Трискало Иван Антонович
Трискало
Иван
Антонович
капитан 1-го ранга / связист
22.09.1919 - 7.03.2010

История солдата

Трискало Иван Антонович (1919, Украина, село Красная Балка - 2010, Россия, г. Санкт-Петербург) - капитан 1-го ранга, профессор, доктор технических наук. 

Родился в небольшом украинском селе Красная Балка Криворожского района Днепропетровской области. Отец - Трискало Антон Григорьевич - бывший офицер-кавалерист, участник Брусиловского прорыва, работал в шахтоуправлении. Мать - крестьянка родом из Лозоватки. В 1937 г. закончил сельскую школу десятилетку и поступил на физико-математический факультет Днепропетровского университета. Как отличник учебы, в 1939 году был направлен комсомолом по специальному набору в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинград (нынешний Морской корпус Петра Великого), закончил его по ускоренной программе в 1941 году. Среди его преподавателей был старший лейтенант Владимир Федорович Башун, с которым позже его сведет судьба во время войны. 

22 июня 1941 года Иван Антонович встретил на крейсере "Аврора": курсанты выпускного курса училища должны были провести зачетные артиллерийские стрельбы. Ночью была объявлена тревога №1, а утром стало известно о нападении Германии на Советский Союз. Курсантов срочно вернули в училище.

Из их числа было отобрано 10 человек, среди которых был и Иван Антонович. Они были назначены военными комендантами транспортов. На транспорте "Вилсанди" мичман Трискало прошел вверх по Неве к Ладожской военной флотилии. Транспорта высаживали десанты, эвакуировали дивизии, попавшие в окружение в районе Кексгольма (Петрозаводска). Под огнем артиллерии и минометов на транспорта грузили людей, лошадей, технику, палуба и каюты были в крови. Мимо занятого немцами горящего Петрозаводска транспорта шли в Шлиссельбург.

После нескольких рейсов в сентябре 1941 г. бывших курсантов училища отозвали обратно в Ленинград. На транспорте "Чапаев" они прошли Ивановские пороги, когда к ним уже подходили немцы. Это был последний транспорт, прорвавшийся в Ленинград, блокада замкнулась.

Военно-морское училище им. Фрунзе было уже эвакуировано в Астрахань. Но в Ленинграде скопилось около 200 человек - курсантов разных курсов, защищавших Таллин, и из истребительных батальонов, участвовавших в боях под Ленинградом. Из них было сформировано две роты, командиром одной из них был назначен И.А. Трискало. Было приказано перебросить их через Ладогу и догонять училище. Во время перехода по ладожскому льду от Осиновецкого маяка до Кабоны (Новой Ладоги) (45 км) потеряли замерзшими несколько человек. Между немецким и финским фронтами прошли до Тихвина (еще 200 км), откуда были отправлены поездами в Москву, а затем через Тамбов и Саратов - в Астрахань.

В Астрахани курсанты выпускного курса спешно сдали выпускные экзамены, получив звания лейтенантов. И.А. Трискало был направлен на Высшие специальные курсы комсостава для обучения специальности связиста. Вскоре Астрахань тоже оказалась под угрозой. Шли бои за Сталинград. ВМУ им. Фрунзе и Высшие курсы были переведены в Самарканд. В 1942 г. в Самарканде окончил курсы, сдав все экзамены на "отлично". Председателем комиссии был академик А.И. Берг. Как отличник, имел право выбора флота, выбрал Балтику и снова вернулся в блокадный Ленинград.

С декабря 1942 г. командир БЧ-IV линкора "Октябрьская революция", который стоял на Неве у Балтийского завода. Нес вахтенную службу, обеспечивал связь с кораблями эскадры и корректировочными постами. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда.

После прорыва блокады начал проситься на плавающие корабли и весной 1943 г. был назначен дивизионным специалистом по приборам управления артиллерией и торпедной стрельбой 2-го дивизиона эскадренных миноносцев (командир дивизиона кап. 2-го ранга Горбачев, дивизионный связист - Козлов), а затем, в мае 1943 г., через Кронштадт - на островную базу Лавенсаари для участия в организации штаба ОВРа. Был назначен помощником флагсвязиста ОВРа В. Козлова с подчинением всей гидроакустической службы кораблей, катеров и морских охотников.

База о. Лавенсаари была морским форпостом Балтики, щитом Ленинграда. Из Кронштадта активно прибывали новые корабли. В. Козлов и И. Трискало организовали строительство под землей узла связи, передающего и приемного центров связи, командного пункта. Там же в июне 1943 г. И. Трискало встретился со своим бывшим преподавателем капитан-лейтенантом В.Ф. Башуном, служившим в дивизионе тральщиков.

Во время траления у о. Гогланд и Тютерс на мине подорвался флагманский корабль 4-го дивизона тральщиков. Новым командиром дивизиона был назначен В.Ф. Башун, дивизионным связистом и начальником штаба - И.А. Трискало. Дивизион базировался в Рыбачьей бухте о. Лавенсаари. Началась нелегкая служба на тральщиках, продолжавшаяся вплоть до Победы. Тралили ежедневно по 20-22 часа под обстрелами немецких береговых батарей с Гогланда и Тютерса, с надводных кораблей, под налетами авиации. Уже в первый боевой выход летом 1943 г. армадой в 64 вымпела вытралили 54 мины на Гогландском плесе, потеряли 2 катера. 

Тральщики прогрызали фарватеры для проводов и встреч подводных лодок, высаживали десанты на о. Гогланд и в районе Мерекюля (Нарвский залив). Действия тральщиков прикрывала авиация, базировавшаяся на аэродроме Лавенсаари, и торпедные катера, в том числе дивизион торпедных катеров Героя Советского Союза Сергея Осипова. 

Летом 1944 г. потрепанный дивизион был направлен на срочный ремонт в Ленинград. Навещая в Морском госпитале лечившегося тогда после контузии В.Башуна, Иван Антонович впервые встретил младшую сестру его жены - Зинаиду Александровну Крюкову, свою будущую жену. Они поженились в марте 1945 г., за полтора месяца до Победы.

После разгрома немцев под Ленинградом двигался фронт, перемещались и корабли. Уже ставший Краснознаменным дивизион тральщиков под командованием капитана 3-го ранга Новожилова был первым соединением Балтийского Флота, зашедшим на рейд Таллина. Там было получено задание: через Моонзундский пролив прорваться в Рижский залив и способствовать освобождению островов Эзель и Даго. Армада Балтфлота, состовяшая из канонерских лодок, тральщиков, торпедных катеров с установками "Катюш", морских охотников и других кораблей, способствовала разгрому немецкой группировки на полуострове Сырве и освобождению Эстонии. За эту операцию И.А. Трискало был награжден орденом.

Вдоль побережья Рижского залива, мимо Пярну, Айнажи, Солацгрива, дивизион прошел к Риге. Это были первые корабли, после большого перерыва прибывшие в Болдерая (вход в устье Даугавы). Рига еще горела, она только что была освобождена. Началось траление Даугавы и Рижского взморья. Было очень трудно со снабжением, источниками питания, с ремонтом аппаратуры связи. В домике на берегу Болдерая И.А. Трискало организовал ремонтную группу, которая перематывала на своих приспособлениях трансформаторы передатчиков "Ерш" и "Бухта", которые часто выходили из строя. Получать готовые было неоткуда. Там же был устроен небольшой береговой узел связи для управления кораблями в море. Несмотря на тяжелые условия, связь поддерживалась на высоком уровне.

Корабли дивизиона начали тралить Ирбенский пролив. Они готовили высадку десантов для ликвидации Курляндской группировки немцев. 8 мая 1945 г. дивизион вышел на траление. Днем и ночью тральщики неоднократно были обстреляны в Ирбенском проливе, были раненные и убитые. 9 мая немцы неожиданно прекратили обстрел. Связаться с береговой базой флота тральщикам не удалось. Было принято решение возвращаться. Уже на подходе к базе связисты получили сообщение открытым текстом об окончании войны.

После Победы И.А. Трискало был назначен флагсвязистом ОВРа. Нужно было продолжать тралить, организовывать и налаживать связь на о. Эзель. Параллельно он успешно сдал на флоте предварительные экзамены в Военно-морскую академию им. Крылова (ныне Военно-морская академия им. Кузнецова). В июле 1945 г. был связистом дивизионов кораблей первого мирного парада на праздновании дня ВМФ в Риге. После этого был отправлен в Ленинград, где успешно поступил в ВМА им. Крылова на факультет связи. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию, был зачислен в адъюнктуру. 

С 1953 г. преподавал теорию электромагнитного поля и распространение радиоволн, антенно-фидерные устройства. Заместитель начальника кафедры, а с 1969 по 1977 гг. - начальник кафедры связи ВМФ. Автор многих учебников и пособий, опубликовал более 150 научных работ. Создатель теории и методов количественной оценки влияния параметров тракта распространения радиоволн и антенно-фидерных устройств на надежность функционирования линий радиосвязи различных диапазонов. Доктор технических наук (1966 г.), профессор (1968 г.). Удостоен звания Почетного профессора Военно-морской академии. Многолетний член Всесоюзной аттестационной коммиссии. Среди его учеников - множество адмиралов Флотов не только Советского Союза, но и иностранных государств: ГДР, Китая, Вьетнама и др.

После выхода в отставку в 1977г. и до конца жизни - преподаватель Института им. Бонч-Бруевича (Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича), возглавлял кафедру усилительных устройств (1978 - 1985).

Ушел из жизни 7 марта 2010 г. на 91-м году жизни.

Награжден Орденом Отечественной войны 2 ст., тремя Орденами Красной Звезды, Орденом за службу Родине в вооруженных силах СССР 3 ст., 35 медалями.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание капитан 1-го ранга
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность связист
Место рождения Украина, село Красная Балка
Годы службы 1939-1977
Дата рождения 22.09.1919
Дата смерти 7.03.2010

Боевой путь

Боевое подразделение Линкор Октябрьская Революция, ОВР Лавенсаари, 4-й дивизион катерных тральщиков ОВРа ОВМБ

Награды

Орден Красная Звезда

Орден Красная Звезда

Из наградного листа. Тов. Трискало за время службы в дивизионе в должности связиста дивизиона с 20-го сентября 1943 года показал себя исключительно дисциплинированным, отлично знающим свою специальность офицером. За вышеуказанный период участвовал в 36-то боевых тральных операциях, из них 19-ть вблизи берегов противника, под сильным воздействием его береговых батарей и кораблей, которые выпускали по катерам за один день по 300-400 снарядов. При тралении новых минных полей врага у о. Тютерса и Кургальского мыса тов. Трискало отлично обеспечивал связь дивизиона с базой, во время траления минных полей противника устранил много повреждений в рациях на ходу и опять передавал и принимал радиограммы, как от командира дивизиона, так и из базы. При несении дозорной службы катерами дивизиона в декабре 1943 года и январе 1944 года, когда от мороза выходили из строя радиостанции, тов. Трискало сам не отдыхая все ночи, применяя рационализацию обогрева станции обеспечивал бесперебойную связь катеров с базой. В тяжелых зимних условиях февраля м-ца катера дивизиона выполнили уже три боевых тральных операции. В ночное время, в тяжелую зимнюю штормовую погоду тов. Трискало сам по 14 часов сидел за радиостанцией и обеспечивал связь дивизиона с базой, благодаря чего операции были выполнены отлично.

Командир 4-го ДКТЩ ОВР Капитан 3-го ранга В. Башун 17 февраля 1944 г.

Орден Отечественной Войны II степени

Орден Отечественной Войны II степени

Из наградного листа. Тов. Трискало в компанию 1944 г. участвовал в 27-и боевых операциях, из коих в 6-и в водах противника под непрерывным воздействием его береговых батарей, кораблей и авиации. 10 февраля 1944 г. при тралении ФВХ в Нарвском заливе для обеспечения десанта катеры дивизиона были отрезаны и атакованы кораблями противника. Тов. Трискало непрерывно держал связь с базой информируя ход событий. 13 мая 1944 г. при тралении вражеского минного поля катера дивизиона подверглись жестокой бомбежке самолетами противника в количестве 19-Ю87 9-ФВ. От сильных взрывов радиоаппаратура выходила неоднократно из строя, но тов. Трискало быстро и умело ликвидировал повреждения и РТС продолжало работать бесперебойно. 28 мая 1944 г. находясь в водах противника в видимости его берегов, при налете вражеской авиации тов. Трисклао вовремя умел дать соответствующее радио в базу, благодаря чего наши самолеты немедленно вышли на поддержку, в ходе этой операции от взрывной волны и осколков все лампы в приемнике были разбиты и перервана цепь питания, несмотря на такое непоправимое повреждение тов. Трискало не имея возможности работать на прием продолжал работать на передаче, благодаря чего прибыла дополнительная поддержка с воздуха и самолеты противника были отогнаны. Во всех без исключения боевых операциях тов. Трискало вел себя исключительно мужественно и смело и всегда обеспечивал бесперебойной связью командование.

Командир (начальник) 4-го ДКТЩ Капитан-лейтенант Новожилов 3 июня 1944 г.

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

Из наградного листа. Тов. Трискало участвовал во всех тральных, десантных операциях дивизиона в компании 1943-44 гг. Мужественный, смелый, настойчивый в выполнении долга офицер; прошел с дивизионом путь приведший дивизион к правительственной награде "Красное Знамя". Не раз приходилось смотреть гибели в глаза, при жестоких бомбежках, штурмовки с воздуха, артиллерийских обстрелах с кораблей и береговых батарей противника. Выполняя свой воинский долг офицера, не проявляя растерянности, решительно и смело показывал образцы мужества и геройства и выходил победителем с противником. В водах противника, на минном поле, на катере ОВД-5, на котором он находился, вышел мотор из строя, от снаряда направленным кораблями противника. Корабли противника приблизились на 30 кб и в упор стали расстреливать катер. Не теряя духа самообладания, решив пойти на пожертвование, во славу Родины, подготовив катер к взрыву, чтобы не быть позорно пленным противником, продолжал вести неравный бой с дивизионом СКД. Благодаря героизму, большому опыту и мужеству были вызваны на помощь свои корабли, которые совершенно разбитый и поврежденный катер довели в свою базу. Катер и личный состав был спасен только лишь из-за геройства тов. Трискало. При высадке десанта на о-в Нарва, для противодействия были высланы большие надводные силы противника. Несмотря на это операция выполнена из-за надежной и мужественной работы офицера связи. 13 и 28 мая 1944 г. при массированном налете авиации на минном поле, катер с старшим командиром операции был поврежден, связь вышла из строя. Благодаря мужественной работе связь в операции была налажена, этим самым появилась возможность вызвать свою авиацию. Операция была выполнена успешно. За мужество, смелость старший лейтенант Трискало достоин награждения орденом Красного Знамени. Командир 4-го ДКТЩ Капитан 3-го ранга Новожилов 17 октября 1944 г. ----Почему-то вместо Ордена Красного Знамени дедушке был вручен Орден Красной Звезды.

Орден Красная Звезда

Орден Красная Звезда

Из наградного листа. Тов. Трискало, за время службы в дивизионе с октября 1943 г. участвовал во всех боевых операциях, проводимых дивизионом по тралению у берегов противника в районе Б. Тютерса, Сомере, Нарвском заливе, в Рижском заливе по очищению п/о Сырве. При выполнении боевых заданий, в тяжелых условиях, под обстрелом береговых батарей и кораблей противника, а также под воздействием самолетов, тов. Трискало вел себя мужественно и стойко, обеспечивая бесперебойную связь дивизиону. Во время зимнего судоремонта 1945 г., благодаря упорному труду тов. Трискало отремонтировал и ввел в строй к началу навигации все радиостанции дивизиона. 08.05.45 г. при выполнении боевого задания непосредственно у берегов противника, катера дивизиона были подвергнуты ураганном арт. обстрелу со стороны противника. Тов. Трискало в этот момент четко принимал приказания и сам лично держал связь со всеми катерами на радиоаппаратуре, чем обеспечил правильное руководство катерами при арт. обстреле. Тов. Трискало, как офицер вел себя храбро и смело. Достоин правительственной награды "Орден "Красная Звезда" Командир ??? 3 БТР ОМОР КБФ Капитан 3 ранга Жуков 11.05.45 г.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: