Велигура Дмитрий Маркович
Велигура
Дмитрий
Маркович
управленец, хозяйственник, производственник
02.1887 - 30.08.1961

История солдата

Велигура Дмитрий Маркович родился в г.Луганске Екатеринославской губ. в феврале 1887 года в семье рабочего-сталевара. В 1898 г. окончил 3 класса сельской начальной школы, начал работать на извозе(возил кирпичи), а с 14-ти лет на заводе Гартмана мальчиком на крышке, оттяжке железа, смазке, элеваторе и наконец, подручным слесаря, затем слесарем. С 1905 года участвовал во всех забастовках на заводе, за что в 1907 г. был уволен без права восстановления на завод. Только после трех лет военной службы в ноябре 1911 г.  смог он вернуться на прежний завод.  В 1917 г. был принят в большевистскую партию. Во время гражданской войны находился в Луганске на подпольной работе, вместе с рабочими Луганских заводов защищал город от банд Шкуро, участвовал в Царицынском походе по эвакуации Луганских заводов, служил в Красной Армии(14 армия 41 дивизия) красноармейцем, членом Ревтрибунала. В январе 1920 года по отзыву ЦК 
ВКП(б), с группой товарищей, во главе с Антоновым-Саратовским, выехал для работы в родной Донбасс. Возглавлял Луганский паровозостроительный з-д, Дебальцевский, Енакиевский, Мариупольский металлургические заводы,  Николаевский судостроительный з-д, Запорожский канатно-проволочный з-д, Союзверфь в Ленинграде. Чтобы успешно руководить такими гигантами металлургии и  тяжелого машиностроения нужны были глубокие и прочные знания производства и навыки руководства людьми. Постоянное самообразование, анализ своих достижений и ошибок, опыта своих коллег, учеба в Харькове на курсах хозяйственников, Высших академических курсах в Москве-все это  было залогом успешного руководства предприятиями и выполнения планов по развитию и укреплению мощи СССР. В январе 1932 года управляющим объединением "Спецсталь" И. Тевосяном был подписан приказ о назначении Велигуры Д.М. директором завода "Электросталь". Ему предстояло возглавить предприятие, которое лихорадило  уже в течение ряда лет. А стране нужен был металл- высококачественная легированная, электросталь. Частая смена административно-хозяйственного руководства отрицательно сказывалась на общей организации дела. Дмитрий Маркович, знакомясь с предприятием, отмечал старания электростальцев выполнить тот большой объем работ, который ложился на их плечи, чувствовал энтузиазм людей. Вместе с тем он подмечал недостатки, которые мешали в работе: отсутствие четкости в руководстве, обезличку, принижение роли командиров производства в цехах, слабость некоторых из них. Новый директор отметил также, что не было четкости в осуществлении технологии производства различных марок стали. Его беспокоили простои оборудования, особенно в прокатке из-за недостаточной организации профилактического ремонта.  Все эти вопросы стали предметом горячего обсуждения на общезаводском партийном собрании. Коммунисты согласились с выводами директора о необходимости укрепления порядка на производстве. Конкретные технические вопросы подробно разбирались на техническом совещании. Благодаря умелому руководству предприятием, энтузиазму рабочих, технических и инженерных кадров завод "Электросталь к 1935 году вышел на передовые позиции в СССР по производству высококачественных сталей. За перевыполнение прозводственной программы 1934 года и значительные успехи по овладению техникой в области черной металлургии Постановлением ЦИК СССР от 23 марта 1935 года Велигура Дмитрий Маркович награжден 
орденом Ленина. В полную меру проявился на заводе организаторский талант директора Дмитрия Марковича Велигуры. При нем осуществлялась реконструкция завода, создавалась Большая "Электросталь", он много сделал, борясь за выполнение ответственного задания партии. Незадолго до войны в августе 1939 года он был назначен директором строительства Ново-Тульского металлургического завода. В июле 1941 года, когда фашисты рвались к Москве завод срочно был эвакуирован на Урал, в г. Златоуст Челябинской области, где Велигура Д. М. был назначен уполномоченным Наркомчермета по строительству. В мае 1942 года возглавил Ново-Тульский металлургический завод. С апреля 1947 года Дмитрий Маркович-директор Внуковского завода огнеупоров.  Везде, куда бы не бросала судьба, на какую бы работу не посылала партия, Дмитрий Маркович Велигура с честью выполнял самые ответственные  поручения Правительства. Страна высоко оценила самоотверженный труд выходца из простой донбасской рабочей семьи. Велигура Д. М. награжден орденом Ленина, орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."

Регион Украина
Населенный пункт: Луганск
Воинская специальность управленец, хозяйственник, производственник
Место рождения Луганск
Дата рождения 02.1887
Дата смерти 30.08.1961

Воспоминания

Воспоминания академика И.П. Бардина

"На большевистском заводе в Енакиево".
Часть 5



За время, когда я был директором завода, у меня было три заместителя: вначале Руденко А.И.-ворошиловский рабочий, с которым мы не совсем сошлись характерами; затем Красненко М.А.-горняк из Горловки, в прошлом руководитель восстания, имевшего место в 1905 году в Горловке. Он знал горное дело, все своеобразие быта горняков и был мне полезен, но не смог продолжать работу из-за болезни. Вместо него был назначен Дмитрий Маркович Велигура, с которым мы работали вместе вплоть до остановки завода в 1923г.

Из книги «Наш Черноморский» (1897-1987гг.)-очерки из истории.

Черноморский судостроительный завод.
г. Николаев (1927-1930гг.)



В 1927 году завод получил крупный заказ на изготовление железнодорожных открытых двухосных вагонов грузоподъемностью 20 т и железнодорожных цистерн клепаной конструкции грузоподъемностью по 50 т для перевозки нефтепродуктов. К их производству были привлечены котельный и корпусный цеха, вагоностроительный цех был реконструирован, к нему пристроили еще два пролета. В 1928г. завод ориентируется на перспективу увеличения выпуска этой продукции. Завод обязан был ежесуточно сдавать двадцать двухосных вагонов и четынадцать цистерн. Директор завода ежедневно докладывал в Харьков и Москву о выполнении суточного плана. Был разработан и внедрен поточно-бригадный метод работы. Все технологические операции по сборке вагонов и цистерн были разделены, за каждой операцией закреплялась бригада. На сборочном участке в котельном цехе на рельсовые пути устанавливались сразу 40 колесных пар для вагонов и 28 колесных пар в цистерностроительном цехе для цистерн. Вагоны в котельном цехе собирались под открытым небом на железнодорожном тупике вдоль западной стороны цеха, цистерны – в вагоностроительном цехе. Каждая бригада, переходя от одного вагона(цистерны) к другому, выполняла закрепленный за ней объем. Готовые и сданные представителю заказчика вагоны и цистерны заводской паровоз выставлял на станционную железнодорожную магистраль. Четкая организация, отлаженная система оплаты труда и комплектации, постоянно контролируемая дисциплина во всем, а также социалистическое соревнование между цехами, участками и бригадами обеспечивали постоянное выполнение суточных заданий. Хорошей организацией производства вагонов и цистерн завод беспорно обязан «железной воле» директора завода Д. М. Велигуре. Бывший сталевар, коммунист с дореволюционным стажем, он проявил незаурядные способности руководителя на посту заместителя, а затем директора.

Награды

орден Ленина

орден Ленина

Постановление ЦИК СССР от 23 марта 1935 года: За перевыполнение производственной программы 1934 года и значительные успехи по овладению техникой в области черной металлургии, наградить Велигуру Дмитрия Марковича, директора завода "Электросталь", орденом Ленина.

орден Красной Звезды

орден Красной Звезды

-31.03.1945г. За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по обеспечению военной промышленности металлом, освоению новых марок сталей и наращению мощностей Велигура Дмитрий Маркович, директор Новотульского металлургического завода, награжден орденом Красной Звезды.

орден Трудового Красного Знамени

орден Трудового Красного Знамени

медаль "За трудовую доблесть"

медаль "За трудовую доблесть"

медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."

медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."

Документы

Больничная касса-1905г.(1)

Больничная касса-1905г.(1)

Больничная касса-1905г.(2)

Больничная касса-1905г.(2)

Зима 1919-1920гг. (1)

Зима 1919-1920гг. (1)

Зима 1919-1920гг. (2)

Зима 1919-1920гг. (2)

Приказ о назначении (14.01.1932г.)

Приказ о назначении (14.01.1932г.)

статья в газете "Металлург" к 100-летию завода "Электросталь"

статья в газете "Металлург" к 100-летию завода "Электросталь"

Фотографии

Велигура Дмитрий Маркович с мамой Ириной Мироновной, женой Ульяной Ивановной и сыном Алешей.  Луганск, 1914г.

Велигура Дмитрий Маркович с мамой Ириной Мироновной, женой Ульяной Ивановной и сыном Алешей. Луганск, 1914г.

Академик Гребенщиков М.В. и Велигура Д.М. (з-д "Электросталь"), 1934г.

Академик Гребенщиков М.В. и Велигура Д.М. (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и Призанцев (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и Призанцев (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М.   Плавка стали (з-д "Электросталь"),1934г.

Велигура Д.М. Плавка стали (з-д "Электросталь"),1934г.

Велигура Д.М. и академик Курнаков Н.С. (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и академик Курнаков Н.С. (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и академик Гребенщиков М.В. (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и академик Гребенщиков М.В. (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. (директор з-да "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. (директор з-да "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и  Алексеев П.Е.,технический директор (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. и Алексеев П.Е.,технический директор (з-д "Электросталь"), 1934г.

Велигура Д.М. (1936г.)

Велигура Д.М. (1936г.)

Велигура Д.М. (1938г.)

Велигура Д.М. (1938г.)

Велигура Д.М. (1954г.)

Велигура Д.М. (1954г.)

Пенсия

Пенсия

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: