Иван
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Томских Иван Федорович, родился 10.03.1915 года в с. Мирсаново Шилкинского района Читинской области в семье крестьян Томских Федора Георгиевича и Томских Евдокии Автономовны. Работал с 16 лет медником. В 1936г. был принят в Арбагарское шахтоуправление на должность шофера. 19.04.1938г. был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Служба проходила в 405 автомобильном батальоне.Работая шофером в Арбагарском шахтоуправлении, а также при прохождении службы в РККА Иван Федорович ежедневно оттачивал навыки вождения и изучения матчасти. После прохождения службы в РККА 02.01.1940г. Томских Иван Федорович был принят в Арбагарское шахтоуправление на должность шофера легковой машины, управлял легковым автомобилем ГАЗ М-1 (Эмка). Шилкинским РВК Читинской области 24.07.1941 г. был мобилизован в ряды советской армии в 595 батальон аэродромного обслуживания. Боевой подругой в годы войны была та самая Эмка, на которой он работал в мирное время. В апреле 1943 года был переведен в Управление 316-й штурмовой авиационной дивизии. С 09.08.1945г. по 03.09.1945г. участвовал в Советско-Японской войне. Во время службы в РККА принимал участие в боевых действиях в Монголии на реке Халхин-Гол; возил снаряды для гаубиц на грузовой машине ЗИС-5. Неоднократно подвергался бомбежкам японских самолетов. Принимал участие в освобождении территорий, захваченных японцами. С момента пребывания на фронте борьбы с японским империализмом Иван Федорович всегда находился в передовой колонне. Он проводил свою машину в трудных условиях через монгольские безводные степи и горный хребет Большой Хинган не имея ни одной поломки. Много помогал другим шоферам в устранении дефектов на их машинах. Благодаря знанию своего дела и заботливому отношению к матчасти были обеспечены безаварийные переходы автомашин до места дислокации штаба. При захвате одного из японских блиндажей им был найден русский офицер. На нем была форма с погонами капитана. Офицер был мерт, он был связан веревкой и у него были выколоты глаза, а на груди и на лбу были вырезаны пятиконечные звезды. Иван Федорович видел, что при переходе через Большой Хинган на вершине хребта был подбит советский танк японцем-смертником, закованным в цепи. Японец-смертник выждал время, и когда танк уже подъезжал к вершине хребта, японец выскочил из ДОТа, расположенного на хребте, и бросил гранату в наш танк. Советский танк был подбит, но, он успел выстрелить и уничтожить ДОТ противника. Дорога была открыта и советская армия двинулась вперед. После захвата аэродрома города ЧаньЧунь Иван Федорович был переброшен на самолете штурмовике Ил-2 на захваченный аэродром. На этом аэродроме находился автомобиль бьюик, брошенный бежавшим немецким послом. От советских солдат в качестве трафея Иван Федорович получил этот автомобиль и дальше продолжил воевать на нем. После освобождения Китая советскими войсками, в составе которых служил Иван Федорович, благодарные китайцы дарили советским солдатам рис и арбузы. После окончании войны в марте 1946 года Иван Федорович был демобилизован. Он вернулся в родной поселок Арбагар и продолжил работу шофером в Арбагарском шахтоуправлении до выхода на пенсию. За участие в боевых действиях Иван Федорович был награжден медалями "За боевые заслуги", "За победу над Японией", "За доблесть и отвагу в Великой Отечественной Войне", "Халхын Гол ХХХ 1939-1969", медалью Жукова, юбилейными медалями "20 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.", "30 лет победы в Великой Отечественной Войне", "40 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.", "50 лет победы в Великой Отечественной Войне", "50 лет вооруженных сил СССР", "60 лет Вооруженных Сил СССР", "70 лет Вооруженных Сил СССР", был награжден орденом "Отечественной войны II степени". В военные годы Иван Федорович показал себя дисциплинированным, выдержанным и хорошо знающим свою специальность. Вверенные ему автомобили как в военные годы, так и в мирное время содержал в хорошем состоянии, был аккуратен и любил свое дело. Был трудолюбив. К нему обращались люди за помощью и он никому не отказывал. Все, кто знал Иван Федоровича, уважали и ценили его. В 1982 году Иван Федорович был награжден медалью "Ветеран труда". Умер Иван Федорович 07.11.1996г.
Воспоминания
внучка Титова (Томских) Екатерина Ивановна
Дедушка был добрым и веселым человеком. Он любил шутить. Любил слушать музыку, петь песни и частушки. Сам сочинял песни и стихи. У него был чемоданчик, в котором хранились тетради с записями, стихами и песнями военного времени. До сих пор помню задорную песню "Сшила узкую юбку мадам", которую дедушка пел на семейных застольях. Любил слушать музыку гармони. Любил природу. К любому делу относился с душой и всегда старался начатое дело довести до конца. Очень любил возиться с машинами. У него был большой гараж, в котором было много разных инструментов, станков, деталей. У него был автомобиль запорожец, который дед обожал, бережно к нему относился и любовался им. Склад ума у деда был изобретательный. Когда не было подходящей автомобильной детали он вытачивал ее самостоятельно своими руками. Мастерил нам интересные игрушки. Не забуду игру в кости; вместо привычных нам кубиков для игры использовались кости из суставов животных. У деда была целая банка таких костей, покрытых лаком,и когда мы гостили у деда играли в них. Он не любил смотреть фильмы о войне и рассказывать о ней, уж очень много плохих воспоминаний с ней связано. Все, кто знал деда уважали его. На заборе, которым был огорожен дом, в котором жил мой дедушка, была прикреплена красная звезда и мы гордились им. В своей жизни он воплотил в реальность всем известную золотую заповедь, а именно: посадил дерево, вырастил сына и двух дочерей, построил дом, а еще воспитал внучек и внука.