Владимир
Сергеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Владимир Сергеевич, родился в 1923 г. в г. Ярославле "Заволгой". Как и все мальчишки того времени мечтал об авиации. После окончания девятилетней школы в 1940 г. поступил в Московское техническое училище гражданского воздушного флота (МТУГВФ). В январе 1941 г. училище передали в военное ведомство, с этого момента стал курсантом 2-ой Московской школы авиатехников (г. Тушино). Учиться должны были 2 года с получением звания "лейтенант". Начало войны встретил будучи курсантом, там же 22 июля получил боевое крещение - первый налёт немецкой авиации на Москву.
По воспоминаниям Владимира Сергеевича, первую бомбёжку встретили крайне неорганизованно, были и потери. Но, через несколько дней научились бороться с немецкими "зажигалками" (зажигательные бомбы), в дальнейшем успешно с ними справлялись, сбрасывали с крыш и чердаков, тем самым сохраняли невредимыми здания и людей. В связи с началом ВОВ сделали ускоренный выпуск из училища, присвоили звание "сержант" и сразу на фронт.
В г. Курске был сформирован авиационный истребительный полк. Через два месяца после начала боевых действий полка молодой сержант был назначен на должность техника по оборудованию эскадрильи. Сперва участвовал в обороне Харькова (Юго-Западный фронт), потом до февраля 1943 г. воевал на Сталинградском фронте. Там перенёс все ужасы войны в условиях осаждённого города. А далее - Волховский, Ленинградский и 3-й Прибалтийский фронт.
Был механиком по авиционным приборам, готовил самолёты-истребители к боевым вылетам. Высокотехнически грамотный сержант пользовался большим авторитетом у однополчан. Отличное знание материальной части приборов позволяло ему быстро и безошибочно устранять дефекты и неисправности авиационного оборудования. Был комсоргом эскадрильи. Всего за годы войны 254 иап совершил более 10000 боевых вылетов. Из них около 2000 вылетов было подготовлено при участии механика Трутнева В. С. Это его вклад в нашу Победу.
За бои на Сталинградском фронте был награждён медалью "За оборону Сталинграда", на Волховском фронте - медалью "За боевые заслуги", на Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах - орденом Красной Звезды.
Был ранен. Помню его рассказ:
"Однажды немцы внезапно атаковали наш аэродром. Бомбили с воздуха, а пехота окружала "в кольцо". Пришлось срочно отступать. Часть наших самолётов была уничтожена, остальные успели взлететь. Последние оставшиеся на земле механики и лётчики завели стоящий в стороне уцелевший У-2. А в нём место только на двоих. Пришлось заскочить на крыло и руками держаться за стойки крыла. Так и взлетели под шквальным огнём фашистов. Тогда же был ранен в шею, но сумел удержаться на крыле и перелететь на запасной аэродром".
В конце войны сдавал экзамены в академию, это уже поблизости от Кенигсберга, но аттестата об окончании десяти классов не было, отправили учиться в среднее авиационное училище в г. Серпухов, которое окончил в январе 1946 года.
Боевой путь
Трутнев В.С. в составе 254 иап прошёл с боями от Киева до Риги. Начал боевой путь в Киевском особом военном округе, встречал Победу в Харьковском военном округе. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Волховском, Ленинградском, 3-ем и 2-ом Прибалтийских фронтах.
254 истребительный авиационный ордена Кутузова полк
В действующей армии:
22.06.41 - 22.08.41
06.09.41 - 26.03.42
08.05.42 - 21.08.42
08.03.43 - 18.11.44
254 иап (Войсковая часть полевая почта 36604)
ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДЧИНЕННОСТЬ, ВООРУЖЕНИЕ ПОЛКА ДО 09.05.1945
апрель 1941 254 истребительный авиационный полк начал формироваться в составе 36 истребительной авиадивизии ВВС Киевского Особого военного округа (аэр. Ольшаны около Киева) по штату 15/21 из личного состава 2 и 43 иап на самолетах И-16 (приказ НКО СССР от 17.04.1941).
Не завершив формирование, в составе 36 иад ВВС КОВО (с началом войны переименованы в ВВС Юго-Западного фронта) вступил в боевые действия против фашистской Германии и ее союзников на самолетах И-16.
К началу войны полк укомплектован сержантами. Имел в боевом составе 28 И-16.
22.08.1941 Две эскадрильи полка убыли в 11 запасной истребительный авиаполк Северо-Кавказского ВО на переучивание. Две оставшиеся аэ продолжали вести боевую работу в составе 36 иад до 10.09.1941, после чего были использованы для пополнения других полков дивизии.
23.08.1941–05.09.1941 В 11 зиап СКВО (г. Таганрог) переформирован по штату 015/174 и освоил истребители ЛаГГ-3.
06.09.1941 Приступил к боевой работе в составе 14 смешанной авиадивизии ВВС Юго-Западного фронта на самолетах ЛаГГ-3.
06.03.1942 По расформировании 14 сад вошел в состав 4 Резервной авиагруппы Юго-Западного фронта.
26.03.1942 Убыл в тыл на доукомплектование.
03.1942–05.1942 Доукомплектован во 2 зиап Московского ВО (ст. Сейма Горьковской обл.).
08.05.1942 Приступил к боевой работе в составе ВВС 28 армии Юго-Западного фронта.
11.06.1942 Вошел в состав 269 истребительной авиадивизии (сформирована на базе Управления ВВС 28 А) 8 Воздушной армии Юго-Западного фронта.
12.07.1942 Вместе с 269 иад 8 ВА передан в состав войск Сталинградского фронта (образован на основе Полевого управления Юго-Западного фронта).
21.08.1942 Убыл в тыл на доукомплектование и переучивание.
06.09.1942–06.03.1943 В 1 зиап МВО (г. Арзамас) переформирован по штату 015/284 и переучился на истребители Ла-5.
08.03.1943 Включен в состав 14 Воздушной армии Волховского фронта как отдельный истребительный авиаполк.
19.03.1943 Приступил к боевой работе на Волховском фронте в составе 14 ВА на самолетах Ла-5.
04.1943–06.1943 В составе полка действовала разведывательная эскадрилья на самолетах И-16.
15.06.1943 Включен в состав 269 иад 14 ВА Волховского фронта (приказ НКО СССР № 0092). К боевой работе в составе соединения приступил после 01.07.1943, по прибытии дивизии на фронт.
15.02.1944–27.02.1944 По расформировании Волховского фронта в составе 269 иад 14 ВА действовал на Ленинградском фронте.
27.02.1944 Вместе с 269 иад передан в состав 13 Воздушной армии Ленинградского фронта.
24.04.1944 В составе 269 иад возвращен в состав 14 Воздушной армии 3 Прибалтийского фронта.
17.10.1944 Вместе с 269 иад 14 ВА передан в состав войск 2 Прибалтийского фронта.
31.10.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Рига и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 254 иап награжден орденом Кутузова III степени.
18.11.1944 Исключен из действующей армии.
19.11.1944-01.12.1944 Перебазировался в Харьковский ВО.
01.12.1944–08.03.1945 В 4 зиап ХВО (г. Лебедин) доукомплектован до штата 015/364.
08.03.1945–26.05.1945 В 19 зиап ХВО (г. Рогань) переучился на самолеты Як-9.
ИТОГИ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛКА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Совершено боевых вылетов – 9800
Проведено воздушных боев – 250
Сбито самолетов противника – 181
Уничтожено самолетов на аэродромах – 18
Сбито аэростатов противника – 2
Уничтожено при штурмовках:
автомашин – до 577
повозок – 276
паровозов – 14
вагонов – 68
бензозаправщиков – 2
барж – 1
катеров – 1
подавлено орудий ЗА – 110
Свои потери:
летчиков – 54
самолетов – 87
КОМАНДИРЫ ПОЛКА
17.04.1941 – 25.06.1941 м-р Валуйцев Иван Александрович (ранен)
23.08.1941 – 23.11.1941 м-р Петров Петр Михайлович (погиб)
08.05.1942 – 02.01.1943 м-р Правдин Михаил Иванович
07.02.1943 – 22.06.1943 п/п Косенко Василий Васильевич
07.07.1943– 08.02.1946 м-р, п/п Михайлин Степан Михайлович
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОСЛЕВОЕННОЙ СУДЬБЕ ПОЛКА
26.05.1945 Вошел в состав 178 иад ВВС ХВО.
20.01.1946–08.02.1946 254 иап расформирован вместе со 178 иад в ВВС ХВО (директива ГШ КА № орг/10/14152 от 04.12.1945).
1943 год ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ. КАРТЫ ДИСЛОКАЦИИ АЭРОДРОМОВ 254 ИАП, ШТАБОВ 269 ИАД и 14 ВА
22 сентября 1943 года 14 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ производила перебазирование частей и штабов на аэродромы осеннего базирования. 254 ИАП перебазировался с аэродрома КОЛОСАРЬ (в 80-ти км восточнее Ленинграда, на южном побережье Ладожского озера) на аэродром БУДОГОЩЬ (в 70-ти км южнее Волхова). Штаб 269 ИАД - из САНДИЛ в д. КАПУСТИНО ( в 5-ти км юго-западнее станции Будогощь). Оперативная группа штаба 14 ВА с ВПУ КОЙЧАЛА (в 25-ти км западнее Волхова) перешла на основной КП - НЕБОЛЧИ (посёлок расположен на реке Мда, в 215 км к северо-востоку от Великого Новгорода)
4 октября 1943 года 254 ИАП в составе 24 ЛА-5 перебазировался с аэродрома БУДОГОЩЬ на аэродром АЛЕКСАНДРОВСКОЕ (в 20-ти км юго-западнее Малой Вишеры). Штаб 269 ИАД находился в МАЛОЙ ВИШЕРЕ
Воспоминания
Трутнев Владимир Сергеевич
В феврале 1943 г., при перелёте на Ленинградский фронт сделали посадку в Ярославле, на ночь разрешили быть дома, встретил отца, мать и Валю.
В январе 1946 г. после окончания среднего авиационного училища в г. Серпухов перед отправкой в Австрию, получил отпуск. Приехал в Ярославль, где встретился с молодым лейтенантом Юрием. Встреча для родителей была неописуемо радостная, на послевоенные материальные трудности внимания не обращали.
Трутнев Владимир Сергеевич
Женился в 1947 г. Жена - Трутнева Ольга Антоновна, 1923 г. р., уроженка г. Барнаула. Её родители Кунгуровы Антон Алексеевич и Вера Андреевна перед войной переехали в Крым. Место мне понравилось (г. Судак), к тому же военные строили дом в Феодосии, где и остался.
Сын Гена, 1962 г. р., окончил ХВВУ, служил в авиации в Германии.
Трутнев Сергей (племянник)
Владимир Сергеевич был светлым человеком, настоящим интеллигентом и офицером, для которого честь, совесть, служба Родине верой и правдой были превыше всего. Низкий ему поклон!
После войны
После войны Владимир Сергеевич служил в составе советских войск в Австрии. В 1953 году окончил Рижское Краснознаменное высшее военно-инженерное авиационное училище им. К. Е. Ворошилова (РКВИАВУ) и продолжил военную службу в частях Дальней Авиации. С 1953 г. по 1968 г. - служба от инженера до заместитель командира части в ДА в Белоруссии под г. Орша (Витебская обл) на так называемой "ремонтно-технической базе". Служил в "атомном" полку стратегической авиации в составе экипажей Ту-4, Ту-16. За заслуги в деле защиты Союза ССР в мирное время, в обеспечении государственной безопасности был награждён вторым орденом Красной Звезды и двумя медалями "За боевые заслуги". Затем направление на Дальний Восток на должность командира части, где пробыл до 1976 г. Под его руководством часть получила звание "отличной", а Владимир Сергеевич дважды избирался депутатом Уссурийского района. Сослуживцы везде уважительно о нём отзывались, как об исключительно грамотном командире, честном и порядочном человеке.
После демобилизации из армии в 1976 г. переехал в Крым на родину своей красавицы-жены Ольги Антоновны в г. Судак. Без дела сидеть на пенсии было не в его правилах, поэтому перевёз семью в г. Феодосию, где ещё почти 20 лет работал инженером на Механическом заводе.