Алексей
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Старший лейтенант 108-го бомбардировочного авиационного Рижского Краснознаменного полка
Первым делом – самолёты…
Эпизоды лётной биографии.
До столицы братского Узбекистана поезд тащился несколько суток. Питаться приходилось лишь водой да хлебом, на который тут же, в вагоне , была обменена запасная рубашка. Шел 1940 год. Когда в свердловском военкомате Усольцеву предложили – давай-ка ты, парень, отправляйся в ташкентское штурманское училище, Алексей долго раздумывать не стал, потому как по натуре он человек, любящий все новенькое. Вот и отправился он от земли, пристрастившись к летному делу. Оторвался от земли и взмыл в небо в прямом смысле, ибо вышел штурман Усольцев из семьи уральского крестьянина –единоличника, что хозяйствовал в деревне Киргишаны близ Бисерти. Первая курсантская зима миновала, не оставив в памяти сколько-нибудь ярких событий – новичков щедро потчевали теорией. По- настоящему жаркие дни настали летом.
Хоть и учили курсантов летать, а не падать, но парашют все-таки освоить было необходимо, потому как является он почти органической частью любого авиатора. Никогда в жизни, даже в боевых условиях не испытывал Усольцев такого, мягко говоря, неудобства, как при свободном парении. - Бог его знает, вдруг это адское приспособление не раскроется! Избавиться от страха, который сопутствует каждому прыжку – будь он хоть первый, хоть сотый – затея пустая. Его можно лишь подавить усилием воли. В противном случае произойдет трагедия. Вышагнув из нутра самолета, иные летели до самой земли , так и не раскрыв спасительного купола. Бывало, в воздухе теряли сознание или погибали вследствие разрыва сердца. Но, как говориться, на всякое ядие есть свое противоядие – началась война, в течение которой прыгать с парашютом Усольцеву не пришлось ни разу. Его другие «страхи» преследовали.
Однажды отбомбившись, самолет Усольцева возвращался домой. Боевое задание выполнено, настроение у юного экипажа было игривое. Вот и предложил двадцатилетний штурман: «Давайте , ребята, еще немножко постреляем!» под крылом самолета располагалась тяжелая артиллерия противника. Описав в небе плавный круг, машина снизилась и принялась поливать вражескую позицию из пулемета. Молодые проказники буквально «садились» на дула орудий. Сперва немцы обалдели от такой наглости, но, спохватившись, начали жарить по советскому бомбардировщику почем зря. Едва крылья унес! Долетел до дома, как в той песне, «на честном слове…..» В штабе штурман докладывал : боевое задание выполнено…. И нет чтобы умолчать о своей дерзкой выходке, Усольцев решил было похвастаться. Но в самый разгар рассказа из темного угла медленно поднялся командир полка да ка-а-к трахнет кулаком по столу! -вы что, молокососы, шутки шутить вздумали! На рожон лезть….. Да я вас!..Мне невредимые летчики нужны и исправные самолеты, а не это…Видимо, он хотел сказать «решето» . Дело в том когда экипаж посадил машину, её осматрели и насчитали аж двадцать одну дырку. Хотели бравые ребята геройством похвастаться да вот только едва под трибунал не угодили… за самовольство. За всю войну Алексей Иванович так не пугался, как при той разборке – даже пропотел весь. Отечественную летчик завершил в Берлине. Но за месяц до окончания войны он по настоящему заглянул в лицо смерти.
Что ни говори , а воевать немцы все-таки умели! Дальняя ночная бомбардировочная авиация совершала полеты на три - четыре тысячи километров, в воздухе машины «болтались» по 5-7 часов . Если находились над целью, то тут летчик включал все свое внимание. В такие ситуации наши бомбардировщики были для немецких истребителей практически неуязвимы – чаще всего уходили, скрываясь где –нибудь в облачке. Но когда подлетает экипаж к дому – напряжение спадает, внимание притупляется. Этим и воспользовался коварный враг. Усольцев со своими ребятами возвращался с с задания. Они производили последние маневры перед заходом на посадку. И как раз в этот самый момент невесть откуда вынырнул фашистский истребитель. Поймал цель и… Он промахнулся. Промахнулся, потому что наш самолет «подпрыгнул» набирая высоту перед приземлением. Только на брюхе бомбардировщика как ножом , срезало все приспособления. Несколько боеприпасов разорвалось прямо в самолете, изрядно зацепив стрелка. Герои буквально плюхнулись в своей изуродованной машине на подготовленную площадку, но экипаж был цел.
Лишь в 1955 году в звании капитана уволился Алексей Иванович из рядов Вооруженных Сил. Окончил в Новозыбкове (город в Брянской области) заочно педагогический институт по специальности «география». Но позже, переквалифицировавшись на шофера, Алексей Иванович перебрался на Новотрубный, где и проработал семнадцать лет. -Я доволен своей жизнью, - говорит собеседник. – Если можно было бы повторить , пожалуй, повторил бы. С той лишь разницей, что делал бы все посерьезнее, поосновательнее, не растрачиваясь на мелочные заботы и пустые затеи.