Иван
Антонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Трискало Иван Антонович (1919, Украина, село Красная Балка - 2010, Россия, г. Санкт-Петербург) - капитан 1-го ранга, профессор, доктор технических наук.
Родился в небольшом украинском селе Красная Балка Криворожского района Днепропетровской области. Отец - Трискало Антон Григорьевич - бывший офицер-кавалерист, участник Брусиловского прорыва, работал в шахтоуправлении. Мать - крестьянка родом из Лозоватки. В 1937 г. закончил сельскую школу десятилетку и поступил на физико-математический факультет Днепропетровского университета. Как отличник учебы, в 1939 году был направлен комсомолом по специальному набору в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинград (нынешний Морской корпус Петра Великого), закончил его по ускоренной программе в 1941 году. Среди его преподавателей был старший лейтенант Владимир Федорович Башун, с которым позже его сведет судьба во время войны.
22 июня 1941 года Иван Антонович встретил на крейсере "Аврора": курсанты выпускного курса училища должны были провести зачетные артиллерийские стрельбы. Ночью была объявлена тревога №1, а утром стало известно о нападении Германии на Советский Союз. Курсантов срочно вернули в училище.
Из их числа было отобрано 10 человек, среди которых был и Иван Антонович. Они были назначены военными комендантами транспортов. На транспорте "Вилсанди" мичман Трискало прошел вверх по Неве к Ладожской военной флотилии. Транспорта высаживали десанты, эвакуировали дивизии, попавшие в окружение в районе Кексгольма (Петрозаводска). Под огнем артиллерии и минометов на транспорта грузили людей, лошадей, технику, палуба и каюты были в крови. Мимо занятого немцами горящего Петрозаводска транспорта шли в Шлиссельбург.
После нескольких рейсов в сентябре 1941 г. бывших курсантов училища отозвали обратно в Ленинград. На транспорте "Чапаев" они прошли Ивановские пороги, когда к ним уже подходили немцы. Это был последний транспорт, прорвавшийся в Ленинград, блокада замкнулась.
Военно-морское училище им. Фрунзе было уже эвакуировано в Астрахань. Но в Ленинграде скопилось около 200 человек - курсантов разных курсов, защищавших Таллин, и из истребительных батальонов, участвовавших в боях под Ленинградом. Из них было сформировано две роты, командиром одной из них был назначен И.А. Трискало. Было приказано перебросить их через Ладогу и догонять училище. Во время перехода по ладожскому льду от Осиновецкого маяка до Кабоны (Новой Ладоги) (45 км) потеряли замерзшими несколько человек. Между немецким и финским фронтами прошли до Тихвина (еще 200 км), откуда были отправлены поездами в Москву, а затем через Тамбов и Саратов - в Астрахань.
В Астрахани курсанты выпускного курса спешно сдали выпускные экзамены, получив звания лейтенантов. И.А. Трискало был направлен на Высшие специальные курсы комсостава для обучения специальности связиста. Вскоре Астрахань тоже оказалась под угрозой. Шли бои за Сталинград. ВМУ им. Фрунзе и Высшие курсы были переведены в Самарканд. В 1942 г. в Самарканде окончил курсы, сдав все экзамены на "отлично". Председателем комиссии был академик А.И. Берг. Как отличник, имел право выбора флота, выбрал Балтику и снова вернулся в блокадный Ленинград.
С декабря 1942 г. командир БЧ-IV линкора "Октябрьская революция", который стоял на Неве у Балтийского завода. Нес вахтенную службу, обеспечивал связь с кораблями эскадры и корректировочными постами. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда.
После прорыва блокады начал проситься на плавающие корабли и весной 1943 г. был назначен дивизионным специалистом по приборам управления артиллерией и торпедной стрельбой 2-го дивизиона эскадренных миноносцев (командир дивизиона кап. 2-го ранга Горбачев, дивизионный связист - Козлов), а затем, в мае 1943 г., через Кронштадт - на островную базу Лавенсаари для участия в организации штаба ОВРа. Был назначен помощником флагсвязиста ОВРа В. Козлова с подчинением всей гидроакустической службы кораблей, катеров и морских охотников.
База о. Лавенсаари была морским форпостом Балтики, щитом Ленинграда. Из Кронштадта активно прибывали новые корабли. В. Козлов и И. Трискало организовали строительство под землей узла связи, передающего и приемного центров связи, командного пункта. Там же в июне 1943 г. И. Трискало встретился со своим бывшим преподавателем капитан-лейтенантом В.Ф. Башуном, служившим в дивизионе тральщиков.
Во время траления у о. Гогланд и Тютерс на мине подорвался флагманский корабль 4-го дивизона тральщиков. Новым командиром дивизиона был назначен В.Ф. Башун, дивизионным связистом и начальником штаба - И.А. Трискало. Дивизион базировался в Рыбачьей бухте о. Лавенсаари. Началась нелегкая служба на тральщиках, продолжавшаяся вплоть до Победы. Тралили ежедневно по 20-22 часа под обстрелами немецких береговых батарей с Гогланда и Тютерса, с надводных кораблей, под налетами авиации. Уже в первый боевой выход летом 1943 г. армадой в 64 вымпела вытралили 54 мины на Гогландском плесе, потеряли 2 катера.
Тральщики прогрызали фарватеры для проводов и встреч подводных лодок, высаживали десанты на о. Гогланд и в районе Мерекюля (Нарвский залив). Действия тральщиков прикрывала авиация, базировавшаяся на аэродроме Лавенсаари, и торпедные катера, в том числе дивизион торпедных катеров Героя Советского Союза Сергея Осипова.
Летом 1944 г. потрепанный дивизион был направлен на срочный ремонт в Ленинград. Навещая в Морском госпитале лечившегося тогда после контузии В.Башуна, Иван Антонович впервые встретил младшую сестру его жены - Зинаиду Александровну Крюкову, свою будущую жену. Они поженились в марте 1945 г., за полтора месяца до Победы.
После разгрома немцев под Ленинградом двигался фронт, перемещались и корабли. Уже ставший Краснознаменным дивизион тральщиков под командованием капитана 3-го ранга Новожилова был первым соединением Балтийского Флота, зашедшим на рейд Таллина. Там было получено задание: через Моонзундский пролив прорваться в Рижский залив и способствовать освобождению островов Эзель и Даго. Армада Балтфлота, состовяшая из канонерских лодок, тральщиков, торпедных катеров с установками "Катюш", морских охотников и других кораблей, способствовала разгрому немецкой группировки на полуострове Сырве и освобождению Эстонии. За эту операцию И.А. Трискало был награжден орденом.
Вдоль побережья Рижского залива, мимо Пярну, Айнажи, Солацгрива, дивизион прошел к Риге. Это были первые корабли, после большого перерыва прибывшие в Болдерая (вход в устье Даугавы). Рига еще горела, она только что была освобождена. Началось траление Даугавы и Рижского взморья. Было очень трудно со снабжением, источниками питания, с ремонтом аппаратуры связи. В домике на берегу Болдерая И.А. Трискало организовал ремонтную группу, которая перематывала на своих приспособлениях трансформаторы передатчиков "Ерш" и "Бухта", которые часто выходили из строя. Получать готовые было неоткуда. Там же был устроен небольшой береговой узел связи для управления кораблями в море. Несмотря на тяжелые условия, связь поддерживалась на высоком уровне.
Корабли дивизиона начали тралить Ирбенский пролив. Они готовили высадку десантов для ликвидации Курляндской группировки немцев. 8 мая 1945 г. дивизион вышел на траление. Днем и ночью тральщики неоднократно были обстреляны в Ирбенском проливе, были раненные и убитые. 9 мая немцы неожиданно прекратили обстрел. Связаться с береговой базой флота тральщикам не удалось. Было принято решение возвращаться. Уже на подходе к базе связисты получили сообщение открытым текстом об окончании войны.
После Победы И.А. Трискало был назначен флагсвязистом ОВРа. Нужно было продолжать тралить, организовывать и налаживать связь на о. Эзель. Параллельно он успешно сдал на флоте предварительные экзамены в Военно-морскую академию им. Крылова (ныне Военно-морская академия им. Кузнецова). В июле 1945 г. был связистом дивизионов кораблей первого мирного парада на праздновании дня ВМФ в Риге. После этого был отправлен в Ленинград, где успешно поступил в ВМА им. Крылова на факультет связи. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию, был зачислен в адъюнктуру.
С 1953 г. преподавал теорию электромагнитного поля и распространение радиоволн, антенно-фидерные устройства. Заместитель начальника кафедры, а с 1969 по 1977 гг. - начальник кафедры связи ВМФ. Автор многих учебников и пособий, опубликовал более 150 научных работ. Создатель теории и методов количественной оценки влияния параметров тракта распространения радиоволн и антенно-фидерных устройств на надежность функционирования линий радиосвязи различных диапазонов. Доктор технических наук (1966 г.), профессор (1968 г.). Удостоен звания Почетного профессора Военно-морской академии. Многолетний член Всесоюзной аттестационной коммиссии. Среди его учеников - множество адмиралов Флотов не только Советского Союза, но и иностранных государств: ГДР, Китая, Вьетнама и др.
После выхода в отставку в 1977г. и до конца жизни - преподаватель Института им. Бонч-Бруевича (Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича), возглавлял кафедру усилительных устройств (1978 - 1985).
Ушел из жизни 7 марта 2010 г. на 91-м году жизни.
Награжден Орденом Отечественной войны 2 ст., тремя Орденами Красной Звезды, Орденом за службу Родине в вооруженных силах СССР 3 ст., 35 медалями.