Вениамин
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1931г. окончил 6 классов школы г.Сталинград.
В 1936г.- 2-й курс политехнического техника путей сообщений г.Ростов-на-Дону.
С 11 августа 1936г.- курсант Сталинградского военного авиационного училища. 23 февраля 1939г. принял военную присягу. В 1939г. окончил училище, присвоено звание лейтенант. 23 декабря направлен в распоряжение командующего ВВС Харьковского военного округа.
С 29 мая 1940г. младший летчик 132 среднебомбардировочного авиаполка.
С 23 декабря 1940г. командир звена 210 ближне-бомбардировочного авиаполка (командир полка Кожемякин Александр Владимирович).
13 мая 1941г. назначен заместителем командира 3-й авиационной эскадрильи (АЭ). Командир эскадрильи- капитан Герасимов Николай Константинович.
30 июля 1941г. полк приступил к боевой работе на Южном фронте.
03 августа 7 самолетов Су-2 3-й АЭ в 15-27 с высоты 800 м отбомбили по мотомехколонне и танкам на дороге Лысая Гора- Первомайск, сбросив 42 фугасных авиабомбы (ФАБ-50) и обстреляли из передних у турельных пулеметов. Отмечены прямые попадания по колонне. Группа была атакована 5 истребителями Ме-109 (Мессершмитт-109). Летнаб экипажа лейтенанта Васильева- лейтенант Иванов Александр Дмитриевич огнем турельного пулемета сбил один истребитель противника.
04 августа, взлетев в 19-04, 3 самолета 3-й АЭ вылетели с задачей бомбометания по колонне противника в районе Первомайска. В районе Гамильтона атакованы 2 истребителями Ме-109. При первой атаке самолет лейтенанта Васильева и летнаба мл.лейтенанта Медведенко Николая Евлампиевича пошел на снижение. Самолет сгорел. Экипаж вернулся в часть 06 августа в 23-00.
09 августа 5 самолетов Су-2 3-й АЭ, вылетев в 14-35, с высоты 1550м бомбардировали скопление автомашин противника в районе Трикраты. Сброшено авиабомб ФАБ-50 12шт, ФАБ-100 4шт, отмечены прямые попадания. В районе цели обстреляны зенитным пулеметом.
14 августа пять раз водил группу 3 АЭ, поддерживая выход из окружения 55 стрелкового корпуса в районе Явкино, Лопкино, Грейгово.
1-й вылет с 08-04 до 09-10. 4 самолета с высоты 1870м в 08-37 сбросили 12шт ФАБ-50 и 6шт ФАБ-100 на автомашины противника, двигавшиеся по дороге Горожено-Баштанка. Отмечены прямые попадания. Группа вернулась без потерь.
2-й вылет с 10-55 до 11-52. 5 самолетов с высоты 2750м сбросили 10шт ФАБ-50 и 10шт ФАБ-100 на автомашины противника, двигавшиеся от Баштанки на Доброе. Наблюдали прямые попадания и по обочинам дороги. Группа вернулась без потерь.
3-й вылет с 13-43 до 14-30. 5 самолетов с высоты 1700м сбросили 10шт ФАБ-50 и 10шт ФАБ-100 на автоколонну противника, двигавшуюся по дороге Баштанка- Доброе. Отмечены прямые попадания, 2 бомбы разорвались рядом с дорогой. Группа вернулась без потерь.
4-й вылет с 18-15 до 19-05. 4 самолета с высоты 1200м сбросили 8шт ФАБ-50 и 8шт ФАБ-100 на скопление танков и автомашин севернее Доброе. Отмечены прямые попадания, колонна танков горит. Группа вернулась без потерь.
5-й вылет с 19-40 до 20-20. Вылетели 4 самолета Су-2. Первая пара в 20-00 сбросила 4шт ФАБ-50 и 4шт ФАБ-100 по целям в селе Александровка. В 20-02 обстреляны зенитной артиллерией противника. Вторая пара с высоты 1080м сбросила 4шт ФАБ-50 и 4шт ФАБ-100 по целям в селе Явкино. В районе Явкино-Доброе сбросили 4 пачки листовок. Группа вернулась без потерь.
К 16 августа Вениамин Федорович совершил 24 результативных боевых вылета. Представлен у ордену Красного Знамени.
23 августа, вылетев в 16-17, экипаж- летчик лейтенант Васильев, летнаб мл.лейтенант Бодров Иван Иванович на свой аэродром не возвратились.
03 сентября экипаж летчик Васильев и летнаб Иванов выполнили два ночных вылета.
1-й вылет с 20-02 до 21-00. С высоты 600м на скорости 300км/ч с двух заходов отбомбили по цели в районе г.Никополь. Сброшены 4шт ФАБ-50 и 2 шт. зажигательные авиабомбы ЗАП-50. Отмечены прямые попадания фугасных бомб, зажигательные бомбы не загорелись.
2-й вылет с 23-24 до 24-06. В 23-46 бомбили цели в районе г.Никополь. Сброшены 4шт ФАБ-50 и 2 шт. ЗАП-50. Отмечены прямые попадания, возник пожар. Из Никополя обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии.
05 сентября экипаж летчик Васильев и летнаб Иванов выполнили два ночных вылета.
1-й- с 20-10 до 20-58. В 20-35 с высоты 900м бомбили цели в Ново-Павловка, сброшено 6шт ФАБ-50.
2-й- с 21-55 до 22-44. В 22-18 с высоты 1000м бомбили цели в Ново-Павловка, сброшено 2шт ФАБ-50 и 2 шт ФАБ-100.
07 сентября 2 самолета Су-2 3-й АЭ в 09-20 вылетели на разведку переправ через р.Днепр на участке Тарасовка- Мыловое (Херсонская обл.). В 10-20 самолеты произвели посадку на своем аэродроме (экипаж летчик Васильев и летнаб Иванов).
В ночь с 10 на 11 сентября аэродрома совхоз Веселое экипаж- летчик Васильев и летнаб Иванов, взлетев в 23-17, в 23-56 с высоты 1600м отбомбили по войскам противника в с.Любимовка. Сброшено 6шт. ФАБ-50. Посадку произвели в 01-00. Взлетев в 02-22, в 02-45 с высоты 1600м сбросили на войска противника в с.Любимовка по 2шт ФАБ-100 и ФАБ-50. Посадку произвели в 03-12.
30 сентября присвоено звание старший лейтенант.
13 октября 1941г. С 17-00 до 17-20 самолеты полка вылетели с аэродрома Кутейниково на новое место базирования- аэродром Ровеньки. Полет проходил в условиях низкой облачности и дождя. В 18-35 самолет (экипаж летчик ст.лейтенант Васильев и летнаб ст.лейтенант Иванов) совершил вынужденную посадку в районе совхоза Лозы. С вынужденной посадки вернулся 16 октября в 14-00.
Приказом от 05 ноября 1941г. награжден орденом Красного Знамени.
18 апреля личный состав полка убыл в учебно-тренировочный центр Южного фронта для переучивания на самолет Ил-2.
Полк преобразован в 210 штурмовой авиаполк. С 18 мая в составе 230 штурмовой авиадивизии. С 21 мая полк приступил к боевой работе на Южном фронте на Изюм-Барвенковском направлении с аэродрома Ново-Астрахань.
11 июня 1942г. 6 самолетов Ил-2 под командой командира эскадрильи капитана Васильев в 12-25 штурмовали аэродром противника в г.Артемовск. Капитан Васильев уничтожел 3 и повредил 3 самолета противника. Сбит огнем зенитной артиллерии, упал и загорелся на аэродромое г.Артемовск.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги Сивкова Григория Флегонтовича "Готовность номер один"
На Артемовском аэродроме скопление вражеских самолетов.
В томительном ожидании боевой задачи. Наш новый командир эскадрильи Вениамин Васильев на КП полка. Возвращается комэск с КП озабоченный.
- Задачка не из простых, - говорит он. - Если не достигнем внезапности, перебьют нас как куропаток. От аэродрома до линии фронта полсотни километров. Идем завтра рано утром, пока не проснулись фрицы.
Наутро, чуть забрезжил рассвет, выруливаем на старт. Мокрая, белесая от росы трава. Четко видны темные полосы от колес самолетов. Земля хорошо просматривается до горизонта.
Можно взлетать. В отличие от предыдущих вылетов ведущий не включает радиопередатчика. Это тоже делает он для достижения внезапности атаки.
Солнце еще не выплыло из-за горизонта, а мы уже горкой выскакиваем с юга на вражеский аэродром. Разомкнутым на большие интервалы строем, словно кавалерийская лава с клинками наголо, врываемся в логово врага. Как звенящая сталь сабель, брызжут, кромсая направо и налево, трассы пушечных очередей. С шипящим свистом вырываются из-под крыльев огненные смерчи ракет.
Утром следующего дня мы вторично ударили по вражескому аэродрому Артемовск. Опять на рассвете и опять зашли с юга. Отбомбились и отштурмовались удачно. А в третий раз капитан Васильев говорит:
- Фрицы нас ожидают с юга, а мы зайдем с севера. Остальное: все как и в прежние два вылета.
Решение комэска правильное. Тактика боя не терпит шаблона. Только мы не учли одного: высокие заводские трубы в северной части города. Пришлось подняться выше труб. Нас, конечно, сразу обнаружили вражеские зенитчики.
Мы еще не вышли на цель, как уже появились трассы "эрликонов". Огонь был сосредоточен по самолету ведущего.
Комэск быстрым маневром уходит из-под огня зенитки. Он у самой цели. И вдруг попадает в перекрестие нескольких огненных трасс. Его самолет загорается от прямого попадания снарядов. Пламя сбить невозможно: мала высота. Выпрыгнуть с парашютом тоже нельзя, да еще на чужой территории- это плен. И капитан Васильев направляет объятый пламенем штурмовик в гущу самолетов противника.
Я вижу слева внизу столб огня. Горящие обломки самолетов огненными клочьями катятся вдоль стоянки. Я был так поражен геройской гибелью своего командира, что упустил момент сбрасывания бомб. Ошеломленные товарищи тоже замешкались на мгновение. Они тоже видели, как, не колеблясь, отдал свою жизнь за Родину ее отважный сын Вениамин Федорович Васильев, повторивший подвиг Гастелло.
Очнувшись от мгновенного оцепенения и поняв смысл происшедшего, ребята пришли в страшную ярость. Всю мощь своих пушек они обрушили на зенитную батарею, не обращая внимания на смертоносные трассы "эрликонов". Огонь вражеских зениток заметно ослабел. Со второго захода мы сбросили бомбы и со снижением до нескольких метров ушли домой, унося с собой очередную горькую весть о гибели своего командира эскадрильи.
Было это 11 июня 1942 года.