Иван
Гордеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1939г. окончил среднюю школу. В 1940г.- 1-й курс Путиловского педагогического техникума.
С 20 октября 1940г. красноармеец 18 гаубичного артиллерийского полка (г.Калуга).
С 01 марта 1941г. курсант 2-й авиаэскадрильи 2-й Чкаловской военной авиационной школы стрелков бомбардиров. 27 апреля принял военную присягу.
По окончании авиашколы, 19 марта 1943г. присвоено звание младший лейтенант, направлен на должность стрелка бомбардира в распоряжение командующего ВВС Московского военного округа.
С 25 октября 1943г. штурман экипажа 126 гвардейского бомбардировочного авиаполка.
С 13 мая 1944г. штурман самолета резервной эскадрильи 123 гвардейского бомбардировочного авиаполка.
27 октября 1944г. 3 гвардейская бомбардировочная авиадивизия получила задачу- нанести удар по артиллерийско- минометным батареям противника в районе Мелениэки. От полка выделено две девятки Пе-2, ведущий- командир полка гв.подполковник Дымченко Василий Иванович.
В 12-40 самолеты начали взлет. Из-за того что аэродром истребителей прикрытия был накрыт туманом, получен приказ- продолжать выполнять задачу, истребители прикрытия подойдут к цели.
Первая девятка наносила удар с горизонтального полета, вторая- с пикирования. В 13-42 после сброса бомб, первая девятка Дымченко была атакована шестеркой истребителей ФВ-190. Атакам подверглось звено гв.капитана Шабашева Никифора Михайловича (штурман звена гв.лейтенант Островерх Илья Иванович, стрелок-радист гв.мл. сержант Клюзов Николай Федорович).. Во время третьей атаки самолет Шабашева сделал «горку», после чего перевернулся и начал падение. Спустя 10-15 секунд оба ведомые левого звена загорелись, вошли в крутую спираль и врезались в землю в районе Межени. Остальные шесть самолетов приняли плотный строй и огнем пулеметов не допустили приближения истребителей.
Вторая девятка, ведомая командиром эскадрильи гв.ст.лейтенантом Светлаковым Борисом Клементьевичем, воздушный бой не видела. Разойдясь по звеньям, начала бомбометание с пикирования. На выходе из пикирования первое звено было атаковано шестеркой истребителей ФВ-190. Первой атакой был подожжен правый ведомый гв.лейтенант Хуртин Евгений Дмитриевич, штурман экипажа сбил один из истребителей. Следующими атаками было выведено из строя управление у самолета Светлакова, который с резким снижением, преследуемый парой «фоккеров», пошел к линии фронта. Один из истребителей был сбит экипажем. Горящие самолеты Хуртина и Светлакова перетянули линию фронта. Светлаков и начальник связи эскадрильи гв.лейтенант Воронежский Евгений Николаевич выбросились с парашютами на высоте 150-200м. Светлаков попыток раскрыть парашют не совершал, видимо потерял сознание, летчик погиб. Штурман гв.капитан Козыренко Константин Григорьевич самолет не покидал. Оба самолета приземлились в районе Ваиньодэ и сгорели. Экипаж Хутрина и Воронежский, получивший ранение в ногу, вернулись в часть. Левый ведомый гв.лейтенант Меченов Сергей Артемьевич, имитируя падение сбитого самолета, снизился до 50м. и ушел на свою территорию.
Второе звено, ведущий- гв.лейтенант Арсеев Константин Васильевич (штурман гв.лейтенант Кузякин Алексей Павлович и стрелок-радист гв.ст.сержант Льдоков Василий Иванович) после пикирования подверглось атакам истребителей. Один из ведомых экипажей- летчик гв.мл.лейтенант Усачев Александр Иванович, штурман гв.мл.лейтенант Волкодав Иван Гордеевич, стрелок-радист гв.мл.сержант Скворцов Василий Иванович. Никто из трех экипажей звена в часть не вернулся.
Командир третьего звена гв.лейтенант Буров Евгений Иванович (ведомые Князев Борис Леонтьевич, Замалдинов Гиль) на выходе из пикирования, увидев воздушный бой, повторно повел звено в пикирование. На высоте 100-200м., маскируясь облаками, ломаным курсом увел звено на восток. До линии фронта истребители преследовали звено, но ближе, чем на 800м. не приблизились.
29 ноября 1944г. летчик Усачев вернулся в полк. По его докладу, самолет на выходе из пикирования был подожжен. После второй атаки самолет потерял управление, с горящим центральным бензобаком, с резким снижением пошел к земле. На высоте 200м. летчик дал экипажу команду покинуть самолет, выбросившись с парашютом, приземлился в районе Секенс (в 10км. от Прекуле). После приземления обнаружил тело погибшего штурмана Волкодав, у которого не раскрылся полностью парашют. О судьбе стрелка-радиста Скворцова ничего не известно. Предположительно, он покинул самолет после первой атаки истребителей.