Валентин
Владимирович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Объектом особой памяти и гордости нашей семьи является мой дедушка Усов Валентин Владимирович. Когда его не стало, мне было лишь 5 лет. Но я очень хорошо его помню. Столько любви и заботы он мне отдавал! Когда я сейчас уже знакомлюсь с его биографии, то не перестаю удивляться, сколько ему довелось испытать и при этом до конца жизни оставаться очень светлым, добрым человеком, любящим жизнь и людей. Родился он в 1924г. в семье кадрового офицера, штабс-капитана русской армии и дочери казачьего священника. Когда ему исполнилось 12 лет, отец погиб. В 1940г.,окончив восемь классов в Сталинграде, уехал на Урал учиться в горном техникуме на специалиста по разведке золота и платины. Там и застала его война. Осенью 1941-го он решил вернуться домой в Сталинград. Поступил в 10 класс и одновременно стал заниматься в аэроклубе. После выпускного вечера он получил повестку с направлением в Астраханское авиационное училище. В августе 1941-го принял первые бои в составе сводного курсантского полка под Сталинградом. Участвовал в Сталинградской битве, Курско-Белгородской операции. В составе 109-го гвардейского штурмового авиационного полка участвовал в Корсунь-Шевченковской, Берлинской, Пражской операциях. Летал в качестве воздушного стрелка на штурмовиках Ил-2, обслуживал их, будучи механиком. Немцы окрестили этот самолет "чёрной смертью". Жизнь пилота штурмовика считалась равной 4 атакам, а жизнь стрелка и того меньше- 2 атакам. У дедушки на счету 18 боевых вылетов. Два раза был сбит, с переломанными ногами отстреливался. Чудом выжил. В 2005-ом году дедушка был приглашен в Прагу на празднование 60-тия Победы. Его рассказ напечатан в журнале "Русское слово". Дедушка вспоминал, в ночь с 8-го на 9-ое мая он нес дежурство на аэродроме на Одре. Вдруг раздался звонок:"Победа!" Отовсюду бежали военные, разряжая оружие в воздух. Но вскоре командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Солодилов, с которым мой дедушка до последних дней после войны был дружен объявил:"Прага еще не взята. Ребята, надо поработать". Вернулся дедушка с войны лишь в 1949г., служил в составе Центральной группы войск. В 1945г. окончил Военно-Воздушную инженерную академию им.Жуковского. Служил в стратегической авиации, принимал активное участие в создании ядерного щита нашей страны. Провел большое количество летных испытании, был одним из ведущих инженеров-испытателей ВВС. Полковник-инженер. Преподавал в Военно-политической академии им.Ленина. Награжден орденами:"Отечественной войны 1ст.", "Отечественной войны 2 ст.", дважды кавалер ордена "Красной звезды". Награжден 20 медалями, в т.ч. "За воинскую доблесть", "За боевые заслуги", "За победу над Германии", "За освобождение Праги", "Жукова","За взятие Будапешта", чешск."За боевое содружество". Уже сейчас я все больше понимаю, что поколение героических людей, среди которых был и мой дедушка, потомственный русский военный, Усов Валентин Владимирович делали историю великой страны. Беззаветно служа . Я горжусь его светлой жизнью, тем, что он навсегда со мной!
Боевой путь
-Сталинградская Битва, 709 сводный курсантский полк
-Курско-Белгородская операция, 128 Гвардейский штурмовой авиаполк
-109 Гвардейский штурмовой авиаполк:
-Корсунь-Шевченковская операция
-Берлинская операция
-Пражская операция
июнь 1942- июнь 1949 - служба в действующей армии Центральной группы войск
Воспоминания
а Усова Начало переписки в чате 26 апр 2020 г., 19:19 27 апр 2020 г., 21:10 28 апр 2020 г., 16:26 Вт 21:47 Пн 18:55 Объектом особой памяти и гордости нашей семьи является мой дедушка Усов Валентин Владимирович. Когда его не стало, мне было лишь 5 лет. Но я очень хорошо его помню. Столько любви и заботы он мне отдавал! Когда я сейчас уже знакомлюсь с его биографии, то не перестаю удивляться, сколько ему довелось испытать и при этом до конца жизни оставаться очень светлым, добрым человеком, любящим жизнь и людей. Родился он в 1924г. в семье кадрового офицера, штабс-капитана русской армии и дочери казачьего священника. Когда ему исполнилось 12 лет, отец погиб. В 1940г.,окончив восемь классов в Сталинграде, уехал на Урал учиться в горном техникуме на специалиста по разведке золота и платины. Там и застала его война. Осенью 1941-го он решил вернуться домой в Сталинград. Поступил в 10 класс и одновременно стал заниматься в аэроклубе. После выпускного вечера он
О днях войны
В феврале 44-го я попал на фронт в 109 Гвардейский штурмовой полк. Сначала я был механиком самолета третьей эскадрильи, командовал которой старший лейтенант Милашенков. С ним я выполнил несколько тренировочных полетов в качестве стрелка. А потом меня перевели в звено управления, состоявшее из спарки УИл-2, У-2, самолетов Ил-2 командира полка, зам. командира полка, начальник воздушно-огневой службы и штурмана. Я был назначен механиком на самолет штурмана полка капитана Солодилова Макара Алексеевича. Его в это время в полку не было, поскольку он лечился после ранения. Когда же он вернулся, то был сильно раздосадован. Во-первых, самолет ему дали с деревянными консолями. В-вторых, мальчишку-механика. Он был значительно старше, и в дальнейшем мы с ним очень хорошо поладили. Он ко мне как отец относился, даже хотел свою дочку за меня замуж выдать. Надо тебе прямо сказать, что в работе механика многое зависит от взаимоотношений с летчиком. Если тебе не доверяют, ты долго не почувствуешь свою силу. Мне повезло с командиром, и уже на второй месяц я почувствовал себя уверенно, по летной норме. Хотя и бывали случаи, когда механиков переводили по их просьбе или по просьбе летчика, но надо сказать у нас в полку между летчиками и техниками были хорошие отношения, хотя единичные случаи пренебрежительного отношения к техническому составу все же были. Что самое трудное в работе механика? Самое трудное - это нести полную личную ответственность за самолет. Сейчас ответственность размазана на технико-эксплуатационную часть, а тогда механик головой отвечал за исправность самолета. Ответственность ложилась таким невыносимым грузом, что по мне лучше стрелком самому полететь, чем оставаться на земле и ждать возвращения экипажа. Особенно обострилось это ощущение после одного тяжелого случая. Я только принял самолет. Боевых действий полк еще не вел, а летчики ходили на полигон тренироваться, чтобы не потерять летные навыки. В тот вылет в небо поднялась девятка вместе с моей машиной. На наших глазах они встали в круг отбомбились и пошли на штурмовку. В этот момент я потерял из виду свою машину. Она должна была быть одной из двух, что заходили в этот момент в атаку. И вдруг у одной из них на правой плоскости происходит взрыв, и она как была в крутом планировании, так и вошла в землю. Это же явная неисправность! Моя или не моя?! Сердце упало… Я бегу к старту. Рядом бежит мой товарищ, бледный, как мел: «Моя машина!» И его жалко и сам рад. Что произошло? Вышла партия новых бронебойных фугасных снарядов. Настройка взрывателя была слишком тонкой и при выстреле мембрана взрывателя среагировала на воздушный поток. Снаряд взорвался в канале ствола, разворотив плоскость.
После войны
1955- закончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Жуковского
1955-1958 - летная служба в стратегической авиации
1958 - 1968 - летно-испытательная служба в Государственном научно-испытательном институте ВВС имени В.Ушакова в качестве ведущего инженера-испытателя, начальника отдела
1968-1974 - преподаватель в военно-политической академии имени Ленина
1974-1986 - преподаватель в МИИГА
1986-2000 - ведущий инженер консруктор конструкторского бюро имени А.С.Яковлева