Михаил
Степанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С февраля 1943г. стрелок-радист 130 бомбардировочного авиаполка 204 бомбардировочной авиадивизии (командир полка- майор Гаврилов Семен Никитович).
23 февраля 1943г. экипаж: мл.лейтенант Матвеев Василий Захарович, стрелок-бомбардир сержант Вочинчич Василий Васильевич, стрелок-радист сержант Васильев Михаил Степанович в составе девяти самолетов Пе-2, ведущий- капитан Лоханов Алексей Александрович, совершили два вылета на бомбардировку резервов противника в г.Жиздра.
19 марта 1943г. 9 экипажей, ведущий Лоханов, бомбардировали скопление войск противника в районе Нов.Стребки.
17 апреля 1943г. в составе девятки, ведущий Лоханов, бомбардировали аэродром Сеща.
02 мая 1943г. экипаж в составе 6 самолетов бомбардировал железнодорожный мост на р.Днепр у станции Приднепровская. Бомбы легли с недолетом и перелетом.
06 мая 1943г. 9 самолетов полка, ведущий майор Гаврилов, в 05-45 бомбардировали аэродром противника Сеща. Второй вылет на бомбардировку аэродрома Сеща в составе девятки совершили с 18-30 по 20-18. При посадке мл.лейтенант Матвеев высоко выровнял самолет, отдал штурвал и ударился колесом. От удара помяты винты, сорваеа покрышка левого колеса.
13 мая 1943г. первым вылетом в составе девятки, вторым- в составе шести Пе-2 бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.
08 июня 1943 экипаж 2-й авиаэскадрильи мл.лейтенант Матвеев, мл.лейтенант Вачинчич, сержант Васильев в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.
10 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали аэродром противника Сеща. Над целью девятка была атакована звеном истребителей ФВ-190 и парой Ме-109. Истребители произвели три атаки. Из-за отказа мотора экипаж Матвеева совершил вынужденную посадку на аэродроме Умиленка.
11 июня 1943г. экипаж возвратился на свой аэродром.
12 июля 1943г. в составе 13 самолетов бомбардировали артиллерию противникав раойне д.Речица.
17 июля 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Белые Берега.
07 августа 1943г. в составе девятки, взлетев с аэродрома Прудново, бомбардировали окраину д.Успех.
08 августа 1943г. двумя вылетами в составе девятки бомбардировали скопление войск в районе д.Гнездилово.
09 августа 1943г. двумя вылетами в составе девятки бомбардировали скопление войск в районе д.Гнездилово.
10 августа 1943г. в составе девятки, вылетев на выполнение боевой задачи, возвращены из-за плохих погодных условий.
12 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станции Теренино и Коробец.
13 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня. На выходе от цели атакованы шестью истребителями Ме-109, которые после первой атаки были атакованы нашими истребителями прикрытия. Самолет мл.лейтенанта Матвеева получил осколочную пробоину левого мотора.
19 августа 1943г. первым вылетом экипаж Фалин, Савельев, Евенко в составе девятки бомбардировали войска и артиллерию противника в районе Алферово. Вторым вылетом в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.
28 августа 1943г. экипаж Фалин, Савельев, Мартыненко в составе пятнадцати самолетов бомбардировали узлы сопротивления противника в районе Обухово и Черничник. Вторым вылетом- узел сопротивления в Флясово. Третьим вылетом в составе девятки- живую силу и артиллерию в районе Уварово.
30 августа 1943г. в составе девятки- железнодорожную станцию Клоково.
31 августа 1943г. два боевых вылета в составе девятки, бомбардировали железнодорожный мост у станции Приднепровская и станцию Приднепровская.
03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.
04 сентября 1943г. в составе девятки бомбардировали войска противника в районе Березкино. Экипаж Матвеева совершил вынужденную посадку из-за недостатка горючего на аэродроме Емельяново, дозаправившись, перелетел на свой аэродром Прудново.
05 сентября 1943г. в составе группы из 16 самолетов бомбардировали позиции противника в районе д.Быки. Второй вылет в составе девятки на бомбардировку войск противника в районе д.Плотки. Экипаж Матвеева произвел посадку на аэродроме Емельяново.
14 сентября 1943г. в составе 9 экипажей, ведущий командир полка Гаврилов, бомбардировали аэродром противника в д.Боровское.Обстреляны зенитной артиллерией. У самолета Матвеева от прямого попадания загорелся левый мотор. Экипаж перетянул на свою территорию, где упал в лес у д.Мутище, в 15км. юго-западнее г.Ельня. Мл.лейтенант Матвеев и мл.лейтенант Вочинчич сгорели. Сержант Васильев получил тяжелое ранение и отправлен в госпиталь.
Лечился в госпитале 442, 04 дкабря 1943г. переведен в эвакогоспиталь ЭГ 1165.
После госпиталя вернулся в полк. Летал в экипаже гв.лейтенанта Андрушко Василия Ивановича и штурмана гв.мл.лейтенанта Беркутова Петра Андреевича.
23 и 24 июня 1944г. участвовал в бомбардировке противника в районе Богушевск, 25 июня- Черея и Лучеса, 26 июня Орша, 27 июня- Бевомль, Брод, совершив 6 успешных боевых вылетов.
К июлю 1944г. совершил 38 боевых вылетов, представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 19 июля 1944г. награжден орденом Славы III степени.
18 августа 1944г. группа самолетов полка бомбардировала цели в районе г.Шауляй.
К маю 1945г. выполнил еще 42 успешных боевых вылета.
Приказом от 06 мая 1945г. гвардии ст.сержант Васильев награжден орденом Красного Знамени.
В 1945г. участвовал в бомбардировках опорных пунктов противника в Восточной Пруссии, г.Кенигсберг, г.Пиллау.
08 мая 1945г. группа из 17 самолетов полка бомбардировала узел сопротивления Курляндской группы войск Скрунда.
Михаил Степанович награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.».
Боевой путь
Воспоминания
Статья капитан П. Павленко. Газета "Сталинский сокол" от 23 апреля 1943г.
18 апреля Совинформбюро сообщило о налёте лётчиков Западного фронта на немецкий аэродром. Передаём некоторые подробности этого налёта. На крупном аэродроме, расположенной в ближнем тылу немецко-фашистских войск, враг сосредоточил большое количество бомбардировщиков и истребителей. Гитлеровцы рассчитывали наносить отсюда удары по вашим важнейшим коммуникациям и авиационным базам. Аэродром был сильно защищён зенитными средствами, с утра и до вечера его прикрывали истребители. Узнав о сосредоточении вражеской авиации, наше командование решило нанести по этому аэродрому массированный удар бомбардировщиков и штурмовиков во взаимодействии с истребителями. Заранее был детально продуман и разработан весь план этого сложного воздушного налёта, где требовалось чёткое взаимодействие всех родов авиации. На (17 апреля) рассвете девятка бомбардировщиков поднялась в воздух. Вёл группу трижды орденоносец капитан Лоханов – опытный и умелый командир. Это был его 170-й вылет. Вместе с Лохановым летели молодые лётчики, совершившие по 2–3 вылета, – Фалин, Матвеев, Хиль и другие. Одновременно с соседних аэродромов поднялись в воздух другие группы наших бомбардировщиков и штурмовиков. На подступах к цели немцы встретили наши самолёты ураганным огнём зенитных батарей и крупнокалиберных пулемётов. Капитан Лоханов первым прорвался сквозь огненную завету. За ним устремились и другие экипажи. Внизу были отчетливо видны ряды вражеских самолётов. Оторвались бомбы, и сразу же на земле один за другим вспыхнули пожары, раздались оглушительные взрывы. Советские лётчики зафиксировали прямые попадания на взлётной полосе, на стоянках самолётов и в районе складских сооружений. Массированный налёт бомбардировщиков закончился сокрушительной штурмовкой, которую осуществило несколько подразделений «ИЛ’ов». По предварительным данным, в результате налёта наши лётчики уничтожили больше 30 немецких бомбардировщиков и истребителей, взорвали склад горючего, подавили огонь двух зенитно-артиллерийских батарей и 5 зенитно-пулемётных точек. Наши самолёты потерь не имели.
Семья солдата
Из книги стрелка-радиста Пудич Михаила Петровича «Воздушные рабочие войны».
А 18 августа (1944г.) 122-й авиаполк получил приказ нанести бомбовый удар по фашистским танкам, сосредоточенным в районе Шяуляя. Штурманы и пилоты собрались у флагманской машины, где командир полка подполковник Гаврилов и штурман майор Медведев провели предварительную подготовку к боевому вылету. Стрелков-радистов отдельно собрал майор Строилов. Он вместе с начальниками связи эскадрилий проверил готовность к боевому вылету.
Интересно было наблюдать, как Федор Яров, Михаил Алехин, Осман Коджешау, Виктория Текутьева, Ида Политова, Михаил Гладышев, Григорий Русаков, Андрей Юрейчук, Сергей Кирьянов, Александр Петров, расставив руки в стороны, изображали летящие самолеты, двигались по полю в порядке звеньев. Иван Мая, Василий Касьянов, Петр Пройдак заходили на них с разных сторон, имитируя атаку истребителей противника. Юрий Козлов, Михаил Васильев, Михаил Виноградов, Василий Сатин стояли в стороне — это резервные «противники». Они должны были атаковать бомбардировщиков, когда первая группа истребителей уходила на повторный заход. Такая наземная подготовка позволяла радистам правильно распределять свои силы во время воздушного боя, и тем самым исключалась возможность сосредоточения огня по малозначительным целям, когда, скажем, основные силы врага атаковывали «петляковых».