Ванюшев Виктор Георгиевич
Ванюшев
Виктор
Георгиевич
лейтенант

История солдата

                                                                  Память сердца

 

 

        Имя этого человека не значится в списках награжденных за подвиг в сражениях Великой Отечественной войны. Этот человек не был отмечен строкой на одном из тысяч обелисков, возведенных в память о погибших в той страшной войне. В именном списке безвозвратных потерь офицерского состава значится: «…летчик 63 бомбардировочного авиаполка 132 бомбардировочной авиадивизии лейтенант Ванюшев Виктор Георгиевич, 1918 г.р., уроженец Горьковской области, Дивеевского района, с. Елизарьево, исключен из списков офицерского состава как пропавший без вести…». Но память о нем обязывает нас, ныне живущих, рассказать о его безымянном подвиге. Благодаря огромной работе, проделанной Краснодарской краевой общественной поисковой организацией «Набат», семья погибшего летчика спустя долгие годы получила свидетельства последних минут жизни экипажа самолета А-20 Бостон, командиром которого был Ванюшев В.Г., брат моей матери.

            В семье всегда с большим уважением и теплотой относились к памяти Виктора Георгиевича. Бережно хранятся его письма, самое раннее из которых датировано 8 апреля 1939 года. Оно отправлено из г. Энгельса, и в нем Виктор сообщает, что «зачислен курсантом Энгельсского военного авиационного училища».

            Быть летчиком – мечта детства Виктора. Его увлекала романтика полета над землей, управления мощной крылатой машиной, мечта о подвигах, подобным тем, которые совершали Чкалов В.П., Громов М.М., Леваневский С. А. К тому же руководство страны, обозначив одним из приоритетов развития создание сильной авиации, активно поддерживало молодежь, которая стремилась освоить военно-авиационные специальности: организован  ОСОВАИАХИМ, по всей стране созданы аэроклубы, один из которых, Горьковский аэроклуб им. Водопьянова, Виктор Ванюшев успешно заканчивает в 1939 году. А затем Автозаводским райвоенкоматом он направлен в лучшую в стране школу военных летчиков в г. Энгельсе.

           Судя по письмам, учеба Виктору нравится. Он сообщает, что в училище для курсантов созданы все условия: квалифицированные преподаватели, богатая библиотека. «Моя жизнь проходит в напряженной учебе – каждая минута на учете. Но я чувствую себя «в своих санях». Единственное, что он просит, - прислать ему автоматическую ручку: «она в нашем положении очень удобна!» В следующем письме он благодарит родных за то, что выполнили его просьбу. Все письма Виктора проникнуты любовью и заботой о родных (в Горьком его мать и отец, три сестры и младший брат). В одном из писем он сообщает, что обязательно поможет брату с покупкой велосипеда. «Но, Коля, твое желание кататься вместе (когда приеду в отпуск) едва ли осуществится так скоро, потому что до выпуска из училища, наверное, не отпустят, а выпустить нас обещают осенью 1941 года…» В другом письме – открытка с изображением фотоаппарата, который был куплен для младшего брата. Но, к сожалению, младший брат больше никогда не увидит Виктора, и его мечтам покататься вместе на велосипеде, освоить фотоаппарат, услышать рассказы о полетах, примерить на себя командирские очки, «Чкаловские», как пишет Виктор, уже не суждено сбыться.

            А пока – идут напряженные зачеты, а с 19.08.1940 г. «начинается летная практика на боевых самолетах, а они такие громадные…» Но уже в ноябре 1940 года – «все у меня идет хорошо, уже летаю самостоятельно, на самолете Р-5, т. е. на переходной машине, после которой останется освоить еще один самолет и все!» «По летной практике имею отличные показатели – инструктор говорит: «У тебя дело пойдет!» Кроме этого, теоретическая подготовка, а в выходные – «лыжный кросс им. генерала Тимошенко: 9 февраля 1941 года ходили на 10 км, а 16 февраля – на 20 км. Кросс проводили с полной выкладкой, т.е. в шинели, с винтовкой и противогазом – в результате несмотря на мороз, нижнюю рубашку пришлось выжимать. Наша эскадрилья заняла на этом кроссе 1 место по училищу».

             Из письма от 7 мая 1941 года мы узнаем, что Виктор находится в 50 км от Энгельса, в лагерях, где организует размещение вновь прибывших курсантов, готовится через месяц окончить школу, сообщает, что его планируют оставить при школе инструктором. «В скором времени, наверное, явлюсь к вам в отпуск – отпуск нам положен по месяцу каждый год».  Но начавшаяся вскоре война помешала этой долгожданной встрече. Родные и близкие больше никогда не увидят Виктора, и на долгие годы печаль и скорбь поселится в их доме.

                Виктор переведен на Северный Кавказ, в г. Краснодар, и снова напряженные будни: теоретические занятия, учебные полеты по 12 часов в сутки. «…как видите, служить в авиации, - пишет Виктор,- это значит непрерывно учиться, а насчет фронта – нам всем очень хочется туда попасть». Как отлично освоивший бомбардировщик, Виктор Ванюшев включен в группу переподготовки для полетов на американских самолетах. Американский Дуглас А-20 ХЭВОК/ДБ-7 Бостон относился к семейству самолетов, включавших штурмовик, легкий бомбардировщик и ночной истребитель, и использовался ВВС США, Великобритании и других стран.  Во время Великой Отечественной войны 665 самолетов А-20В были переданы Советскому Союзу. «Мы их освоили успешно, - пишет Виктор в очередном письме,- и в ближайшее время я ночью полечу громить немцев на «Америке». Это было его последнее письмо. Август 1943 года. За 4 месяца до гибели…

              Обратившись к истории событий того периода войны, мы узнали, что 63-й бомбардировочный авиационный полк 132-й бомбардировочной авиационной дивизии

(4-я воздушная армия), в котором служил Виктор Ванюшев, осенью 1943 года в ходе Новороссийско-Таманской операции бомбил укрепления так называемой «Голубой линии» противника, а затем отступающие по Таманскому полуострову немецкие войска. В сентябре-октябре 1943 года Северо-Кавказский фронт  освободил Новороссийск, очистил от немецких войск Таманский полуостров и завершил освобождение Северного Кавказа, создав условия для победы в  Крыму. Но наша бомбардировочная авиация продолжала  базироваться на аэродромах Краснодарского края, нанося удары по объектам противника в Крыму. В ночь на 4 января 1944 года экипаж лейтенанта Ванюшева Виктора Георгиевича, выполнив задание, не вернулся на свой аэродром, связь с экипажем была потеряна. Вероятно, над целью самолет был подбит зенитной артиллерией противника, но экипаж до последнего момента боролся за живучесть машины и пытался дотянуть до аэродрома базирования в г. Кореновск.        

              Более полувека в семье не знали, где и при каких обстоятельствах разбился самолет, похоронены или нет останки членов экипажа. Брат Виктора, Ванюшев Николай Георгиевич, вел переписку с Министерством обороны СССР в надежде установить факты участия в сражениях на Северном Кавказе и гибели лейтенанта Ванюшева В.Г. Ответ звучал безнадежно: из списков офицерского состава исключен как пропавший без вести.           Своего сына Николай Георгиевич назвал в честь старшего брата, которого любил и которым гордился. Виктор был для него и для всех нас примером. Чтобы понять, как дорога была для родных память об этом замечательном человеке, нужно знать психологию советского человека. Достойными уважения считались честные, целеустремленные, трудолюбивые, мужественные люди, каким был Виктор. Сам Николай Георгиевич закончил Высшую партийную школу и был директором предприятия по перегону автомобилей. К сожалению, ни он, ни его мать и отец, ни его сестры так и не узнали, что обломки разбившегося «Бостона», останки членов экипажа долгие годы покоились в ущелье на северо-восточном склоне горы Тхаб, среди огромных валунов и многовековых деревьев.

            А над ними травы сохнут,

            А над ними звезды меркнут,

            А над ними кружит беркут,

            И качается подсолнух… (Р.Рождественский)

           Краснодарские альпинисты, оказавшись в тех местах в ноябре 1999 года, рассказывают: « … на дне ущелья мы просто уткнулись в лежащий на камнях двигатель самолета, немного выше по склону – второй, еще выше – крупные обрывки дюраля, бронелисты, стойки шасси, обрывки пулеметных лент с патронами американского производства и … останки членов экипажа». Но отсутствие опыта поисковой работы не позволило быстро установить имена летчиков.  Начался поиск длиной в десять лет.  Пришлось еще раз возвратиться к месту крушения самолета, где среди груды искореженного металла была найдена заводская табличка с указанием типа самолета, даты его выпуска и номер. Поиск  велся и  в Центральном архиве министерства обороны РФ,  и на американских интернет-сайтах, заходил в тупик и радовал открытиями! Существенную помощь в установлении истины оказал поисковикам московский историк, кандидат исторических наук  С.И. Садовников. Благодаря его архивному исследованию, удалось установить, что ночной бомбардировщик А-20 Бостон по журналам учета ЦАМО РФ проходит как не вернувшийся с боевого задания в составе 63 НББАП  в ночь на 4 января 1944 года. В книге учета безвозвратных потерь личного состава 63 БАП за 1942-1947 годы значатся:

«…88. Ванюшев Виктор Георгиевич, лейтенант, летчик, 19.9.1918 г.р., урож. Горьковская обл., Дивеевский р-н, д. Елизарьево; призван по спецнабору г. Горький; в ночь на 4.1.44 г., выполняя задание на с-те А-2-Б по бомбардировке войск и артиллерии противника в пункте Ангара, экипаж не вернулся на свой аэродром…»

       Далее перечислен экипаж: штурман ,сержант Петренко Иван Павлович, уроженец  Казахской ССР, воздушный стрелок-радист , ст. сержант Трубников Дмитрий Яковлевич, уроженец  д. Кожухово Городецкого района Горьковской области, и воздушный стрелок ,сержант Мякушин Григорий Парфирович, уроженец Казахской ССР.

           «Нет, не окончена война, пока солдат не похоронен», - эти строки из марша поискового отряда «Набат» звучат как девиз их благородного  служения памяти погибших воинов.

        Мой рассказ – еще одна страница в истории той страшной войны, которая поражает масштабом неисчислимых потерь. В сражениях гибли тысячи, десятки тысяч…. Это статистика. А гибель родного человека для семьи – трагедия, невосполнимая утрата. Разве для смерти рождаются дети? Сколько надежд и ожиданий связывает с ними каждая семья!

Нельзя допускать, чтобы лучшие люди, честные, талантливые, мужественные, способные служить идеям созидания лучшего мира, погибали, сражаясь с   теми, кто хочет подчинить себе весь мир! Ни одна идея, даже самая величайшая, не стоит того, чтобы ради нее умирали чьи-то дети!

        Можно только догадываться, каким горем отозвалось в сердцах отца и матери сообщение о том, что их сын пропал без вести. Они лишены были возможности поклониться могиле, положить цветы к памятнику сыну, потому что до недавнего времени его последним приютом было ущелье горы Тхаб. Упокоить души павших воинов – святой долг живущих. Очень трудно подобрать слова, чтобы выразить свое уважение и благодарность людям, завершившим поиск. Погибшие 4 января 1944 года при выполнении боевого задания  члены экипажа самолета А-20 Бостон  Ванюшев Виктор Георгиевич, лейтенант,  летчик, сержант Петренко Иван Павлович,  сержант Трубников Дмитрий Яковлевич, сержант Мякушин Григорий Парфирович торжественно захоронены со всеми воинскими и православными почестями в г. Геленджике в 2010 году. А наша память, память сердца – это наш долг героям, шедшим на смерть ради будущего страны.

          Пусть все имена павших и пропавших без вести станут известны. Пусть новые обелиски в честь них будут возведены по городам России. Ведь тот, кто умер, но не забыт, - бессмертен!

Е.В. Богданова

Регион Нижегородская область
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Нижний Новгород

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: