Петр
Владимирович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Ушаков Петр Владимирович (1899-1966) до войны служил на Дальнем Востоке в морской авиации.
Во время войны работал в Госплане, а затем служил на 44 авиабазе 194 бао в городе Слоним Барановичского района Белорусской ССР.
Во время войны выявилась острая необходимость в увеличении количества БАО - батальонов аэродромного обслуживания, поэтому директивой наркома обороны в августе 1941 года была проведена реорганизация органов тыла. В результате возможности войскового звена авиационного тыла существенно улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживания в котором и служил старшим техником-лейтенантом Ушаков Петр. Для авиации тыл играл важную роль в успешном и эффективном ведении боевых действий.
Боевой путь
Воспоминания
город Слоним в годы Великой отечественной Войны
На территории Белоруссии перед началом Великой Отечественной войны была самая мощная аэродромная сеть Западного особого военного округа. В первые недели войны авиабазы были захвачены противником. Немецкая авиация использовала аэродромы для своих целей, отсюда тяжелые бомбардировщики взлетали для бомбежки Москвы, Смоленска и других городов.
23 июня 1944 г. началась операция " Багратион" по освобождению Белоруссии. В результате стремительного наступления наших войск фронт приблизился к г.Слоним (Барановичский район). Остатки гитлеровских частей, которые были разгромлены в районе Баранович, отступали на Слоним, прикрывая свой отход танками и артиллерийским огнем. Авиация противника значительно усилила активность. Систематическим налетам вражеских самолетов стали подвергаться узлы дорог, колонны наших войск, переправы. Стремясь сорвать железнодорожные перевозки, немецкие самолеты группами производили налеты на железнодорожные станции, бомбили наступающие части Красной Армии, стремясь задержать их продвижение на запад. 10 июня 1944 года город Слоним был освобожден. Преследуя противника, войска 1-го Белорусского фронта в течение июля быстро продвигались на запад и юго-запад, уничтожая на своем пути остатки разбитых частей.
28 июля в ходе Люблин-Брестской наступательной операции 70-я армия, форсировав Западный Буг, обошла Брест с юго-запада, 28-я армия вышла к Западному Бугу северо-западнее Бреста. Пути отхода брестской группировки противника на запад были отрезаны. 28 июля войска 61-й армии при содействии части сил 70-й и 28-й армий освободили Брест. С захватом Бреста было завершено освобождение территории Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов. К концу июля Белоруссия была полностью очищена от гитлеровских войск, началось освобождение Литвы, Латвии и Польши. В ходе операции "Багратион" линия фронта была отброшена на запад на 600 км.
Самой черной страницей в истории Слонима являются три года его оккупации фашистами, массовые расстрелы советских граждан, создание гетто, истязание и уничтожение его узников. В это период город был фактически лагерем смерти. Количество людей, уничтоженных фашистами в Слониме, превысило численность его населения.
После освобождения города Слоним от фашистов здесь находилось управление 44 авиабазы на аэродромах которой служил старшим техником-лейтенантом Ушаков Петр Владимирович в 1944-1945 гг.
История морской авиации Дальнего востока. Становление в предвоенные годы.
До войны Ушаков Петр Владимирович служил в морской авиации Дальнего востока.
Создание подразделений морской авиации на Дальнем Востоке была заложена ещё в 1914 году, но последовавшая Первая мировая война, а за ней Гражданская война не позволили создать на Тихом океане морскую авиацию в последующие 14 лет. Только в октябре 1928 года в Хабаровске было завершено формирование речного гидроавиаотряда на самолётах MP-1 — первой морской авиационной части. Он вошёл в состав Дальневосточной военной флотилии (с 1931 г. переименованной в Амурскую Краснознамённую военную флотилию).
В конце 1931 г. на Дальний Восток перебазировали с Чёрного моря отряд ОСО вооружённый 12 летающими лодками S-626hc. Этот отряд, ставший именоваться 111-й отдельной морской дальнеразведывательной эскадрильей, прибыл в Приморье к новому месту дислокации на ст. Океанская. В 1931-32 гг. на Дальний Восток перелетели тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. Из них сформировали две тяжёлые бомбардировочные авиационные бригады. Весной 1932 года было завершено формирование штаба Морских Сил Дальнего Востока (МСДВ). В апреле 1932 г. в Воздвиженку перебазируется 76-й отдельный истребительный авиационный отряд ВВС Черноморского флота под командованием военлёта Фёдорова, вооружённый самолётами И-5. Летом 1933 г. в Хабаровске формируется ещё одна истребительная часть ВВС МСДВ — 26-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, под командованием Харитонова, вошедшая в состав 26-й ТБАБ. В апреле 1933 г. была введена должность помощника командующего МСДВ по авиации, который являлся начальником ВВС флота. На неё был назначен комдив Никифоров, переведённый из ОСОАВИАХИМа. В январе 1934 г. в составе ВВС МСДВ числилось 36 ТБ-3 и 13 ТБ-1. В этом же году на аэродром Николаевка из Новочеркасска прибыли 22-я и 32-я легкобомбардировочные авиационные эскадрильи, на самолётах Р-5. В октябре 1935 г. из Подмосковья в Новонежино Дальневосточного края была перебазирована ещё одна бомбардировочная часть — 26-я ЛБАЭ, также вооружённая самолётами Р-5. В начале 1936 г. началось формирование второго соединения тяжёлых бомбардировщиков — 20-й ТБАБ ВВС ТОФ, на аэродроме Чернышёвка. На её вооружении состояли самолёты ТБ-3. В этом же году была сформирована 125-я морская тяжёлая (минно-торпедная) авиационная бригада, с дислокацией в с. Романовка.
В конце 1933 г. вышло Постановление Совета Труда и Обороны «О мероприятиях по укреплению Амура и побережья Дальнего Востока», в соответствии с которым, к ноябрю 1934 г. планировалось развернуть на Дальнем Востоке 11 авиационных эскадрилий.
По состоянию на 1 января 1936 г., в составе ВВС ТОФ имелось: авиаэскадрилий — 14, авиаотрядов — 5, авиазвеньев — 3. Всего самолётов — 466, в том числе: 35 ТБ-3, 13 ТБ-1, 115 И-5, 72 И-15бис, 39 И-16, 33 МБР-4 и S-626hc, 47 МБР-2, 72 Р-5, 16 Р-5а, 12 Р-6а, 12 Р-6.
В начале 1936 г. в составе ВВС ТОФ была сформирована 42-я истребительная авиационная бригада, которая включила в себя 9-ю ОИАЭ на аэродроме Южная Угловая, 43-ю ОИАЭ на аэродроме Кневичи и 44-ю ОИАЭ на аэродроме Южная Угловая. А в октябре того же года к ней добавилась 125-я минно-торпедная авиационная бригада Окончательно переформирование было завершено к 1 октября 1936 г. Именно эта дата стала официально считаться днём образования управления ВВС ТОФ.
В 1937 г. 20-я ТБАБ вышла из состава ВВС ТОФ и перешла в подчинение ВВС ОКДВА.
Конец 1937 г. — начало 1938 г. на ТОФ ознаменовался чистками его рядов от «врагов народа». В сталинских застенках сгинули Л. И. Никифоров, А. Г. Добролеж, П. А. Санчук, Н. П. Милешкин и многие другие военачальники, чьим упорным беззаветным трудом создавалась мощь тихоокеанской авиации.
С января 1938 г. новым начальником ВВС ТОФ был назначен комбриг С. Ф. Жаворонков.
Весной 1938 г. произошла реформа Морской Авиации, которая затронула также и бомбардировочную авиацию ТОФ. В июле-августе 1938 г. 1-й ИАП, 14-й ИАП и 115-й МБРАП частью сил принимали участие в боевых действиях советских войск с японцами у оз. Хасан. После окончания боёв ряд авиаторов-тихоокеанцев был награждён правительственными наградами и знаками «Участник боёв у оз. Хасан».
В 1939 году в истребительные части ТОФ поступает для перевооружения самолёт И-153.
В предвоенные годы в Приморье формируются 6-я и 7-я смешанные бомбардировочные авиационные эскадрильи, вооружённые самолётами СБ. В конце 1939 — начале 1940 г. были сформированы ВВС Северной Тихоокеанской флотилии (СТОФ), управление которых размещалось в посёлке Бяудэ в пригороде Советской Гавани. Постепенно в их составе начали формироваться авиационные части различного предназначения, но ударной авиации ещё не было.
В 1940 г. в Советской Гавани был сформирован 42-й смешанный авиационный полк, куда влилась 7-я СБАЭ, а 6-я СБАЭ была переименована в 37-ю СБАЭ и перебазирована в Магадан. Обе эти части вошли в состав ВВС СТОФ. Тогда же на аэродроме Новороссия была сформирована 36-я СБАЭ.
В мае 1941 г. на базе двух эскадрилий 4-го МТАП и 36-й СБАЭ формируется новая авиационная часть — 50-й смешанный бомбардировочный авиационный полк, на самолётах ДБ-3 и СБ. К 22 июня 1941 г. в составе ВВС ТОФ насчитывалось 186 бомбардировщиков и торпедоносцев (87 ДБ-3 и ДБ-3Ф , а также 99 СБ).