Александр
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
... НЕТ, НЕ ЗАБУДЕТ СОЛДАТ!
В 1938 году наша семья переехала из Владимира в Тамбов к новому месту службы отца. Здесь я поступил в восьмой класс. В 1941 году, учась в десятом классе, занимался в аэроклубе.
18 июня 1941 года я получил аттестат об окончании средней школы. Разумеется, каждый выпускник задавал себе вопрос: кем быть? Кто-то хотел идти в вуз, кто-то на производство. Выбор был большой. Я же свой выбор сделал давно - стать летчиком. Закончив школу, можно учиться дальше - через аэроклуб в военном летном училище.
А пока, после выпускного вечера, мы планировали всем классом в выходной день 22 июня отправиться загород и вместе провести этот день.
Но все наши мечты и планы в одночасье оказались разрушенными. Началась Великая Отечественная война.
Моя учеба в аэроклубе продолжалась успешно. В августе начались учебные полеты на загородном аэродроме, но в следующем месяце они были прекращены из-за непогоды. Дождевая вода так пропитала почву, что колеса врезались в землю. Надо было ждать подмерзания почвы, чтобы с колес перейти на лыжи.
В это же время аэроклуб был переведен в разряд летных школ, мы стали числиться курсантами, получили военную форму и переведены на казарменное положение. С наступлением замороз¬ков полеты возобновились. Стали летать с рассвета и дотемна.
Весной 1942 г. успешно сдавших государственные экзамены направили в Челябинскую военную авиашколу механиков. Прошло три месяца учебы. Мы стали ждать направления в школу военных летчиков. Увы, согласно приказа командования, успешно сдавшие экзамены переводились для продолжения дальнейшей учебы в Челябинское танковое училище. Так я стал курсантом- танкистом и навсегда простился со своей мечтой стать летчиком.
Начались дни учебы. В основном мы изучали устройство танка, работу его агрегатов. Но наступил день, когда обучение кончилось. Выпускникам училища было присвоено воинское звание лейтенант - механик-водитель тяжелого танка КВ. Затем маршевая рота, формирование экипажей и отправка на фронт.
Прибыв на станцию Починок, мы были приданы 233-й танковой бригаде, с ней я прошел весь свой фронтовой путь, начиная с Западного фронта.
В одном из боев был убит заместитель командира по технической части, а моя машина была подбита (болванкой разбило направляющее колесо). Танк отправили на сборный пункт аварийных машин, а меня назначили на место погибшего заместителя командира.
Через некоторое время всех офицеров - водителей танков KB вообще сняли с машин и назначили на технические должности. Дело в том, что бригада воевала на иностранных танках, получаемых по ленд-лизу: из Англии - «Валентайн», «Матильда», из США - «МЗ-С». Но эти танки по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворяли потребностей фронта. Ожидалось, что мы получим новые машины американского производства МЧ-А2.
Наша часть, исчерпав свои силы, была выведена из боев и отправлена на переформирование под Москву, в город Наро-Фоминск. Здесь всех офицеров технической службы направили в танковый центр на учебу, которая закончилась в декабре 1943 года. Вскоре получили новую технику - танки МЧ-А2. Еще десять суток на ознакомление с новыми машинами, их особенностями. И снова в Действующую армию.
Повезли на Фастов. По пути - остановка в чистом поле. Приказ: немедленная разгрузка. Но как? Площадки для неё нет. Танк не может развернуться на месте, ему нужен определенный градус разворота. Но начальство требовало: немедленно!
Комбриг собрал весь технический персонал, командиров машин и попросил высказать свои мнения по существу. Старшина- регулировщик первого батальона предложил свой план. Так как у него уже была подобная ситуация, рассказал, что и как надо делать. Комбриг дал добро. Смысл состоял в следующем: надо подобрать места, чтобы от земли до высоты платформы расстояние было не более метра, поставить наблюдателей с обеих сторон платформы и в ее центре, перед местом приземления машины настелить два слоя разбитых железнодорожных шпал для уменьшения угла соприкосновения носа машины с землей.
Подготовились, заняли свои места, открыли борта платформ, механики сели за рычаги. Разгрузка машин прошла благополучно. Экипажи стали проверять работу агрегатов и систем. Всё было в норме.
Об одной важной детали. На танках МЧ-А2 опорные и поддерживающие катки, траки гусениц были обрезинены (меньше износ металлических деталей, меньше шума при движении). Но осень 1943 и весна 1944 годов на Украине были дождливыми, с раскисшими дорогами и полями. Покрытие дорог, грязь и сырая резина способствовали скольжению и боковому юзу машин, а главное - их опрокидыванию. К тому же ширина траков была на треть меньше, чем у Т-34. Поэтому надо отдать должное производителям МЧ-А2: они быстро среагировали на наши замечания - в последующем мы получали машины модернизированными.
Военные действия продолжались. Наша часть форсировала реку Прут, с ходу вступила в бой за город Яссы. Ранее мы понесли значительные потери в технике и людях. Нас вывели на доукомплектование. В боях за Яссы меня ранило. Из госпиталя в часть вернулся в конце июля 1944 года.
Получив пополнение, вступили в бои на направлении Яссы - Бухарест. Приняли участие в освобождении Румынии, Австрии, Чехословакии. В ноябре 1944 г. в Венгрии в местечке Тюшпок- ладань бригаде было вручено гвардейское знамя, а бойцам и командирам - правительственные награды.
В марте 1945 г. в боях за город Веспрем я был вторично ранен, на этот раз тяжело. Из будапештского госпиталя вернулся в часть в начале мая. В чехословацком местечке Рожмиталь мы узнали о капитуляции гитлеровской Германии. Война в Европе кончилась. Вся техника была передана другим частям, а личный состав бригады привезли в монгольский город Чойбалсан, где нас ожидала новая техника.
В связи вступлением СССР в войну с Японией наша часть двинулась вперед. Необходимо было преодолеть степи и Большой Хинган, пустыню Гоби. Из-за размытых дорог и залитых водой полей нам предстояло пройти до 200 километров по шпалам железнодорожного полотна, отбивая атаки японских лётчиков- смертников.
21 августа часть вступила в город Мукден. Нам было приказано остановиться, соседние части пошли дальше по направлению к Порт-Артуру.
Второго сентября 1945 г. мы узнали об окончании операции. Это был второй праздник Победы. За боевые заслуги 233-я танковая бригада 5-го механизированного корпуса стала именоваться: 46-й гвардейский, дважды Краснознаменный, орденов Суворова и Кутузова Днестровско-Венский танковый полк. Весь личный состав был награжден орденами и медалями.
Мой фронтовой путь отмечен двумя орденами Отечественной войны, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».
В сентябре 1945 года полк возвратился в СССР и был расквартирован на 74-м разъезде Оловянинского района Читинской области.
В мае 1947 года я демобилизовался из армии.