Ушакова Татьяна Владимировна
Ушакова
Татьяна
Владимировна
любовью победив войну
Дата рождения: 1895

История солдата

Ушакова Татьяна Владимировна работала учителем в интернате. Война выдвинула на первый план такой тип воспитательного учебного заведения, как детские дома и интернаты. Именно они, собирая, обогревая и спасая детей, сыграли важную роль в их судьбах. Период Великой Отечественной Войны отразился на биографии каждого человека от мала до велика, жившего в те годы. В военное лихолетье школа стала для ребят не только  местом, где они получали знания, она кормила, одевала, согревала и спасала детей. Нередко заменяла им дом и семью. Поэтому педагоги и их ученики вспоминают то время как крайне трудное, но очень важное, когда вместе бились их сердца ради одной общей цели.

Регион Москва
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность любовью победив войну
Место рождения д. Каменка Бронницкого (далее Малинского, Ступинского) района Московской области
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1895

Воспоминания

Московские школы, детские дома и интернаты в 1941 году.

Июнь 1941 года – пора сдачи экзаменов и прощания со школой. Начало Великой Отечественной Войны совпало с выпускными вечерами в московских школах. Большое количество учащихся и выпускников московских школ 1941 года стремились попасть на фронт, хотя призывной возраст начинался с 18 лет. На призывные пункты приходили целыми учебными классами вместе с учителями. К началу войны в Москве работало более 600 школ, в них обучалось около 550 тысяч детей.
1 июля исполком Моссовета принял постановление "О порядке эвакуации детей из Москвы". С 29 июня по 29 июля из Москвы было эвакуировано почти 950 тыс. человек, в основном женщин и детей. В числе малышей, перевезённых из столицы в Подмосковье, на Рязанщину, в Ярославскую и Тульскую области, были также воспитанники детских домов и интернатов. Когда через несколько недель стало очевидным, что эвакуация в близлежащие районы, организованная по поспешному плану Московского совета, не целесообразна, детей стали отправить в более отдаленные от линии фронта населенные пункты. Такими местами на карте СССР оказались Урал, Поволжье и Центральная Азия. Власти этих регионов должны были обеспечить детей жильём, питанием, медицинским обслуживанием и образовательными программами.
2304 ребёнка из 16 московских интернатов на время войны стали жителями Казахской ССР, а десятки тысяч малышей попали под опеку детских учреждений Горьковской, Молотовской (Пермский край), Новосибирской и Челябинской областей, Мордовской, Мари, Чувашской и Татарской АССР.
13 сентября 1941 года Исполком Моссовета принял решение о «О работе школ города Москвы в 1941-1942 учебном году». В нем предусматривалось открыть всего 997 классов в 134 школах с общим числом учащихся 34 788 человек. Начать учебный год было решено с 15 сентября.
Вся жизнь старших школьников оставшихся в Москве была направлена на оказание помощи фронту. Как и сотни других москвичей, они строили оборонительные укрепления, наполняли бочки и ящики песком для тушения зажигательных бомб, заклеивали окна полосками бумаги, чтобы уберечь стекла от взрывной волны, укрепляли маскировочные шторы. По ночам дежурили на крышах домов.
Огромная заслуга школьников состоит в том, что благодаря их самоотверженной работе, связанной с риском для собственной жизни, уцелели многие памятники культуры, стратегически и экономически важные объекты, жилые дома, подвергавшиеся обстрелу с воздуха. Школьники помогали расчищать завалы после бомбежек. Во время ночных дежурств следили за тем, чтобы не было света в окнах.
Подавляющее большинство школьных зданий оказалось на несколько месяцев, а зачастую на более длительное время занято под госпитали, военно-учебные заведения, призывные пункты, казармы и другие объекты военного назначения.
Школьники работали в госпиталях, обслуживали раненых, оказывали им посильные услуги, помогали писать письма, кормили. Дети работали на фабриках и заводах, заменив ушедших на фронт родителей, сестер, братьев.
Осенью 1941 года многие ученики 8-10 классов были направлены в колхозы и совхозы московской области на уборку овощей и картофеля. Особое место занимал труд детей по оборонному заказу, организованный школами непосредственно в школьных мастерских.
Осенью 1941 года остро обозначилась проблема недостатка педагогических кадров, в основной массе ушедших в народное ополчение или занятых на производстве. Был разработан новый учебный план, в котором отменялись уроки рисования и пения. Из программ 6 и 7 классов исключалось черчение, а в 9 классе – основы дарвинизма. Вместе с тем увеличивалось количество учебных часов, отводимых на русский язык и литературу, а также на математику и военно-физическую подготовку
В Москве начала развиваться другая форма организации учебной работы – школьные консультационные пункты, ставшие ценной находкой в условиях нехватки школьных помещений и сокращения численности учащихся старших классов. Они открылись в декабре 1941 года в 32 школах Москвы для 12 тысяч учеников 7-10 классов. Три раза в неделю по два часа учащиеся посещали занятия, на которых учитель давал задания для самостоятельного выполнения. Затем следовали зачеты и экзамены.
Таким образом, несмотря на сложность и опасность ситуации, вся система школьной организации, ее учебно-воспитательная работа были перестроены в соответствии с насущными задачами, стоящими перед всей страной. Вместе с тем школа не утратила своей основной задачи, московские школьники продолжали обучение.
Полноценные учебные занятия в московских школах возобновились в сентябре 1942 года, когда многие дети вернулись из эвакуации в Москву. Первыми московскими первоклашками периода Великой Отечественной войны стали дети 1933 и 1934 годов рождения (в те годы начинали учиться с 8 лет, и лишь в 1944 году школы начали набирать в первый класс детей семилетнего возраста.
В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ, к концу войны были открыты 453 школы.

Документы

Постановление о порядке эвакуации населения в военное время. 5 июля 1941 года.

Постановление о порядке эвакуации населения в военное время. 5 июля 1941 года.

Распоряжение об открытии оздоровительной школы от 29 октября 1943 года.

Распоряжение об открытии оздоровительной школы от 29 октября 1943 года.

Фотографии

Сестры Ушаковы: Татьяна, Анна,Клавдия, Лидия конец 20-х гг.

Сестры Ушаковы: Татьяна, Анна,Клавдия, Лидия конец 20-х гг.

Татьяна с мамой Олимпиадой Арсеньевной

Татьяна с мамой Олимпиадой Арсеньевной

Татьяна Ушакова  20-е гг.

Татьяна Ушакова 20-е гг.

Татьяна (справа) с сестрой Клавдией Ушаковой начало XX века

Татьяна (справа) с сестрой Клавдией Ушаковой начало XX века

Школы военного времени 1941-1945

Школы военного времени 1941-1945

Семья солдата

Владимир
Ушаков Владимир Васильевич

отец

Олимпиада
Ушакова Олимпиада Арсеньевна

мать

Александр
Орлов Александр Никифорович

старший сын

Сергей
Орлов Сергей Никифорович

младший сын

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: