
Виктор
Семенович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На 1-й курс Гидрографического института Главсевморпути 19-летний Виктор поступил в 1939-м. В 1940-м паренька из села Комышня, что на Полтавщине, призвали в армию. Проходил службу в 298-м полку морской пехоты Тихоокеанского флота, затем в 33-м учебном противотанковом полку.
Боевой путь
Когда началась война, был переведен на запад, в зенитно-артиллерийскую дивизию.
В 1365-м зенитно-артиллерийском полку он воевал три года — до победного 45-го. В звании старшего сержанта командовал радиоотделением при взводе управления полка. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Воспоминания
родной внук его друга ветерана войны Назаренко Ивана Семеновича
Детская мечта о море не забылась. В 1950 г. выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища (ЛВИМУ) получил диплом инженера-судоводителя. И стал ледовым штурманом, а затем капитаном в Мурманском морском пароходстве. Путь от младшего штурмана до старпома Виктор Семенович прошел на ледоколах «Сибиряков» и «Красин». Капитаном стал на ледоколе «Капитан Воронин». В 1968-м, отличившись смелостью и профессионализмом, был назначен капитаном-наставником ледокольного флота. Орден «Знак Почета» и знак «Почетный полярник» — лучшая характеристика моряку, руководившему караванами судов на арктических трассах. Гражданский флот не слишком щедр на награды. «Капитан Сорокин» под командованием Вакулы отличился в феврале—марте 1978-го. Это современное судно финской постройки впервые в зимних условиях доставило более 72 тыс. т груза нефтяникам Тюмени на Ямал. В апреле на Енисее тот же ледокол в тяжелейшей обстановке обеспечил ледовую проводку дизель-электроходов «Павел Пономарев» и «Наварин». На их борту в порт Дудинка прибыли грузы, крайне необходимые Норильскому металлургическому комбинату. На митинг по этому случаю пришло все местное население. Событие того стоило: «Капитан Сорокин» положил начало круглогодичной навигации в Западной Арктике! А его капитана Вакулу удостоили высшей правительственной награды — ордена Ленина. В 1981 г. Виктора Семеновича не стало. Тело заслуженного капитана предали земле в Санкт-Петербурге. Но его имя не ушло в небытие. 29 июля 1983 г. оно появилось на борту теплохода, построенного немецкими корабелами «Варнов-верфи» в Ростоке. В первом рейсе, во время захода в Мурманск, экипаж «Капитана Вакулы» встретился с женой и сыном Виктора Семеновича. Капитан Семен Либеров заверил их, что судно будет достойно памяти родного им человека — покорителя арктических морей. Старший механик Валерий Липовой начинал морскую карьеру на ледоколе «Капитан Сорокин» и был лично знаком с Виктором Семеновичем. В память о капитане-легенде моряки многие годы поддерживают связь с его родным братом — Валентином Семеновичем. Узнав, что у ветерана, прошедшего всю войну, больные ноги, ребята собрали такую сумму, что хватило на покупку автомобиля «Ока». Сегодня на борту теплохода-рудовоза трудится немало выходцев с Украины. В их числе капитан Бриленко и второй механик Пышнюк, оба родом из Умани. Служба у моряков нелегкая, но Александр Бриленко доволен экипажем. Особенно тепло он отзывается о стюарде Павле Дроздовиче, дипломированном враче. Выйти в море его вынудила «смешная» зарплата на берегу. Судовой врач в штатном расписании не значился, вот и стал доктор стюардом. Но разве сможет человек, давший клятву Гиппократа, отказать в помощи ближнему?! Пусть и за зарплату стюарда. Недавно «Капитан Вакула», загрузив в трюмы 17 тыс. т апатита, взял курс на Клайпеду. Нынче в его маршруте значатся Шпицберген, Роттердам и Дальний Восток...