Васильев Михаил Васильевич
Васильев
Михаил
Васильевич
Рядовой / Восстановитель, поезд связьрем №21 ГУВВР НКПС
24.11.1909 - 14.01.1981

История солдата

   Осенью 1941 года, Михаил ушел на войну, дома остались ждать - беременная жена Вера, сын Емельян и две дочки - Валя с Марусей. Михаил был прекрасным столяром, поэтому попал в Восстановительные войска. Прошел всю войну в составе восстановительного поезда связи № 21 ГУВВР (Главное управление военно-восстановительных работ) при НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Дошёл до Австрии, затем был отправлен на Дальний Восток, домой вернулся в 1946 году. В конце 1941 года, в период зимнего наступления Красной Армии, после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, надо было восстанавливать разрушенные железнодорожные линии. На всем пути до границ линии фронта были видны страшные картины фашистского нашествия. Они были особенно велики в той части транспортной сети, которая в течение трех лет находилась в местах боевых действий или в прифронтовой полосе. Военным восстановителям  приходилось работать в условиях непрерывной бомбёжки и обстрелов, в холод и зной, дождь и снег, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации и родную землю от врагов. Это касалось Западной, Калининской, Московско-Киевской, Московско-Курской, Московско-Донбасской и ряда других железных дорог, где подверглись разрушению более 3 тыс.км железнодорожной колеи, около 25 тыс.проводо-километров линий связи, были взорваны сотни станций, мостов, водонапорных башен и гидроколонок. На Юго-Восточной железной дороге гитлеровцами были выведены из строя 657 км главных путей, 214 мостов и 10 паровозных депо. На участках Лиски – Россошь – Миллерово в составе УВВР-5 Юго-Западного фронта вместе с личным составом 15-го мостового батальона УВВР-3 Воронежского фронта активно действовали рабочие ГВОТ-32, горемов-15 и 39, водрема-35, связьрема-21, мостопоездов №11, №30, №35, восстанавливавшие железнодорожные пути и возводившие временный мост через реку Чёрная Калитва. Восстановители-железнодорожники засыпали воронки, разбирали завалы, укладывали пути и стрелки, восстанавливали и подвешивали телефонно-телеграфные провода, восстанавливали мосты и дома, трудились в нечеловеческих условиях для фронта и для Победы! Доблестный и самоотверженный труд железнодорожников и военных строителей позволил в кратчайшие сроки начать эксплуатацию восстановленных участков, что, в свою очередь, сделало возможным обеспечить воинские перевозки в районе Курска, Белгорода и Харькова. Стремительное наступление нашей Армии требовало непрерывного пополнения ресурсов, причем основной объем ложился на железнодорожный транспорт. По просьбе союзников, терпевших поражение в ходе немецкого наступления в Арденах, наступательные действия были начаты на 8 суток раньше намеченного срока. В результате ряда стратегических операций от врага были освобождены Польша, Венгрия, часть Чехословакии и Австрии. Нужно было как можно быстрее возрождать стальные пути, наращивать их пропускную способность. На территории Германии, Польши, Венгрии, Чехословакии и Австрии воины-железнодорожники восстановили 23 733 км железных дорог! В период подготовки Висло-Одерской операции восстановители 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов довели железные дороги до переднего края, и до конца января восстанавливали путь на колею 1435 мм. Одновременно на стыках с союзной колеёй строили перегрузочные базы. Когда поступило указание ГКО о немедленной перешивке главных направлений этих фронтов на 1524 мм, восстановители уже далеко продвинулись на Запад. Вот как об этом рассказывал генерал Н.А. Антипенко: «...пришлось возвращать железнодорожные войска и потребовать от них новых, прямо-таки нечеловеческих усилий. Прежде всего, требовалось разъяснить людям причины подобной ситуации, чтобы они не формально, а с душой брались за дело... Не объяснив, почему это необходимо, вряд ли можно было рассчитывать на успех». Таким образом, восстановление железных дорог в годы Великой Отечественной войны вслед за наступающими войсками заключалось в выполнении комплекса мероприятий: работ по восстановлению разрушенных и замене (строительству) новых, для возобновления движения поездов и обеспечения пропускной способности железнодорожных направлений. Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований НКПС было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, стационных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений. Эти цифры говорят о гигантском труде, о невиданном героизме восстановителей железных дорог! Дорогой, дедушка, мы, твои внуки и правнуки, хотим сказать тебе СПАСИБО за заслуги перед страной, за то, что ты дал нам возможность жить в свободной стране, где нет войны, где люди живут в мире и согласии, где не рвутся бомбы, где каждый день мы встречаем с новой надеждой и мечтой о счастливой жизни. А мечта одна: пусть будет мир на Земле! Мы очень гордимся тобой, твоим Подвигом перед Родиной и несгибаемой силой духа!

Регион Республика Чувашия
Воинское звание Рядовой
Населенный пункт: Канаш
Воинская специальность Восстановитель, поезд связьрем №21 ГУВВР НКПС
Место рождения деревня Новые Мамеи Чувашия
Годы службы 1941 1946
Дата рождения 24.11.1909
Дата смерти 14.01.1981

Боевой путь

Место призыва Шихазанский РВК
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Поезд связьрем №21 ГУВВР при НКПС
Завершение боевого пути Австрия

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: