Василевич Виталий Васильевич
Василевич
Виталий
Васильевич
Регион Омская область
Населенный пункт: Омск

Воспоминания

Мой отец, Василевич Виталий Васильевич, закончил среднюю школу в 1941 году и у него 21 июня был выпускной вечер. А через три дня, когда объявили мобилизацию, все 18 выпускников его класса явились в военкомат, шестнадцать человек мобилизовали, а моему отцу и еще одному парню, как лучшим ученикам класса, дали временную бронь, отправили на учебу заочно в авиационный техникум и определили на работу в эвакуированный из Москвы авиационный завод.
После окончания войны, на встрече выпускников в школе, отец узнал, что с фронта вернулось всего двое его одноклассников…
С июня 1941 года и на протяжении 53 лет мой отец беспрерывно трудился на Омском авиационном заводе (п/я 166), где прошел трудовой путь от ученика слесаря-инструментальщика до заместителя генерального директора по производству. Слушать рассказы отца про годы его работы на заводе, особенно в военное время было очень интересно и тяжело. Молодые подростки работали в цехах по 14-16 часов, а в авральные периоды и дольше, практически без выходных дней, в постоянном холоде (цеха чуть отапливались, экономили уголь для фронта), постоянном полуголодном состоянии. Отец потом рассказывал нам, что реально досыта они стали наедаться только через два-три года после Победы. Когда заканчивалась тяжелая смена, чтобы не тратить время и силы на переезды домой и обратно, многие оставались ночевать прямо в цехах, в отгороженных в углу маленьких бытовках. Эти времена, когда завод выпускал боевые самолеты-истребители, которые прямо с территории заводского аэродрома взлетали и летели на фронт, отец вспоминает с особой теплотой. Рабочие цехов, и отец в их числе, когда позволяла обстановка, выходили на улицу провожать свои детища, встречались с боевыми летчиками, которые перегоняли эти машины прямо на фронт, слушали их рассказы о боевых действиях, преимуществах и недостатках наших самолетов, получали благодарности от военных летчиков за героический труд тыловиков и их хорошую продукцию, без которой была бы невозможна общая Победа.
Рука об руку с моим отцом на авиазаводе работали наши прославленные авиаконструкторы Андрей Николаевич Туполев и Сергей Павлович Королев. Андрей Николаевич, немолодой уже, маленького роста человек, носился по сборочным цехам с неимоверной скоростью, а за ним трусцой почти бегал его охранник мальчишка-красноармеец в длиннющей шинели и с двухметровой винтовкой Мосина на плече. «Вон полетел наш колобок с хвостиком», говорили про него уважительно и с любовью рабочие цехов.
Еще один из особенно запомнившихся мне эпизодов заводской жизни отца касается уже послевоенного периода нашей жизни. Мало кто знает, что Космический проспект, центральная магистраль Чкаловского поселка в городе Омске, является не чем иным, как бетонной взлетно-посадочной полосой длинной ровно три километра, построенной для первого взлета первого в мире реактивного пассажирского самолета «ТУ-104». Мой отец руководил группой инженеров на финальном этапе сборки этого самолета. Так вот, от ворот сборочного ангара, где был собран самолет до взлетно-посадочной полосы было расстояние 800 метров плохонькой дороги. Самолетостроители, в том числе и мой отец, не доверили авто-буксировщику передвигать столь ценный груз и руками (!) за стойки шасси отбуксировали первенца на взлетно-посадочную полосу, откуда он впервые в 1957 году взлетел в небо!
Впоследствии наша страна справедливо приравняла участников боевых сражений на фронтах и тружеников тыла, ковавших для фронта победу в одну, самую уважаемую категорию людей нашей страны -«Ветераны Великой Отечественной войны» и мой отец, Василевич Виталий Васильевич, с полным правом занимает свое место в Бессмертном Полку нашей Вечной памяти!

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: