымовых шашек и 37- мм снарядов, вышли из строя некоторые приборы. Жертвами авианалета стали 4 убитых и 49 раненых. Ранен был и командир корабля, капитан третьего ранга Митин В.М.
Борьба за живучесть корабля шла в сложных условиях под огнем истребителей и в ее ходе чуть не произошла катастрофа: вентиляторы затянули дым от горевших дымовых шашек во второе котельное отделение, а от сотрясения корпуса крышка люка этого отделения открылась и весь дым повалил наржу. Моряки думали, что там вспыхнул пожар и бросили в люк баллоны с углекислотой, но хорошо, что те не сработали, а то котельное отделение могло бы выйти из строя.
Через два дня эсминец снова вступил в бой у стенки Севморзавода: три бомбардировщика резко спикировали на корабль. Четыре бомбы массой по 250 кг угодили в баржу у левого борта "Бодрого" и утопили ее. В корпусе эсминца образовались около тысячси новых осколочных пробоин, и 14 в подводной части корпуса. Загорелось топливо, растекавшееся по воде. Убито 10 человек, ранено 16. Продолжать ремонт было опасно и ночью корабль при сопровождении "Безупречного" своим ходом поспешил в Поти.
На переходе, через деревянные пробки, которыми были наспех заделаны пробоины, начала просачиваться вода, крен достигал 10 градусов. Один раз даже пришлось останавливать турбины.
В Поти за полтора месяца корабль был отремонтирован и доукомплектован экипажем.
Прорыв в Севастополь. Оборона города
В декабре с десантом (227 человек) эсминец вышел в Туапсе, а оттуда в Новороссийск. Четыре дня спустя "Бодрый" в составе отряда командующего флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского ( Крейсера "Красный Крым", "Красный Кавказ", лидер "Харьков" и эсминец "Незаможник") участвовал в знаменитом прорыве в осажденный Севастополь.
Отряд отразил многочисленные атаки бомбардировщиков люфтваффе и доставил в город 4 тысячи бойцов бригады 79-й морской пехоты. На борту "Бодрого" находилось 340 десантников, 6 противотанковых орудий и 35 тонн боеприпасов. Более суток эсминенц находился в Севастополе отражая воздушные налеты и ведя огонь по сухопутным войскам. А ночью ушел в Поти.
В январе 1942 года "Бодрый" прошел планово-предупредительный ремонт в Поти. Совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций немцев и произвел высадку десанта в районе Судака. Затем был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включен в ПВО города. Немцы приближались и корабль пришлось перебазировать для окончания ремонта в Поти.
Бомбардировка в Поти
Работы уже были закончены, когда произошла трагедия. 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму "Бодрого" почти вместе с сигналом тревоги попали две бомбы. Первая пробила настил палубы по правому борту, и, ударившись в упорный вспомогательный подшипник гребного вала, изменила траекторию, пробив несколько перегородок и цистерн, но не взорвалась. Вторая угодила в кормовое машинное отделение и взорвалась, третья бомба разорвалась между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута. Несколько моряков были выброшены удароной волной за борт. Все помещения позади 133 шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м.
Экипаж включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала морякам удалось прекратить поступление воды внутрь, затем, с помощью подошедшего буксира СП-13, они осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-ти тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искореженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть "Бодрого", фактически, отвалилась.
Два с половиной года шел ремонт корабля и только 31 декабря 1944 года, когда военные действия на Черном море уже завершились, эсминец вступил в строй. За годы войны он прошел 12 120 миль.
Не хотела бы я, не желаю своим детям, внукам и даже врагам попасть в такую мясорубку, как ВОВ. Уверена, что все, кто выжил в этой страшной, войне выжили по воле Бога. Вечная память погибшим в ней. Низкий вам поклон за наше безоблачное небо. Царствие вам Небесное. Мы вас помним и молимся о вас!
Сейчас, если бы папа был жив, я бы ему при каждой встрече кланялась и говорила спасибо. Очень жаль, что в те послевоенные времена так не относились к ветеранам ВОВ, как сейчас. Отец, я горжусь тобой, молюсь о твоей душе. Я тебя не подвела! Твоя дочь, Тамара.
Прошу всех, кто знает моряков или их родственников которые на фото рядом с отцом откликнуться.
Информация из Википедии и открытых источников.