Иван
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Василенко Иван Васильевич – военный деятель, капитан 1-го ранга военно-морских сил Советского Союза, командир атомной подводной лодки «К-151» 659 проекта.
Родился 01.09.1926г. в селе Ново-Николаевка Рубцовского района Алтайского края.
В 1934 году пошёл в 1й класс. Школа была в деревенском двухкомнатном доме.
С 1941г. по 1942г. – обучался в топографическом техникуме в г. Томск.
Август 1942г. – сентябрь 1944г. – обучение в военно-морской спецшколе №5, село Чон-Курган, Киргизия. В 1944г. принял военную присягу, и для прохождения старшего курса был переведён в военно-морское подготовительное училище во Владивостоке.
Сентябрь 1945г. – ноябрь 1949г. – курсант Тихоокеанского высшего военно-морского училища во Владивостоке с последующим присвоением квалификации «офицер корабельной службы» и военного звания «лейтенант».
30 ноября 1949г. Был назначен командиром рулевой группы в штурманской боевой части подводной лодки типа «Ленинец «Б-17» в бухте «Улисс» (район Владивостока).
В 1950г. был назначен штурманом (командиром БЧ-1-4, на подводной лодке «С-130» типа «Щука», базировавшейся в бухте «Улисс»).
В октябре 1952 года по окончании высших офицерских классоов подводного плавания и противолодочной обороны (ВСОК) во Владивостоке в октябре 1952г. приказом командующего тихоокеанским флотом, адмиралом Пантелеевым был назначен командиром БЧ-1-4 на подводной лодке «Б-13» типа «Ленинец».
В 1953 году став флагманским штурманом 124-й бригады дизельных подводных лодок, дважды принимал участие в 1955 и 1956 годах в переводе в Циндао (КНР) и передаче подводных лодок и надводных кораблей для ВМС Китая, за что председатель КНР Мао Дзедун наградил медалью «Советско-Китайская дружба».
В 1953 году став флагманским штурманом 124-й бригады дизельных подводных лодок, дважды принимал участие в 1955 и 1956 годах в переводе в Циндао (КНР) и передаче подводных лодок и надводных кораблей для ВМС Китая, за что председатель КНР Мао Дзедун наградил медалью «Советско-Китайская дружба».
Служба старшим помощником капитана на ПЛ «С-336» после назначения в 1955г. проходила успешно и в октябре 1957г. продвинулся по службе, став командиром 161-го резервного экипажа для 124-й бригады подлодок 613-го проекта. В этой должности прослужил недолго, т.к. в декабре 1958г. был направлен на учёбу в г. Ленинград на высшие офицерские классы ВМФ по специальности командира подлодки.
По их окончании в 1959 г. был назначен командиром подлодки «С-390» (проекта 613) в б/х Конюшково. На этой подлодке выполнил месячный поход на боевую службу в южной части Японского моря и Цусимском проливе для обеспечения боевой подготовки кораблей противолодочных соединений и т.п.
В декабре 1960г. был назначен командиром крейсерской атомной подводной лодки первого ранга стратегического назначения «К-151» (проекта 659, заводской номер 144). Весь 1961г. обучался в учебном центре ВМФ в учебном центре в г. Обнинск.
В должностях командира ПЛАРК и начальника штаба 45-й дивизии подводных лодок в период холодной войны совершил три дальних автономных похода на боевую службу в Тихом океане, в т.ч. на ПЛАРК «К-116» проекта 675 10-й дивизии АПЛ продолжительностью более 70 суток в качестве старшего с молодым командиром АПЛ, капитаном 2-го ранга Дроновым.
После окончания академических курсов (АКОС) в 1970 году в должности заместителя командира 10-й оперативной эскадры ТОФ (ОПЭСК) (командир эскадры контр-адмирал Ховрин Н.Н.) более двух лет (1971-1972г.) осуществлял управление кораблями эскадры в Индийском океане.
Служба в главном штабе ВМФ проходила с 1972 по 1981г. в ключе штабного работника, совершались частые командировки на ТОФ и за рубеж.
В 1981г. приказом главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшковым был назначен советником ВМС Эфиопии, после чего прошёл соответствующую подготовку для работы за границей по плану 10-го главного управления генштаба ВМФ. В этой должности проработал до 1985г.
За время службы командиром атомной подводной лодки и начальником штаба 45 ДИПЛ был награждён орденами: «Красного знамени» в феврале 1968г. за 3 похода на боевую службу; «За службу родине в вооружённых силах СССР 3-й степени» награждён в 1976г. Также был награждён многими медалями (20 шт.), в том числе за боевые заслуги. За время службы в ВМФ получил более 50 почётных грамот и поздравлений.
Боевой путь
Воспоминания
Начало пути
07 ноября 1944 г. я принял военную присягу и по оконча- нии ВМПУ был зачислен курсантом Тихоокеанского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ). Военно-морскую практику в летнее время проходили на кораблях тихоокеанского флота (ТОФ) и Амурской флотилии. 08 августа 1945 г. советское правительство объявило японскому о том, что с 09 августа Советский Союз будет счи- тать себя в состоянии войны с Японией. С целью сохранения тайны о подготовке флота к войне с Японией курсантов с боевых кораблей не снимали. Корабли, участвуя в боевых действиях, высаживали десант и разведгруппы в корейские порты: Юки, Расин, Сейсин и Гензан, а также на остров Южный Сахалин и острова Курильской гряды с це- лью подготовки плацдармов для высадки основного десанта. Корабли Амурской флотилии оказывали содействие войскам от бассейна Сунгари до Харбина. В течение 25 суток нашими войсками была разгромлена 750-тысячная Квантунская армия. 2 сентября 1945 г. японцы на линкоре «Миссури» (США) в Токийском заливе подписали акт о безоговорочной капитуляции (от советского правительства при- сутствовал генерал-лейтенант Деревянко). Это число является офи- циальной датой окончания Второй мировой войны.
Вторая мировая война закончилась.
В документах министерства обороны ТОВВМУ участвующим в войне с Японией не числилось, как не числились и курсанты на практике в составе экипажей кораблей. На получение подтверждающих документов с флота и из центрального архива потребовалось много времени. И только после получения архивных материалов и директивы Генерального штаба курсанты были отнесены к участникам войны и в 1994 г. получили соответствующие удостоверения. Занятия в военно-морском училище вели опытные офицеры и гражданские педагоги. Кабинеты и лаборатории имели необходимые технические средства, приборы и учебное вооружение: ракетное, артиллерийское, минно-торпедное. Летом морскую практику проходили на надводных кораблях, ракетных, торпедных катерах, подводных лодках и морской авиации. Имели свою бухту Подъяпольского в Амурском заливе, где отрабатывали совместное плавание на учебных катерах, парусное плавание на шлюпках и физическую подготовку по плаванию на время и расстояние.
В 1946 г. совершили поход с целью штурманской практики по маршруту Владивосток – Сангарский пролив – Тихий океан – Токийский залив на вспомогательном судне «Аргунь», работавшем на угле, которое было передано России Японией по репарации. Заодно доставили нашей военной миссии топливо, продукты, почту и прочее. Заход в Токио кораблю с курсантами разрешил генерал Макартур – главнокомандующий войсками США в Тихом океане, – скорее всего, из солидарности, так как его сын учился в военно-морском колледже США.
В 1949 г. нам, курсантам,присвоили звание мичмана и отправили пассажирским пароходом в Порт-Артур (Люй-шунь, КНР) на трёхмесячную предвыпускную стажировку на подводных лодках бригады ТОФ, которая в то время базировалась в Китае, в Порт-Артуре, в бухте Макарова. Высадили нас в порту Дальний (Далянь), а до нужного места добирались на электричке. Разместили нас в здании гостиничного типа. Подводные лодки типа «Щука» были отшвартованы к причальным стенкам бухты по периметру. Стажировка была напряжённой, почти каждый день выходили в море. Практически мы выполняли обязанности командира боевой части, разумеется, под руководством такового.
Я проходил практику на подводной лодке, где штурманом был старший лейтенант Михайловский Аркадий Михайлович. Это был опытный офицер, который приучал меня скрупулёзно вести навигационную прокладку. Выходя в море, мы каждый раз проходили мимо морского памятника погибшим на броненосце «Петропавловск», подорвавшимся на мине.
В конце 1949 г. состоялся торжественный выпуск нашего курса в ТОВВМУ с присвоением квалификации «офицер корабельной службы» и воинского звания лейтенанта с вручением диплома и офицерского кортика. Вместе с погонами и кортиком получил «приданое»: обмундирование, одеяло и комплект простыней. Вскоре, как и хотел, получил назначение служить на подводных лодках. Был назначен командиром рулевой группы в штурманской боевой части подводной лодки типа «Ленинец «Б-17» в бухте Улисс (район Владивостока).
Неожиданная встреча с командующим тихоокеанским флотом СССР контр-адмиралом Кузнецовым Николаем Герасимовичем
Вскоре после выпуска из Тихоокеанского высшего военно-морского училища, как и хотел, получил назначение служить на подводных лодках. Был назначен командиром рулевой группы в штурманской боевой части подводной лодки типа «Ленинец «Б-17» в бухте Улисс (район Владивостока). Подводная лодка была поставлена на якорь в бухте Аякс на восточном бе- регу о. Русский, чуть южнее пролива Босфор Восточный и недалеко от острова Скрыплева. Это было весной 1950 г. Рядом город, а мы на якоре... Вдруг сигнальщики доложили, что по Босфору Восточному движется торпедный катер с командующим флота на борту. Когда у катера мы оказались на траверзе, он повернул к нам. Об этом сроч- но было доложено командиру подводной лодки, после чего приня- ли катер и встретили командующего тихоокеанским флотом СССР контр-адмирала Кузнецова Николая Герасимовича. Он шёл на катере в залив Стрелок и увидел на якоре подводную лодку, которую решил навестить и выяснить, чем занимается экипаж. Он спустился в центральный пост, перешёл во 2-й отсек (кают-компанию). Старпом Михалдык доложил ему, что на ПЛ проводится контрольное занятие с офицерами на знание театра залива Пётр Великий по «немым» калькам, которые к занятию готовил я. Командующий флотом в кают-компании сел рядом со мной, карандашом указывал мне на мысы, острова, проливы и прочее от реки Тюмень-Ула до мыса Поворотный, а я отвечал, и так продолжалось минут 15—20. Стало ясно, что он хорошо знал театр залива. На столе лежал мой зачётный лист на самостоятельный допуск к исполнению обязанностей. По указанным предметам я должен был сдать зачёты флагманским специалистам и получить оценку. Он взял этот лист, крупно написал «отлично» и расписался. Затем попрощался с командиром, пожелал нам достойной службы и убыл в залив Стрелок. Сослуживцы советовали мне оформить этот зачётный лист в рамку и повесить на вид- ном месте. Эта кратковременная встреча с Н. Г. Кузнецовым на ПЛ Б-17 была огромной честью для нас, молодых лейтенантов.