Иван
Никитович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Эпизод Великой Отечественной Войны (ВОВ) с участием Тиличенко Ивана Никитовича 1912-1999гг.
В начале войны Тиличенко И. Н. служил в железнодорожных войсках, техником мастерских в звании лейтенанта. При отступлениях, чтобы враг не воспользовался железнодорожным полотном, стояла задача уничтожать это полотно.
Немцы в недалеком будущем, с такой же задачей справлялись следующим образом: Паровоз тянул специально оборудованный вагон, с которого на каждую рельсу опускался лоток, по ним скатывались цилиндрические шашки и взрывались. В результате получались короткие куски рельс, из них потом при наступлении, техническая рота в которой служил Тиличенко И. Н. восстанавливали железнодорожное полотно.
Опять возвращаясь к началу войны и нашему отступлению, для разрушения железнодорожного полотна Тиличенко И. Н. предложил использовать паровоз и кусок рельсы согнутый как подкова. Эта «подкова» заводилась под рельсы ж/д полотна и цеплялась к паровозу, при его движении предполагалось, что будут отрываться костыли от шпал, а металлические рельсы деформируются.
Командование идею одобрила. Для испытания в полевых условиях, т.е. от линии фронта и до расположения наших войск, испортить железнодорожное полотно, послали изобретателя Тиличенко И. Н.
Но так как он был беспартийным, то обязательно с ним надо отправить партработника. Собрали партсобрание и предложили коммунистам выбор, кто добровольно поедет к линии фронта с Тиличенко И. Н. вызвался партработник по фамилии Станкевич, этот коммунист не прятался за спины других, может поэтому он погиб и до победы не дошел.
Выделили паровоз, с его помощью из рельсы согнули «подкову», несколько солдат сели в открытую платформу и вечером Тиличенко И. Н. с партработником тронулись к линии фронта.
Подъезжая в намеченный квадрат, увидели немецких мотоциклистов с пулеметами, которые по переезду пересекли железнодорожное полотно и удалились. Сильно торопились по своему заданию, или не могли себе представить что паровоз Советской Армии.
Прибыв на место, завели «подкову» под рельсы, зацепили к паровозу и он тронулся, точнее пытался, но только пробуксовывал на месте и не мог сдвинуться. Не хватало мощности. Что делать в такой ситуации?
Мысли мелькали всякие, техническая смекалка работала в голове Тиличенко И. Н. а что если «подкову» завести под одну рельсу, тогда паровоз справится. Но это только ползадания, командование не поймет и к тому же из оставшейся рельсы можно восстановить железнодорожное полотно, а это не приемлемо. Надо каким то образом увеличить мощность паровоза, но как это сделать, находясь практически в тылу врага с ограниченным временем на выполнение задания.
Как раз в таких экстремальных условиях человек может найти выход казалось бы из безвыходной ситуации. А что если удвоить мощность, использовав не один, а два паровоза. Вернуться назад за вторым паровозом с солдатами, не выполнив задания, -расценили бы как дезертирство. Тиличенко И. Н. предложил Станкевичу ехать на паровозе в часть за вторым паровозом, а он с солдатами и парой винтовок будут ждать тут же в лесу. Хорошо, что летом тепло, и повезло с отсутствием дождей. Шуметь, жечь костры, курить нельзя, хотя Тиличенко И. Н. не курил, а отдавал выдаваемые комсоставу папиросы солдатам (они его уважали и не только за это) он был добрый, вежливый, справедливый. Время тянулось медленно. Думая о неудачной попытке Тиличенко И. Н. подумал, что можно было повытаскивать костыли на некотором участке жел. дороги в ручную, тогда паровоз набрав скорость выполнил свою работу. Но это теоретически, могло и не получиться.
Солдаты ходили слушать рельсы, прикладывая к ним уши, но шума приближавшихся паровозов не было. Казалось прошла вечность. И как бывает в таких случаях паровоз сначала один, а потом другой появились неожиданно пыхтя и дымя со своих закопченных труб. Коммунист не подвел. Спасибо ему за это.
Когда оба паровоза начали тянуть друг друга и «подкову» из рельсы заведенную под ж/д полотно, раздалась пулеметная очередь. Один солдат соскочил с платформы на насыпь и полусогнутый рванулся к лесу. Тиличенко И. Н. остановил паровозы и звуковая очередь исчезла, солдат вернулся. Оказалось звук напоминающий пулеметную очередь издавали вылетающие костыли, крепящие рельсы к шпалам. После такой операции обе рельсы скручиваются винтом по всей длине и восстановлению не подлежат их выправить не возможно.
Задание было выполнено с превосходным результатом и без потерь личного состава. Этот опыт применялся и в дальнейшем, сильно сдерживая скорость переброски живой силы и техники фашистов при их наступлении.
За это командование представило Тиличенко И. II. к боевой награде Орден Красной Звезды № 743317.
Можно сделать вывод, что благодаря таким людям, как Тиличенко И. Н. и их воплощенным идеям Советский Союз победил в ВОВ с фашизмом 09 мая 1945 г.