Аслан
Фархад Оглы
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Аслан Фархад оглу Везиров родился 13 декабря 1910г. в селе Зумурхач Бардинского района Азербайджана. По национальности азербайджанец.
В 1922г. поступил в Азербайджанскую военно-подготовительную школу РККА в Баку, созданную в первые годы советской власти для привлечения к военной службе детей из семей азербайджанских рабочих и крестьян. По окончании школы, в 1928г., Аслан Везиров продолжил обучение на конно-саперном отделении Ленинградской военно-инженерной школы, где приобрел свою воинскую специальность инженера-сапера. В январе 1930г. Аслан вернулся на Кавказ в город Тбилиси. Здесь, в Закавказской пехотной школе, в мае месяце того же года курсант Везиров получил квалификацию командира саперно-маскировочного взвода и продолжил службу в новом качестве в 5-м кавказском стрелковом полку. В 1931г. Аслан вступил в ряды ВКП(б). Отлично знающий свою специальность военный инженер Везиров успешно продвигался по службе. В июне 1941г. Аслан Везиров в звании капитана занял должность начальника отдела снабжения инженерных войск только что сформированной 18-й Армии Киевского Особого Военного Округа. В этой должности он и встретил начало войны.
25 июня 1941г. 18-я Армия была передана Южному фронту и вступила в оборонительное сражение на южном фланге немецкого вторжения. 2 июля 1941г. немецкой авиацией в результате бомбовых ударов был разрушен Хотинский понтонный мост на реке Днестр. По этому мосту в организованном порядке отступали части Красной Армии. Командование направило капитана Везирова в понтонный батальон для оказания помощи в восстановлении разрушенной переправы. Благодаря его усилиям, несмотря на постоянное воздействие вражеской авиации, понтонный мост был восстановлен в кратчайший срок. Однако, враг, имея подавляющее превосходство в воздухе, продолжал наносить бомбовые удары по переправе. 5 июля немецкая авиация окончательно уничтожила переправу, и, вновь, на ответственный участок был направлен Аслан Везиров. Под его непосредственным руководством была построена пешеходная переправа через Днестр, позволившая нашим пехотинцам перейти реку. В условиях отступления большого количества частей и подразделений, зачастую не имеющих централизованного управления, четкая организация на переправе, предотвращение хаоса и паники имели важнейшее значение. Действуя под непрерывным артиллерийским и пулеметным обстрелом противника, капитан Везиров совместно с начальником переправы создал строгий порядок в районе переправы, чем способствовал успешному переходу частей и технических средств на наш берег.
Через несколько дней, 10 июля 1941г., нашими частями был оставлен город Каменец-Подольский. При отступлении в штабе армии осталось не вывезенными порядка 20 вагонов авиационных бомб, которые не должны были достаться врагу. Капитану Везирову было поручено уничтожить склад с авиабомбами. В условиях, когда в городе уже не осталось советских частей, Аслан Везиров, имея лишь несколько килограммов взрывчатки и зажигательных трубок, успешно справился с заданием. Огромный запас авиабомб был уничтожен под носом у наступающего противника. За мужество и героизм, проявленный при выполнении заданий командования, Постановлением Военного Совета Южного фронта №04/н от 5 ноября 1941г. майор Аслан Фархад оглу Везиров был награжден орденом Красного Знамени.
В октябре 1941г. ему было присвоено очередное воинское звание - "майор". В тяжелые месяцы оборонительных сражений 1941-1942г. майор Везиров, являясь начальником боевой подготовки инженерного отдела 18-й Армии, проделал большую работу по подготовке кадров и инженерному обеспечению боевых действий.
В марте 1942г. Аслан Везиров был назначен заместителем командира 38-го отдельного комсомольского инженерного полка Южного фронта. Под его руководством полк успешно действовал на Южном, а затем и на Северо-Кавказском фронтах. В июне 1942г. Аслану Везирову было присвоено звание подполковника, а в сентябре 1942г. он вступил в должность командира полка. Подразделения полка обеспечивали переправу частей Красной Армии через реку Кубань, создавали оборонительные сооружения и инженерные заграждения на Гайтовском перевале, на подступах к городам Туапсе и Новороссийск.
В мае 1943г. подполковник Везиров получил новое назначение на должность командира 5-й горной минно-инженерной бригады Северо-Кавказского фронта. Бригада под его командованием обеспечивала успешное наступление войск фронта в направлении Орджоникидзе, Невинномысск, Минводы, Ставрополь, Тамань.
В июне 1943г. Аслану Везирову было присвоено очередное воинское звание - "полковник", а в сентябре он получил новое назначение - на должность командира 51-й инженерно-саперной бригады. Бригада под командованием Аслана Везирова, действуя в составе 46-й Армии Юго-Западного (с октября 1943г. - 3-й Украинский) фронта, приняла участие в Донбасской наступательной операции и форсировании Днепра. 1-й и 4-й батальоны бригады отлично проявили себя при форсировании реки в районе села Сошиновка. Под непрерывным артиллерийско-минометным огнем, не имея штатных переправочных средств, саперы батальонов успешно справились с задачей по переправе войск на противоположный берег. 2-й саперный батальон бригады проявил исключительную стойкость и бесстрашие при переправе частей 34-го стрелкового корпуса через Днепр в районе села Сугаковское. В ходе обеспечения переправы под губительным огнем противника было убито три командира роты батальона, погибли 50 бойцов и младших командиров. Несмотря на понесенные потери, саперы выполнили поставленную перед ними задачу по переправе войск. В результате было обеспечено освобождение от врага города Днепропетровск. В это же время перед частями бригады была поставлена задача по постройке комбинированного моста через Днепр в районе Аул (12 км севернее Днепродзержинска). Необходимо было возвести мостовую часть на свайных опорах с левого берега длиною 126 м, восстановить 500 м каменной дамбы с правого берега, сделав ее пригодной для прохождения транспорта, а также построить 70 м наплавной мост. Кроме того необходимо было построить подъездные дороги к строящемуся мосту. Полковник Везиров непосредственно руководил работами. В сложных метеорологических условиях, в начальный период - под огнем артиллерии противника, 51-я инженерно-саперная бригада с честью выполнила поставленную перед ней боевую задачу. Был обеспечен непрерывный, в любое время суток, переход на правый берег Днепра войск, техники и боеприпасов. Результатом самоотверженных действий личного состава бригады стало освобождение от врага 25 октября 1943г. города Днепродзержинск. За успешные действия по инженерному обеспечению наступления войск 46-й Армии бригада получила почетное наименование - "Днепродзержинская". Указом Президиума Верховного Совета от 24 февраля 1944г. командир бригады полковник Аслан Фархад оглу Везиров был награжден орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени, а Указом Президиума Верховного Совета от 16 апреля 1944г. - орденом Кутузова 2-й степени.
7 мая 1944г. Аслан Везиров получил новое назначение - командиром 1-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады РГК*. В ходе Могилевской наступательной операции при форсировании реки Проня в ночь с 22 на 23 июня 1944г. 1-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада под командованием гвардии полковника Везирова обеспечивала боевые действия соединений 81-го стрелкового корпуса. Под огнем противника саперы бригады под личным руководством Аслана Везирова оборудовали брод и построили мост грузоподъемностью 60 т, по которому смогла пройти самоходная артиллерия и танки. Гвардии полковник Везиров был контужен, но не оставил переправу и лично руководил проходом по ней бронетехники. При форсировании реки Днепр батальоны бригады также успешно обеспечили наступление войск 81-го стрелкового корпуса. 28 июня 1944г. Могилев был полностью очищен от врага. За доблесть проявленную гвардейцами-саперами при форсировании рек Проня и Днепр бригада получила почетное наименование - "Могилевская" и была награждена орденом Красного Знамени. Наступление войск 49-й Армии продолжалось.
При форсировании реки Березина гвардии полковник Везиров под огнем противника лично руководил наводкой моста в полосе действий 69-го стрелкового корпуса. В ходе работ он был вторично контужен, но продолжил управлять действиями батальонов. В результате мост был наведен строго в поставленные сроки. 16 июля 1944г. саперы 1-й штурмовой инженерно-саперной бригады вошли в город Гродно. Согласно полученному в бригаде радиоперехвату, командир немецкого гарнизона города обергруппенфюрер СС Курт фон Готтберг получил из Берлина приказ на полное разрушение города. Именно саперы бригады спасли Гродно от уничтожения, разминировав многочисленные, подготовленные врагом к взрыву, здания города. За доблесть, проявленную при освобождении города Гродно, бригада была награждена орденом Кутузова 2-й степени. За умелое руководство действиями бригады и успешное обеспечение боевых действий войск 49-й Армии Приказом №0131 по войскам 2-го Белорусского фронта от 25 июля 1944г. гвардии полковник Везиров Аслан Фархад оглу был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В августе 1944г. гвардейцы бригады Везирова в тяжелейших условиях, под огнем противника, построили 180м переправу через реку Бжазувка и обеспечили успешный штурм и взятие советскими войсками 14 августа 1944г. крепости Осовец. 3 ноября 1944г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за долгую и безупречную службу в рядах Красной Армии Аслан Везиров был награжден третьим орденом Красного Знамени.
С сентября 1944г. 1-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада действовала в составе войск 48-й и 2-й Ударной Армий 2-го Белорусского фронта. В период подготовки 48-й Армии к прорыву сильно укрепленной оборонительной полосы противника на реке Нарев подразделения 1-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады проявили исключительное мужество и отвагу. Под огнем противника проделывая проходы в его инженерных заграждениях, гвардейцы-саперы обезвредили и сняли 22 000 мин. При этом бригада не имела потерь. Во время осуществления прорыва, наступательных боев и выхода частей 48-й Армии к Данцигской бухте гвардии полковник Везиров вместе со своими подразделениями находился в боевых порядках, обеспечивая высокий темп наступления. Части бригады умело действовали при отражении атак врага, пытавшегося прорваться за Вислу. Подвижные отряды заграждения и прикрывающие их огнем группы отразили все контратаки противника. При штурме крепости Грауденц Аслан Везиров лично руководил инженерным обеспечением штурма. Под его руководством блокировочно-штурмовые группы 5-го штурмового инженерно-саперного батальона и 34-го огнеметного батальона успешно справились с поставленными перед ними задачами. За умелое руководство действиями бригады и личное мужество, проявленное при взятии Грауденца, Приказом №0251 по войскам 2-го Белорусского фронта от 13 марта 1945г. гвардии полковник Аслан Фархад оглу Везиров был награжден четвертым орденом Красного Знамени.
Три батальона бригады были награждены орденами Александра Невского, а один батальон - орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени. После взятия Данцига, с 13 апреля 1945г., бригада Везирова была передислоцирована в район южнее города Штеттин и в составе 70-й Армии обеспечивала форсирование реки Одер в районе Грайфенхагена. В подготовительный перед форсированием период бригада находилась в оперативном подчинении командира 47-го стрелкового корпуса и занималась обеспечением корпуса переправочными средствами, а также обучением личного состава технике форсирования водных преград. С началом операции по форсированию Одера, саперы бригады под руководством гвардии полковника Везирова успешно переправили на противоположный берег части 136-й стрелковой дивизии, которая сумела выбить противника с занимаемых позиций и захватить плацдарм. Это позволило наладить переправу остальных соединений корпуса вместе со средствами усиления в составе трех артиллерийских бригад и самоходной артиллерии. В течение трех суток под уничтожающим огнем противника Аслан Везиров, находясь в боевых порядках батальонов бригады, обеспечивал форсирование нашими частями Вест и Ост Одера, а также 3 км заболоченной поймы реки. Ни на минуту не оставив район переправы, он послужил бойцам и командирам бригады примером личного мужества и стойкости. Результатом действий 1-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады стал захват плацдарма и успешная переправа всех частей корпуса на вражеский берег. Только в полосе наступления 70-й Армии к 19 апреля саперы бригады создали семь десантных паромных переправ. За умелое руководство действиями бригады при форсировании Одера и проявленный при этом личный героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945г. гвардии полковник Аслан Фархад оглу Везиров был награжден орденом Ленина, и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза гвардии полковник Аслан Везиров был также награжден медалями "За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и "За взятие Кенигсберга".