Ткаченко Никита  Иванович
Ткаченко
Никита

Иванович
Связист, линейный надсмотрщик

История солдата

          Мой дед, Ткаченко Никита Иванович,1919 года рождения,  уроженец  с. Клиновое Артемовского района Донецкой области.Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, мой дед, Ткаченко Никита Иванович, будучи призванным в сентябре 1939 года, находился  на срочной воинской службе  в Особом корпусе железнодорожных войск в составе 11-го эксплуатационного железнодорожного полка 4-й, а затем 5-й роты 1-го батальона, дислоцирующегося на Дальнем Востоке .Военная специальность- связист, линейный надсмотрщик.Части и соединения Особого корпуса  выполняли задачи строительству и реконструкции железнодорожной сети Дальнего Востока, повышая надежность транспортного обеспечения  края, войск, дислоцированных на этой территории, тем самым снижая военную угрозусо стороны Японии.После переброски 11-го  экспедиционного полка на западный фронт, дед  участвовал в боях против фашистской Германии в составе 2-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов.Обеспечивал связь между фронтами, различными воинскими соединениями, фронта и тыла, в том числе однажды связь командующего 3-м Белорусским фронтом маршала Василевского  А.М.  со  Ставкой Верховного Главнокомандующего.Обеспечивал надежную работы транспортного сообщения через  железнодорожные станции,  занятые передовыми частями Красной Армии, своевременного тылового обеспечения фронта. Назначался комендантомотдельных станций, дежурным передвижных постов.Участвовал в освобождении Восточной Пруссии, Польши, взятии Кенигсберга. Награжден медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга».После окончания войны с Германии, в составе 11-го полка был направлен на Дальний Восток для участия в боях с Японией.  Службу продолжилась. Был демобилизован в 1948 году.

Регион Украина
Воинское звание Связист, линейный надсмотрщик
Населенный пункт: Донецк

Воспоминания

И Марина

Делясь воспоминаниями, дед отмечал, что железные дороги времен Великой Отечественной – важнейшие артерии, обеспечивающие успешное наступление советских войск. Отступая, противник делал все, чтобы их разрушить, замедлить или не допустить их восстановления.



Приходилось обеспечивать связь и удерживать контроль над железнодорожным полотном под огнем противника. Были случаи, когда проводя ремонтные работы, в одиночку, дед принимал бой с отступающими фашистами, вражескими диверсантами, обеспечивал охрану железнодорожных объектов.



Дед рассказывал, что каждый день на фронте для него, как для солдата роты связи, чтобы обеспечить надежность транспортного сообщения, надо было принимать оперативные решения и действовать мобильно и незамедлительно. А для этого ему требовались твердость, решительность и смелость, хорошая подготовка в военно-профессиональном отношении. Именно такими качествами обладали его боевые товарищи, которыми он дорожил и гордился. Они были различной национальности со всех уголков страны.



Часто вражеские самолеты производили бомбардировку станций, где проводились работы по погрузке составов, ремонтные работы. Несмотря на такую обстановку будучи дежурным по станции, дед продолжал руководить погрузкой эшелона, ремонтные работы, обеспечив окончание ее в срок.



При воздушных налетах и артиллерийских обстрелах, боевые товарищи деда, машинисты, умелым маневрированием выводили из под огня поезда с боеприпасам без потерь и повреждений.



Иначе никак нельзя было. Как он говорил, к железнодорожным войскам предъявлялись исключительно высокие требования.



Из воспоминаний деда: «Бывало еще вчера на станции хозяйничали фашисты. Ночью их выбили наши передовые части, а утром здесь уже работали мы, военные железнодорожники. Значит, к вечеру, если не раньше, сюда подойдут составы со снарядами, патронами, продуктами. Значит, можно уверенно двигаться перед. Будет чем громить врага».



25 апреля 1945 года в 18.00 на станцию Берлин-Лихтенберг прибыл наш первый поезд. Привела его паровозная бригада солдат Особого корпуса железнодорожных войск. В том событии – и частичка воинской доблести моего деда, солдата связи 11-го эксплуатационного полка Ткаченко Никиты Ивановича.



Солдаты полка, контактируя с гражданским населением освобожденных территорий, помогали им в налаживании мирной жизни. Однажды, находясь на территории Польши, и выполняя задание, дед шел вдоль железнодорожного полотна. Вдруг он услышал крик. То был крик о помощи, тонувшей в озере девушки. Дед немедля кинулся в воду на помощь, вытащил ее, оказал необходимую 1-ю помощь и вернулся на свой маршрут для выполнения срочного задания. Уже возвращаясь и зайдя в крайнюю хату, дед узнал в лежащей на кровати больной, ту самую девушку.
Мой дед, Ткаченко Никита Иванович, был просто солдатом, солдатом Второй мировой, как и миллионы советских граждан, вставших на защиту родной земли, прошедшими ад и выполнившими свой долг до конца.



Так случилось, что воинская служба моего деда оказалась длинною в 9 с лишним лет. Находясь на фронте, он не знал, что во время вражеской бомбежки его малой родины -Донбасса, погибла его мама.



И сегодня, спустя более чем 70 лет, вновь на родине моего деда, где живет и моя мама, рвутся снаряды и гибнут мирные люди.



Чтобы сказал мой дед? Я думаю, что он бы не поверил…

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: