Усов Валентин Владимирович
Усов
Валентин
Владимирович
полковник / воздушный стрелок
5.09.1924 - 3.11.2006

История солдата

Объектом особой памяти и гордости нашей семьи является мой дедушка Усов Валентин Владимирович. Когда его не стало, мне было лишь 5 лет. Но я очень хорошо его помню. Столько любви и заботы он мне отдавал! Когда я сейчас уже знакомлюсь с его биографии, то не перестаю удивляться, сколько ему довелось испытать и при этом до конца жизни оставаться очень светлым, добрым человеком, любящим жизнь и людей. Родился он в 1924г. в семье кадрового офицера, штабс-капитана русской армии и дочери казачьего священника. Когда ему исполнилось 12 лет, отец погиб. В 1940г.,окончив восемь классов в Сталинграде, уехал на Урал учиться в горном техникуме на специалиста по разведке золота и платины. Там и застала его война. Осенью 1941-го он решил вернуться домой в Сталинград. Поступил в 10 класс и одновременно стал заниматься в аэроклубе. После выпускного вечера он получил повестку с направлением в Астраханское авиационное училище. В августе 1941-го принял первые бои в составе сводного курсантского полка под Сталинградом. Участвовал в Сталинградской битве, Курско-Белгородской операции. В составе 109-го гвардейского штурмового авиационного полка участвовал в Корсунь-Шевченковской, Берлинской, Пражской операциях. Летал в качестве воздушного стрелка на штурмовиках Ил-2, обслуживал их, будучи механиком. Немцы окрестили этот самолет "чёрной смертью". Жизнь пилота штурмовика считалась равной 4 атакам, а жизнь стрелка и того меньше- 2 атакам. У дедушки на счету 18 боевых вылетов. Два раза был сбит, с переломанными ногами отстреливался. Чудом выжил. В 2005-ом году дедушка был приглашен в Прагу на празднование 60-тия Победы. Его рассказ напечатан в журнале "Русское слово". Дедушка вспоминал, в ночь с 8-го на 9-ое мая он нес дежурство на аэродроме на Одре. Вдруг раздался звонок:"Победа!" Отовсюду бежали военные, разряжая оружие в воздух. Но вскоре командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Солодилов, с которым мой дедушка до последних дней после войны был дружен объявил:"Прага еще не взята. Ребята, надо поработать". Вернулся дедушка с войны лишь в 1949г., служил в составе Центральной группы войск. В 1945г. окончил Военно-Воздушную инженерную академию им.Жуковского. Служил в стратегической авиации, принимал активное участие в создании ядерного щита нашей страны. Провел большое количество летных испытании, был одним из ведущих инженеров-испытателей ВВС. Полковник-инженер. Преподавал в Военно-политической академии им.Ленина. Награжден орденами:"Отечественной войны 1ст.", "Отечественной войны 2 ст.", дважды кавалер ордена "Красной звезды". Награжден 20 медалями, в т.ч. "За воинскую доблесть", "За боевые заслуги", "За победу над Германии", "За освобождение Праги", "Жукова","За взятие Будапешта", чешск."За боевое содружество". Уже сейчас я все больше понимаю, что поколение героических людей, среди которых был и мой дедушка, потомственный русский военный, Усов Валентин Владимирович делали историю великой страны. Беззаветно служа . Я горжусь его светлой жизнью, тем, что он навсегда со мной!

Регион Москва
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность воздушный стрелок
Место рождения Ставрополь
Годы службы 1942 1974
Дата рождения 5.09.1924
Дата смерти 3.11.2006

Боевой путь

Место призыва Сталинград
Дата призыва 1942
Боевое подразделение 109 Гвадейский штурмовой авиаполк
Завершение боевого пути Прага
Принимал участие Корсунь-Шевченковская операция, Берлинская операция, Пражская операция, Курско-Белгородская операция, Сталинградская битва

-Сталинградская Битва, 709 сводный курсантский полк

-Курско-Белгородская операция, 128 Гвардейский штурмовой авиаполк

-109 Гвардейский штурмовой авиаполк:

-Корсунь-Шевченковская операция

-Берлинская операция

-Пражская операция

июнь 1942- июнь 1949 - служба в действующей армии Центральной группы войск

 

Воспоминания

а Усова Начало переписки в чате 26 апр 2020 г., 19:19 27 апр 2020 г., 21:10 28 апр 2020 г., 16:26 Вт 21:47 Пн 18:55 Объектом особой памяти и гордости нашей семьи является мой дедушка Усов Валентин Владимирович. Когда его не стало, мне было лишь 5 лет. Но я очень хорошо его помню. Столько любви и заботы он мне отдавал! Когда я сейчас уже знакомлюсь с его биографии, то не перестаю удивляться, сколько ему довелось испытать и при этом до конца жизни оставаться очень светлым, добрым человеком, любящим жизнь и людей. Родился он в 1924г. в семье кадрового офицера, штабс-капитана русской армии и дочери казачьего священника. Когда ему исполнилось 12 лет, отец погиб. В 1940г.,окончив восемь классов в Сталинграде, уехал на Урал учиться в горном техникуме на специалиста по разведке золота и платины. Там и застала его война. Осенью 1941-го он решил вернуться домой в Сталинград. Поступил в 10 класс и одновременно стал заниматься в аэроклубе. После выпускного вечера он

О днях войны

В феврале 44-го я попал на фронт в 109 Гвардейский штурмовой полк. Сначала я был механиком самолета третьей эскадрильи, командовал которой старший лейтенант Милашенков. С ним я выполнил несколько тренировочных полетов в качестве стрелка. А потом меня перевели в звено управления, состоявшее из спарки УИл-2, У-2, самолетов Ил-2 командира полка, зам. командира полка, начальник воздушно-огневой службы и штурмана. Я был назначен механиком на самолет штурмана полка капитана Солодилова Макара Алексеевича. Его в это время в полку не было, поскольку он лечился после ранения. Когда же он вернулся, то был сильно раздосадован. Во-первых, самолет ему дали с деревянными консолями. В-вторых, мальчишку-механика. Он был значительно старше, и в дальнейшем мы с ним очень хорошо поладили. Он ко мне как отец относился, даже хотел свою дочку за меня замуж выдать. Надо тебе прямо сказать, что в работе механика многое зависит от взаимоотношений с летчиком. Если тебе не доверяют, ты долго не почувствуешь свою силу. Мне повезло с командиром, и уже на второй месяц я почувствовал себя уверенно, по летной норме. Хотя и бывали случаи, когда механиков переводили по их просьбе или по просьбе летчика, но надо сказать у нас в полку между летчиками и техниками были хорошие отношения, хотя единичные случаи пренебрежительного отношения к техническому составу все же были. Что самое трудное в работе механика? Самое трудное - это нести полную личную ответственность за самолет. Сейчас ответственность размазана на технико-эксплуатационную часть, а тогда механик головой отвечал за исправность самолета. Ответственность ложилась таким невыносимым грузом, что по мне лучше стрелком самому полететь, чем оставаться на земле и ждать возвращения экипажа. Особенно обострилось это ощущение после одного тяжелого случая. Я только принял самолет. Боевых действий полк еще не вел, а летчики ходили на полигон тренироваться, чтобы не потерять летные навыки. В тот вылет в небо поднялась девятка вместе с моей машиной. На наших глазах они встали в круг отбомбились и пошли на штурмовку. В этот момент я потерял из виду свою машину. Она должна была быть одной из двух, что заходили в этот момент в атаку. И вдруг у одной из них на правой плоскости происходит взрыв, и она как была в крутом планировании, так и вошла в землю. Это же явная неисправность! Моя или не моя?! Сердце упало… Я бегу к старту. Рядом бежит мой товарищ, бледный, как мел: «Моя машина!» И его жалко и сам рад. Что произошло? Вышла партия новых бронебойных фугасных снарядов. Настройка взрывателя была слишком тонкой и при выстреле мембрана взрывателя среагировала на воздушный поток. Снаряд взорвался в канале ствола, разворотив плоскость.

Награды

ордена: "Отечественной войны 1-ой степени", "Отечественной войны 2-ой ст", "Красной звезды". 20 медалей, в том числе "За воинскую доблесть", "За боевые заслуги"...

ордена: "Отечественной войны 1-ой степени", "Отечественной войны 2-ой ст", "Красной звезды". 20 медалей, в том числе "За воинскую доблесть", "За боевые заслуги"...

После войны

1955- закончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Жуковского

1955-1958 - летная служба в стратегической авиации

1958 - 1968 - летно-испытательная служба в Государственном научно-испытательном институте ВВС имени В.Ушакова в качестве ведущего инженера-испытателя, начальника отдела

1968-1974 - преподаватель в военно-политической академии имени Ленина

1974-1986 - преподаватель в МИИГА

1986-2000 - ведущий инженер консруктор конструкторского бюро имени А.С.Яковлева

Однополчане

Солодилов Макар Алексеевич

Солодилов Макар Алексеевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: