Дмитрий
Сергеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Васильев Дмитрий Сергеевич. Родился на Украине, хутор Кияново Терновского района Днепропетровской области. В июне-июле1941 года он вместе с остальными членами семьи (мать и три сестры) был эвакуирован в Саратовскую область, Краснокутский р-н, с.Константиновку. Ему было 15 лет, при эвакуации почти все документы были утеряны, через год он пошел в Краснокутский военкомат просится на фронт, пытался обмануть сказал, что ему уже 18, но там не поверили конечно и направили его на работу на железную дорогу.
Начал работать кочегором, потом был помощником машиниста и закончил войну машинистом паровоза.
Когда был пом.машиниста это соответствовало званию 3-й должностной категории среднего командного состава, а когда машинистом - 4-й должностной категории среднего командного состава.
Боевой путь
С 1942 по 1945 год: В то время весь ж.д.транспорт относился к Наркомату путей сообщения СССР, с началом войны был создан Транспортный комитет при Госкомитете обороны, который и руководил всем ж.д.транспортом, организовывал дставку военных грузов, военсостава, т.е. живой силы к фронтам и отправку раненых в тыл. Прадедушка и прабабушка служили на направлениях Шепетовка-Тернополь и Франкфурт-Берлин. Снабжали грузами и военной силой Украинский, Белорусский и Центральный фронты, которыми командовал Константин Рокосовский. С 1942 по 1945 г.г. прадед изъездил территории пяти стран - Польшу, Венгрию, Австрию, Чехословакию и Германию, а также территории союзных Украины, Белоруссии, Молдавии. В непосредственных открытых боях не участвовали, в основном поэтому и живы остались. Но их составы бомбили частенько и в это время самое главное было вовремя сманеврировать: как можно больше разогнаться пока самолеты близко не подлетели, а когда самолеты догоняли надо было резко тормозить, чтобы самолеты "проскочили" дальше и не смогли разбомбить состав, особенно надо было беречь паровоз, т.к. вагоны разобьют, Бог с ними, а если накроют паровоз, то дальше не уедешь! Когда состав останавливался, все живые, кто мог двигаться, разбегались от состава как можно дальше.
Воспоминания
Воспоминания дочери ветерана
«Награды: Помню в глубоком детстве мама отдала нам с Сергеем все их военные награды и мы ими играли, как игрушками. Я не знаю, почему она это сделала, мы тогда еще в школу не ходили, наверно лет по 4-5 нам было и мы мало что понимали. Помню точно, что был знак "Отличник железнодорожника", в Интернете я его видела с изображением паровоза, точно помню, что был красочным, крсно-бордового с синем цвета, блестящий, красивый, поэтому запомнился хорошо. Было несколько медалей, помню, что была "За освобождение Праги", мама рассказывала, что дали потому, что они вовремя довезли военную технику и оружие, когда шли жестокие бои за Прагу, а их состав на подъезде к фронту сильно бомбили, но им чудом удалось проскочить и доставить весть груз. Медаль "За освобождение Берлина" давали всем, кто дожил до Германии (это тоже со слов мамы), дали и им по медали.
родители с восторгом вспоминали свою заграничную военную жизнь. Дело в том, что когда они доезжали до конечного пункта где-нибудь в Польше, Венгрии или Чехословакии, у них была пара-тройка дней пока ремонтировали поврежденный от бомбежек состав, заправляли паровоз топливом и водой, пополняли запасы продовольствия, они жили в уже освобожденных европейских городах.
Начал работать кочегаром, потом был помощником машиниста и закончил войну машинистом паровоза. Теперь про звание: работники железнодорожного транспорта в годы войны не считались призванными военными и не имели воинских званий. Все железнодорожные пути считались прифронтовой территорией, т.к. ж.д. работники не участвовали в боях на передовой на военных фронтах. Хотя на этих составах подвозили к фронтам все военные грузы, их часто бомбили и взрывали ж.д.пути вместе с составами, многие машинисты и сопровождающие эти составы гибли. Отец рассказывал, что он хоронил в пути 4-5 своих клллег-друзей. С сентября 1943 года для ж.д. работников были введены персональные звания и форма со знаками отличия на петлицах, но без погон, позже были введены погоны. На старых военных фото я видела отца в ж.д.кителе с ромбами на петлицах. Когда был пом.машиниста это соответствовало званию 3-й должностной категории среднего командного состава, а когда машинистом - 4-й должностной категории среднего командного состава. Мама была проводником, т.е. имела звание 1-й должностной категории младшего командного состава».
После войны
После войны жили прадедушка с прабабушкой в Красном Куте. Там же умерли. Похоронены на кладбище там же, в Красном Куте. Дети, внуки, правнуки гордятся и с теплотой в сердце хранят воспоминание о своих родных - Дмитрие Сергеевиче и Анне Матвеевне.